В конце 2010 г. Минфин России выпустил целый ряд приказов, которыми были утверждены планы счетов для всех типов государственных (муниципальных) учреждений, формы первичных документов и регистров учета, Указания о порядке применения бюджетной классификации, инструкция о порядке составления и представления отчетности.
Несмотря на большое количество документов, новой информации, по сравнению с ранее действовавшими инструкциями № 148н (в части форм документов), № 128н и с опубликованным Единым планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению, немного. Проанализируем, какие новшества содержатся в новых нормативных актах.
Планы счетов и инструкции по их применению для трех типов государственных (муниципальных) учреждений
Общая характеристика изменений
Три плана счетов и три инструкции по их применению, соответственно, для казенных, бюджетных и автономных учреждений не содержат ничего принципиально нового, чего нельзя было бы логически заключить из Единого плана счетов бухгалтерского учета, основных положений Закона № 83-ФЗ и методологии учета, уже сформировавшейся в Инструкции № 148н.
Инструкция № 157н не содержит ни конкретных хозяйственных операций и бухгалтерских записей, ни видов первичных документов, все это указано в инструкциях к планам счетов. По сравнению с технологией учета, реализованной в Инструкции № 148н, существенных изменений нет, если не считать новшеств, привнесенных в учетные процессы в связи с особенностями деятельности отдельных типов учреждений, в частности введения новых счетов:
* 105 08 "Товары" и 105 09 "Наценка на товары";
* 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг";
* 502 02 "Принятые денежные обязательства";
* 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами";
* 210 06 "Расчеты с учредителем";
* 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами";
* 506 00 "Право на принятие обязательств";
* 507 00 "Утвержденный объем финансового обеспечения";
* 508 00 "Получено финансового обеспечения".
Общий уровень внесенных доработок проиллюстрируем на конкретном примере.
Пример
По сравнению с действовавшей ранее Инструкцией № 148н в инструкции № 162н, 174н, 183н были добавлены бухгалтерские записи по списанию просроченной задолженности. Ничего принципиально нового они не содержат, их отсутствие в Инструкции № 148н можно объяснить только недосмотром. Вместе с тем, и в Инструкции № 162н бухгалтерские записи по списанию задолженности приведены не для всех ее видов. Полная корреспонденция счетов содержится только в двух последних по времени выхода инструкциях № 174н и № 183н.
Счет учета просроченной задолженности |
КОСГУ |
|||
Инструкция № 148н |
Инструкция № 162н |
Инструкция № 174н |
Инструкция № 183н |
|
205 00 |
173 |
173 |
173 |
173 |
207 00 |
Не определено |
173 |
173 |
173 |
209 00 |
Не определено |
173 |
173 |
173 |
301 00 |
Не определено |
Не определено |
173 |
173 |
302 00 |
Не определено |
Не определено |
173 |
173 |
304 00 |
Не определено |
Не определено |
173 |
173 |
206 00 |
273 |
273 |
273 |
273 |
301 00 |
Не определено |
273 |
273 |
273 |
208 00 |
Не определено |
Не определено |
273 |
273 |
В целом План счетов бюджетного учета, планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений очень схожи. Различия между инструкциями № 174н и № 183н можно назвать минимальными.
Основные различия
Основные различия между планами счетов и инструкциями по их применению обусловлены следующими особенностями деятельности государственных (муниципальных) учреждений.
Сферы деятельности. В планах счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений отсутствуют счета учета, используемые финансовыми органами и органами казначейства, а также счета учета имущества казны; не предусмотрены счета учета доходов по кодам 110, 151, 160 КОСГУ (в рамках групп счетов 205 00, 401 10) и счета учета расходов по кодам 251, 261 КОСГУ (в рамках групп счетов 206 00, 302 00, 401 20).
Способы финансового обеспечения. Для бюджетных и автономных учреждений в планах счетов отсутствуют счета учета расчетов с финансовым органом по поступлениям в бюджет (210 02, 210 04) и по платежам из бюджета (304 05), а также счета учета бюджетных ассигнований (503 00) и лимитов бюджетных обязательств (501 00), предусмотренные для казенных учреждений.
