Бухгалтерия

Новшества в бухгалтерском учете, отчетности, классификации с 2011 года

В конце 2010 г. Минфин России выпустил целый ряд приказов, которыми были утверждены планы счетов для всех типов государственных (муници­пальных) учреждений, формы первичных документов и регистров учета, Ука­зания о порядке применения бюджетной классификации, инструкция о по­рядке составления и представления отчетности.

В конце 2010 г. Минфин России выпустил целый ряд приказов, которыми были утверждены планы счетов для всех типов государственных (муници­пальных) учреждений, формы первичных документов и регистров учета, Ука­зания о порядке применения бюджетной классификации, инструкция о по­рядке составления и представления отчетности.

Несмотря на большое количество документов, новой информации, по сравнению с ранее действо­вавшими инструкциями № 148н (в части форм документов), № 128н и с опуб­ликованным Единым планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению, немного. Проанализируем, какие новшества содержатся в новых нормативных актах.

Планы счетов и инструкции по их применению для трех типов государственных (муниципальных) учреждений

Общая характеристика изменений

Три плана счетов и три инструкции по их применению, соответ­ственно, для казенных, бюджетных и автономных учреждений не содержат ничего принципиально нового, чего нельзя было бы логиче­ски заключить из Единого плана счетов бухгалтерского учета, основ­ных положений Закона № 83-ФЗ и методологии учета, уже сформи­ровавшейся в Инструкции № 148н.

Инструкция № 157н не содержит ни конкретных хозяйственных операций и бухгалтерских записей, ни видов первичных документов, все это указано в инструкциях к планам счетов. По сравнению с тех­нологией учета, реализованной в Инструкции № 148н, существенных изменений нет, если не считать новшеств, привнесенных в учетные процессы в связи с особенностями деятельности отдельных типов уч­реждений, в частности введения новых счетов:

*   105 08 "Товары" и 105 09 "Наценка на товары";

*   109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг";

*   502 02 "Принятые денежные обязательства";

*   210 05 "Расчеты с прочими дебиторами";

*   210 06 "Расчеты с учредителем";

*   304 06 "Расчеты с прочими кредиторами";

*   506 00 "Право на принятие обязательств";

*   507 00 "Утвержденный объем финансового обеспечения";

*   508 00 "Получено финансового обеспечения".

Общий уровень внесенных доработок проиллюстрируем на кон­кретном примере.

Пример

По сравнению с действовавшей ранее Инструкцией № 148н в инструкции № 162н, 174н, 183н были добавлены бухгалтерские записи по списанию просроченной задолженности. Ничего принципиально нового они не содержат, их отсутствие в Инструкции № 148н можно объяс­нить только недосмотром. Вместе с тем, и в Инструкции № 162н бухгалтерские записи по списанию задолженности приведены не для всех ее видов. Полная корреспонденция счетов со­держится только в двух последних по времени выхода инструкциях № 174н и № 183н.

Счет учета

просроченной

задолженности

КОСГУ

Инструкция

№ 148н

Инструкция

№ 162н

Инструкция

№ 174н

Инструкция

№ 183н

205 00

173

173

173

173

207 00

Не определено

173

173

173

209 00

Не определено

173

173

173

301 00

Не определено

Не определено

173

173

302 00

Не определено

Не определено

173

173

304 00

Не определено

Не определено

173

173

206 00

273

273

273

273

301 00

Не определено

273

273

273

208 00

Не определено

Не определено

273

273

В целом План счетов бюджетного учета, планы счетов бухгалтер­ского учета бюджетных и автономных учреждений очень схожи. Раз­личия между инструкциями № 174н и № 183н можно назвать мини­мальными.

 Основные различия

Основные различия между планами счетов и инструкциями по их применению обусловлены следующими особенностями деятельно­сти государственных (муниципальных) учреждений.

Сферы деятельности. В планах счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений отсутствуют счета учета, используемые фи­нансовыми органами и органами казначейства, а также счета учета иму­щества казны; не предусмотрены счета учета доходов по кодам 110, 151, 160 КОСГУ (в рамках групп счетов 205 00, 401 10) и счета учета расходов по кодам 251, 261 КОСГУ (в рамках групп счетов 206 00, 302 00, 401 20).

Способы финансового обеспечения. Для бюджетных и автономных учреждений в планах счетов отсутствуют счета учета расчетов с фи­нансовым органом по поступлениям в бюджет (210 02, 210 04) и по платежам из бюджета (304 05), а также счета учета бюджетных ассиг­нований (503 00) и лимитов бюджетных обязательств (501 00), преду­смотренные для казенных учреждений.