У казенных учреждений в Плане счетов бюджетного учета отсутствуют счета 507 00 "Утвержденный объем финансового обеспечения" и 508 00 "Получено финансового обеспечения", предусмотренные для бюджетных и автономных учреждений. Для бюджетных и автономных учреждений предусмотрено отражение на счете 504 00 "Сметные (плановые) назначения" сметных назначений не только по расходам (как для казенных), но и по доходам. Сметные назначения по доходам отражаются по кредиту счета 504 00 и дебету счета 507 00.
Для бюджетных и автономных учреждений предусмотрено использование счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами", в т. ч. с целью отражения временного использования средств одного источника финансового обеспечения для оплаты обязательств, принятых за счет другого источника, и последующего восстановления использованных средств.
Например, когда необходимо срочно оплатить услуги, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств субсидий, но субсидия еще не поступила и учреждение вынуждено произвести оплату за счет имеющихся средств от приносящей доход деятельности, счет 304 06 используется для отражения временного разрыва по источникам. В бухгалтерском учете учреждения при этом производятся следующие записи:
№ п/п |
Содержание операции |
Бухгалтерская запись |
|
дебет счета |
кредит счета |
||
1 |
Отражена сумма субсидий на выполнение госзадания согласно смете |
4 504 10 180 |
4 507 10 180 |
2 |
Акцептован счет за услуги, оплата которого предполагается за счет средств субсидий |
4 401 20 226 |
4 302 26 730 |
3 |
Оплачен счет за услуги из средств от приносящей доход деятельности, поскольку средства субсидии еще не поступили |
2 304 06 830 |
2 201 11 610 |
4 |
Принято обязательство по восстановлению иного источника финансового обеспечения |
4 302 26 830 |
4 304 06 730 |
5 |
Поступили средства субсидий |
4 201 11 510 4 507 10 180 |
4 205 81 660 4 508 10 180 |
6 |
Исполнено (уменьшено) обязательство по восстановлению иного источника финансового обеспечения |
4 304 06 830 2 201 11 510 |
4 201 11 610 2 304 06 730 |
Права на распоряжение имуществом. Для бюджетных и автономных учреждений в планах счетов бухгалтерского учета предусмотрено выделение особо ценного движимого имущества (аналитическая группа 20 синтетического счета объекта учета Единого плана счетов), в т. ч. и в составе материальных запасов. Для казенных учреждений в Плане счетов бюджетного учета предусмотрено только иное движимое имущество (аналитическая группа 30 синтетического счета объекта учета Единого плана счетов).
Взаимоотношения с учредителями. В планах счетов бюджетных и автономных учреждений предусмотрен счет 210 06 "Расчеты с учредителем". В частности, в п. 116 Инструкции № 174н и п. 119 Инструкции № 183н приведены бухгалтерские записи при поступлении основных средств и нематериальных активов в оперативное управление учреждения и возврате учредителю при прекращении оперативного управления в корреспонденции со счетом 210 06.
Применять счет 210 06 следует не только при получении объектов нефинансовых активов от учредителя в натуральном виде, но и в случае их приобретения за счет средств целевых бюджетных инвестиций. Указанные операции отражаются в учете бюджетного или автономного учреждения таким образом, чтобы не возникало начисленного дохода (сальдо счета 401 10), т. к. в данном случае финансовый результат не формируется:
В результате выполненных записей в учете учредителя и бюджетного учреждения на одну и ту же сумму увеличатся сальдо счетов 1 204 33 000 (дебетовое) и 5 210 06 000 (кредитовое) соответственно.
В соответствии с положениями п. 238 Инструкции № 157н и исходя из особенностей правового статуса казенных учреждений у них не должно быть никаких расчетов с учредителем. Счет 210 06 не упомянут в Инструкции № 162н. Тем не менее, видимо, по недосмотру счет 210 06 указан в Плане счетов бюджетного учета, а также в таблице соответствия счетов Плана счетов бюджетного учета, утвержденного приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н, Плану счетов бюджетного учета, утвержденному приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению", доведенной письмом Минфина России от 29.12.2010 № 02-06-07/5396.