У казенных учреждений в Плане счетов бюджетного учета отсут­ствуют счета 507 00 "Утвержденный объем финансового обеспече­ния" и 508 00 "Получено финансового обеспечения", предусмотрен­ные для бюджетных и автономных учреждений. Для бюджетных и ав­тономных учреждений предусмотрено отражение на счете 504 00 "Сметные (плановые) назначения" сметных назначений не только по расходам (как для казенных), но и по доходам. Сметные назначения по доходам отражаются по кредиту счета 504 00 и дебету счета 507 00.

Для бюджетных и автономных учреждений предусмотрено использо­вание счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами", в т. ч. с целью от­ражения временного использования средств одного источника финан­сового обеспечения для оплаты обязательств, принятых за счет другого источника, и последующего восстановления использованных средств.

Например, когда необходимо срочно оплатить услуги, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств субсидий, но субсидия еще не поступила и учреждение вынуждено произвести оплату за счет имеющихся средств от приносящей доход деятельно­сти, счет 304 06 используется для отражения временного разрыва по источникам. В бухгалтерском учете учреждения при этом произво­дятся следующие записи:

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерская запись

дебет счета

кредит счета

1

Отражена сумма субсидий на выполне­ние госзадания согласно смете

4 504 10 180

4 507 10 180

2

Акцептован счет за услуги, оплата которого предполагается за счет средств субсидий

4 401 20 226

4 302 26 730

3

Оплачен счет за услуги из средств от приносящей доход деятельности, поскольку средства субсидии еще не по­ступили

2 304 06 830

2 201 11 610

4

Принято обязательство по восстанов­лению иного источника финансового обеспечения

4 302 26 830

4 304 06 730

5

Поступили средства субсидий

4 201 11 510 4 507 10 180

4 205 81 660 4 508 10 180

6

Исполнено (уменьшено) обязательство по восстановлению иного источника финансового обеспечения

4 304 06 830 2 201 11 510

4 201 11 610 2 304 06 730

Права на распоряжение имуществом. Для бюджетных и автономных учреждений в планах счетов бухгалтерского учета предусмотрено вы­деление особо ценного движимого имущества (аналитическая группа 20 синтетического счета объекта учета Единого плана счетов), в т. ч. и в составе материальных запасов. Для казенных учреждений в Плане счетов бюджетного учета предусмотрено только иное движимое иму­щество (аналитическая группа 30 синтетического счета объекта учета Единого плана счетов).

Взаимоотношения с учредителями. В планах счетов бюджетных и ав­тономных учреждений предусмотрен счет 210 06 "Расчеты с учредителем". В частности, в п. 116 Инструкции № 174н и п. 119 Инструкции № 183н приведены бухгалтерские записи при поступлении основных средств и нематериальных активов в оперативное управление учреждения и возврате учредителю при прекращении оперативного управления в корреспонденции со счетом 210 06.

Применять счет 210 06 следует не только при получении объектов не­финансовых активов от учредителя в натуральном виде, но и в случае их приобретения за счет средств целевых бюджетных инвестиций. Указан­ные операции отражаются в учете бюджетного или автономного учрежде­ния таким образом, чтобы не возникало начисленного дохода (сальдо сче­та 401 10), т. к. в данном случае финансовый результат не формируется:

В результате выполненных записей в учете учредителя и бюджетного учреждения на одну и ту же сумму увеличатся сальдо счетов 1 204 33 000 (дебетовое) и 5 210 06 000 (кредитовое) соответственно.

В соответствии с положениями п. 238 Инструкции № 157н и исходя из особенностей правового статуса казенных учреждений у них не должно быть никаких расчетов с учредителем. Счет 210 06 не упомянут в Инструкции № 162н. Тем не менее, видимо, по недосмотру счет 210 06 указан в Плане счетов бюджетного учета, а также в табли­це соответствия счетов Плана счетов бюджетного учета, утвержден­ного приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н, Плану счетов бюджетного учета, утвержденному приказом Минфина Рос­сии от 6 декабря 2010 г. № 162н "Об утверждении Плана счетов бюд­жетного учета и Инструкции по его применению", доведенной пись­мом Минфина России от 29.12.2010 № 02-06-07/5396.

Распоряжение денежными средствами. В Плане счетов бухгалтер­ского учета бюджетных учреждений в отличие от автономных не пред­усмотрено использование счетов 0 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации", 0 201 22 000 "Де­нежные средства учреждения, размещенные на депозиты в кредитной организации".

Ограниченное использование автономными учреждениями КОСГУ. В Плане счетов бухгалтерского учета автономных учреждений исполь­зование кодов КОСГУ, отражающих увеличение и уменьшение акти­вов и обязательств, не предусмотрено (коды 310—410, 510—610, 560—660, 730—830 и т. д.). Коды КОСГУ применяются только в счетах учета за­трат и доходов, внутриведомственных расчетов, плановых показателей (109 00, 401 00, 304 04, 502 00, 504 00, 507 00, 508 00). Также в текст Ин­струкции № 183н внесено описание экономического содержания опе­раций для выбора аналитического счета в рамках счетов 302 00, анало­гичное положениям законодательства о применении КОСГУ.

Бюджетная классификация

Коды бюджетной классификации меняются ежегодно. Изменения классификации доходов и расходов бюджета, как правило, мало бес­покоят бухгалтеров, т. к. они своевременно отслеживаются финансо­выми органами и органами казначейства. Например, с 2011 г. подраз­дел расходов бюджета "Другие общегосударственные вопросы" изме­нил номер с 0114 на 0113, что не стало для учреждений проблемой, несмотря на поздний выход в свет Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2010 № 190н (далее — Указания № 190н).

Больше всего бухгалтеров волнуют измене­ния в порядке применения КОСГУ. В этом отношении Указания № 190н не должны доставить им особого беспокойства: в ча­сти применения КОСГУ в них в значитель­ном объеме был включен текст системного письма Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383 (далее — Методические реко­мендации по применению КОСГУ).

Из сохраненных с 2010 г. минусов следует отметить, что по-прежнему расходы на при­обретение (изготовление) бланочной продук­ции относятся на подстатью 226 "Прочие ра­боты, услуги" КОСГУ. Также обращает на себя внимание тот факт, что в процессе пере­носа "потерялись" некоторые разъяснения. Например, из комментариев к подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ исключены упоминания:

✓          о замене (установке) окон, дверей (ворот), осуществляемой исполнителем в рамках договора, заключенного бюджетным учреж­дением в целях восстановления эксплуата­ционных показателей (качества примене­ния) объектов нефинансовых активов (зданий, сооружений);

✓о замене (ремонте) элементов отопитель­ной системы, систем водоснабжения, ка­нализации, ассенизации, освещения, вхо­дящих в стоимость здания;

✓о замене (ремонте) покрытия пола, стен, потолка (в т. ч. их окраска, монтаж навесного потолка), других отделочных работах. Конечно, из этого не следует, что такие расходы больше не отно­сятся на подстатью 225 КОСГУ. Очевидно, что относятся, т. к. это ремонт и восстановление нефинансовых активов, но процесс доказа­тельства своей правоты бухгалтерами может осложниться.

В комментариях к подстатье 225 КОСГУ не сохранилось уточнение, что в результате проведения ремонтных работ могут быть затронуты (изменены) характеристики надежности и безопасности объектов не­финансовых активов, однако проведение ремонтных работ не приво­дит к увеличению стоимости объектов нефинансовых активов.

Кроме некоторых "потерь" в текстах комментариев к статьям (подстатьям) КОСГУ при переносе из Методических рекомендаций по применению КОСГУ в Указания № 190н не сохранился ряд важных положений.

К примеру, второй раздел Методических рекомендаций по применению КОСГУ содержал очень важное в правоприменительном плане разъ­яснение для бухгалтеров и работников контрольно-ревизионных ор­ганов, касающееся использования термина "нецелевое использова­ние бюджетных средств".

В этом разделе было указано, что не может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств (а самое большее как методологическая ошибка) отражение расходов по статьям (подстатьям) КОСГУ в следующих случаях:

·         если для какой-либо хозяйственной операции ни в федеральных, ни в локальных учетных стандартах нет прямых указаний об отне­сении расходов на статью (подстатью) КОСГУ;

·         если работники ревизионных органов не согласны с тем выбором статьи КОСГУ, который сделали бухгалтеры учреждения.

В Указаниях № 190н, к сожалению, это разъяснение отсутствует. Но, тем не менее, по нашему мнению, в таких случаях по-прежнему можно ссылаться на письмо Минфина России от 18.12.2009 № 02-07-10/5856 аналогичного содержания.

Формы отчетности

Общая характеристика изменений

Впервые с 2005 г. новый приказ о порядке составления и представле­ния отчетности увидел свет не перед годовым отчетом за истекший год, а практически одновременно с выходом новой инструкции по учету. Это можно оценить или как оперативность, или как торопливость.