Распоряжение денежными средствами. В Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений в отличие от автономных не предусмотрено использование счетов 0 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации", 0 201 22 000 "Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты в кредитной организации".
Ограниченное использование автономными учреждениями КОСГУ. В Плане счетов бухгалтерского учета автономных учреждений использование кодов КОСГУ, отражающих увеличение и уменьшение активов и обязательств, не предусмотрено (коды 310—410, 510—610, 560—660, 730—830 и т. д.). Коды КОСГУ применяются только в счетах учета затрат и доходов, внутриведомственных расчетов, плановых показателей (109 00, 401 00, 304 04, 502 00, 504 00, 507 00, 508 00). Также в текст Инструкции № 183н внесено описание экономического содержания операций для выбора аналитического счета в рамках счетов 302 00, аналогичное положениям законодательства о применении КОСГУ.
Бюджетная классификация
Коды бюджетной классификации меняются ежегодно. Изменения классификации доходов и расходов бюджета, как правило, мало беспокоят бухгалтеров, т. к. они своевременно отслеживаются финансовыми органами и органами казначейства. Например, с 2011 г. подраздел расходов бюджета "Другие общегосударственные вопросы" изменил номер с 0114 на 0113, что не стало для учреждений проблемой, несмотря на поздний выход в свет Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2010 № 190н (далее — Указания № 190н).
Больше всего бухгалтеров волнуют изменения в порядке применения КОСГУ. В этом отношении Указания № 190н не должны доставить им особого беспокойства: в части применения КОСГУ в них в значительном объеме был включен текст системного письма Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383 (далее — Методические рекомендации по применению КОСГУ).
Из сохраненных с 2010 г. минусов следует отметить, что по-прежнему расходы на приобретение (изготовление) бланочной продукции относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Также обращает на себя внимание тот факт, что в процессе переноса "потерялись" некоторые разъяснения. Например, из комментариев к подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ исключены упоминания:
✓ о замене (установке) окон, дверей (ворот), осуществляемой исполнителем в рамках договора, заключенного бюджетным учреждением в целях восстановления эксплуатационных показателей (качества применения) объектов нефинансовых активов (зданий, сооружений);
✓о замене (ремонте) элементов отопительной системы, систем водоснабжения, канализации, ассенизации, освещения, входящих в стоимость здания;
✓о замене (ремонте) покрытия пола, стен, потолка (в т. ч. их окраска, монтаж навесного потолка), других отделочных работах. Конечно, из этого не следует, что такие расходы больше не относятся на подстатью 225 КОСГУ. Очевидно, что относятся, т. к. это ремонт и восстановление нефинансовых активов, но процесс доказательства своей правоты бухгалтерами может осложниться.
В комментариях к подстатье 225 КОСГУ не сохранилось уточнение, что в результате проведения ремонтных работ могут быть затронуты (изменены) характеристики надежности и безопасности объектов нефинансовых активов, однако проведение ремонтных работ не приводит к увеличению стоимости объектов нефинансовых активов.
Кроме некоторых "потерь" в текстах комментариев к статьям (подстатьям) КОСГУ при переносе из Методических рекомендаций по применению КОСГУ в Указания № 190н не сохранился ряд важных положений.
К примеру, второй раздел Методических рекомендаций по применению КОСГУ содержал очень важное в правоприменительном плане разъяснение для бухгалтеров и работников контрольно-ревизионных органов, касающееся использования термина "нецелевое использование бюджетных средств".
В этом разделе было указано, что не может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств (а самое большее как методологическая ошибка) отражение расходов по статьям (подстатьям) КОСГУ в следующих случаях:
· если для какой-либо хозяйственной операции ни в федеральных, ни в локальных учетных стандартах нет прямых указаний об отнесении расходов на статью (подстатью) КОСГУ;
· если работники ревизионных органов не согласны с тем выбором статьи КОСГУ, который сделали бухгалтеры учреждения.
В Указаниях № 190н, к сожалению, это разъяснение отсутствует. Но, тем не менее, по нашему мнению, в таких случаях по-прежнему можно ссылаться на письмо Минфина России от 18.12.2009 № 02-07-10/5856 аналогичного содержания.
Формы отчетности
Общая характеристика изменений
Впервые с 2005 г. новый приказ о порядке составления и представления отчетности увидел свет не перед годовым отчетом за истекший год, а практически одновременно с выходом новой инструкции по учету. Это можно оценить или как оперативность, или как торопливость.
Поскольку с 2011 г. через счета, открытые в органах казначейства, также будут осуществляться операции со средствами бюджетных и автономных учреждений, в состав отчетности для органов казначейства добавлен ряд новых форм:
· Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года органа, осуществляющего кассовое обслуживание бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (ф. 0503111);
· Баланс по операциям кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (ф. 0503154);
· Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (ф. 0503155).
Что касается существовавших ранее форм, видимые изменения затронули только две из них:
· Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130), включая Справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах;
· Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230), включая Справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах.
Балансы (ф. 0503130) и (ф. 0503230) приведены в соответствие положениям Инструкции № 162н:
· введено разделение имущества на недвижимое, иное движимое и находящееся в лизинге (предусмотрены разные строки отчета);
· введено разделение денежных средств на размещенные в казначействе и в кредитных организациях (предусмотрены разные строки отчета);
· добавлены строки для указания данных о себестоимости незавершенного производства (счет 109 00) и расходов будущих периодов (счет 401 50).
В связи с добавлением новых счетов ко многим итоговым строкам, по которым предусмотрена расшифровка показателей по аналитическим счетам, комментарий "в том числе:", предполагавший, что далее указаны все аналитические счета и показатель строки равняется сумме всех расшифровывающих его строк, заменен на комментарий "из них:". Это означает, что показатель по итоговой строке не обязательно будет равен сумме строк после слов "из них".
Как серьезную проблему следует отметить факт, что действующим законодательством не предусмотрена возможность использования казенными учреждениями средств ОМС. Тем не менее, в реальной практике ряд ведомственных медицинских учреждений Минобороны России и МВД России обслуживают пациентов по медицинским полисам и получают средства от медицинских страховых компаний. Как минимум до окончания 2011 г. многие лечебные учреждения уровня субъектов РФ, муниципальных районов и городских округов будут получать финансовое обеспечение в форме бюджетных ассигнований, следовательно, на них будет распространяться порядок ведения учета и составления отчетности для казенных учреждений.
Совершенно непонятно, каким образом следует вести учет и формировать отчетность в части использования средств ОМС (источник финансового обеспечения "7") этим двум группам учреждений: либо нарушать Инструкцию № 157н и отражать средства ОМС, как и ранее, по источнику "2", либо при формировании отчетности объединять данные по источникам "2" и "7" в одну графу.
Далее хотелось бы уделить внимание еще одной форме отчетности, изменения которой произошли к отчету за 2010 г., но понимание порядка ее заполнения по-прежнему остается актуальным для бухгалтеров. Речь пойдет о Сведениях об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177), которые представляются в составе Пояснительной записки (ф. 0503160).
Нормативные документы, которых ещё нет
В апреле 2011 года ожидаются к выходу указания по порядку перехода на новые инструкции по учету, а которых должны быть решены, в частности, следующие вопросы:
· порядок доначисления амортизации основных средств и нематериальных активов балансовой стоимостью от 20 000 до 40 000 руб. включительно до 100%;
· порядок переноса остатков по расчетам по налогу на имущество и земельному налогу со счета 303 05 на счета 303 12 и 303 13;
· порядок переноса стоимости движимого имущества на раздельные счета особо ценного и иного движимого имущества;
· порядок переноса остатков незавершенного производства со счета 106 04 на счета 109 00;
· порядок выделения стоимости товаров из остатков счета 105 07 (товары и готовая продукция) и переноса на счета 105 38 и 105 39;
· порядок восстановления на забалансовых счетах 24, 25, 26 данных об имуществе, переданном в аренду, пользование по состоянию на 1 января 2011 г.
Также следует ожидать выхода указаний для автономных учреждений по переносу остатков со счетов коммерческого плана счетов на счета Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.
* План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — План счетов бюджетного учета, Инструкция № 162н).
План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, Инструкция № 174н). План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее — План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, Инструкция № 183н).
Начать дискуссию