Поскольку с 2011 г. через счета, открытые в органах казначейства, также будут осуществляться операции со средствами бюджетных и ав­тономных учреждений, в состав отчетности для органов казначейства добавлен ряд новых форм:

·         Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного фи­нансового года органа, осуществляющего кассовое обслуживание бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных органи­заций (ф. 0503111);

·         Баланс по операциям кассового обслуживания бюджетных учреж­дений, автономных учреждений и иных организаций (ф. 0503154);

·         Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств бюджетных уч­реждений,   автономных   учреждений   и   иных организаций (ф. 0503155).

Что касается существовавших ранее форм, видимые изменения за­тронули только две из них:

·         Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюд­жетных средств, главного администратора, администратора источ­ников финансирования дефицита бюджета, главного администрато­ра, администратора доходов бюджета (ф. 0503130), включая Справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах;

·         Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядите­ля, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного адми­нистратора, администратора источников финансирования дефи­цита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230), включая Справку о наличии имущества и обя­зательств на забалансовых счетах.

Балансы (ф. 0503130) и (ф. 0503230) приведены в соответствие по­ложениям Инструкции № 162н:

·         введено разделение имущества на недвижимое, иное движимое и на­ходящееся в лизинге (предусмотрены разные строки отчета);

·         введено разделение денежных средств на размещенные в казначействе и в кредитных организациях (предусмотрены разные строки отчета);

·         добавлены строки для указания данных о себестоимости незавер­шенного производства (счет 109 00) и расходов будущих периодов (счет 401 50).

В связи с добавлением новых счетов ко многим итоговым строкам, по которым предусмотрена расшифровка показателей по аналитиче­ским счетам, комментарий "в том числе:", предполагавший, что да­лее указаны все аналитические счета и показатель строки равняется сумме всех расшифровывающих его строк, заменен на комментарий "из них:". Это означает, что показатель по итоговой строке не обяза­тельно будет равен сумме строк после слов "из них".

Как серьезную проблему следует отметить факт, что действую­щим законодательством не предусмотрена возможность использо­вания казенными учреждениями средств ОМС. Тем не менее, в ре­альной практике ряд ведомственных медицинских учреждений Минобороны России и МВД России обслуживают пациентов по ме­дицинским полисам и получают средства от медицинских страхо­вых компаний. Как минимум до окончания 2011 г. многие лечебные учреждения уровня субъектов РФ, муниципальных районов и городских округов будут получать финансовое обеспечение в форме бюджетных ассигнований, следовательно, на них будет распростра­няться порядок ведения учета и составления отчетности для казен­ных учреждений.

Совершенно непонятно, каким образом следует вести учет и фор­мировать отчетность в части использования средств ОМС (источник финансового обеспечения "7") этим двум группам учреждений: либо нарушать Инструкцию № 157н и отражать средства ОМС, как и ра­нее, по источнику "2", либо при формировании отчетности объеди­нять данные по источникам "2" и "7" в одну графу.

Далее хотелось бы уделить внимание еще одной форме отчетности, изменения которой произошли к отчету за 2010 г., но понимание по­рядка ее заполнения по-прежнему остается актуальным для бухгалте­ров. Речь пойдет о Сведениях об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177), которые представляют­ся в составе Пояснительной записки (ф. 0503160).

Нормативные документы, которых ещё нет

В апреле 2011 года ожидаются к выходу указания по порядку перехода на новые инструкции по уче­ту, а которых должны быть решены, в частности, сле­дующие вопросы:

·         порядок доначисления амортизации основных средств и нематери­альных активов балансовой стоимостью от 20 000 до 40 000 руб. включительно до 100%;

·         порядок переноса остатков по расчетам по налогу на имущество и земельному налогу со счета 303 05 на счета 303 12 и 303 13;

·         порядок переноса стоимости движимого имущества на раздельные счета особо ценного и иного движимого имущества;

·         порядок переноса остатков незавершенного производства со сче­та 106 04 на счета 109 00;

·         порядок выделения стоимости товаров из остатков счета 105 07 (то­вары и готовая продукция) и переноса на счета 105 38 и 105 39;

·         порядок восстановления на забалансовых счетах 24, 25, 26 данных об имуществе, переданном в аренду, пользование по состоянию на 1 января 2011 г.

Также следует ожидать выхода указаний для автономных учрежде­ний по переносу остатков со счетов коммерческого плана счетов на счета Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.

* План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению, утвержденные прика­зом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — План счетов бюджетного учета, Ин­струкция № 162н).

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его приме­нению, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, Инструкция № 174н). План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его приме­нению, утвержденные приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее — План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, Инструкция № 183н).

Начать дискуссию