Первичные документы

Срок жизни документов

В бухгалтерии всегда скапливаются горы документов. Бухгалтер просто задыхается от них. Но выбросить и «расчистить горизонты» тоже боится. Вдруг понадобятся? Так сколько же должны «жить» эти бумажки? С этим вопросом мы и попытались разобраться.

Ирина ЧЕРНОВАЛОВА

В бухгалтерии всегда скапливаются горы документов. Бухгалтер просто задыхается от них. Но выбросить и «расчистить горизонты» тоже боится. Вдруг понадобятся? Так сколько же должны «жить» эти бумажки? С этим вопросом мы и попытались разобраться.

«Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций», – Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», глава 1 статья 1 пункт 1.

На ваш взгляд, какие слова в приведенной цитате из Федерального закона являются ключевыми? Конечно, «учет» и «хозяйственные операции», скажет вам любой теоретик бухучета. Но бухгалтер-практик добавит, что слова «сплошной», «непрерывный» и «документальный» тоже имеют очень даже большое значение.

Обратимся снова к Федеральному закону: «Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях...»

Гора Монблан из документов

Работа бухгалтера всегда сопровождается появлением разных бумаг. Постепенно рабочий стол превращается в гору Монблан. И с каждым годом этот архив увеличивается и будет увеличиваться. Теперь представьте себе объем вашего бухгалтерского архива через 3, 5, 10 и, дай вам бог, большее количество лет. Простая задачка для логистика: какое количество шкафов, стеллажей и какого размера помещение вам потребуется в ближайшем будущем?

Есть ли какая-нибудь возможность обуздать этот бумажный вал?

Конечно, выходом из положения мог бы стать электронный архив. А именно, сканирование всех бухгалтерских документов, создание их точных электронных версий с визами, подписями и печатями. Преимущества такого метода очевидны – все в одном месте, простота доступа к любому документу за любой период, срок хранения – вечность... Но... электронная версия документа юридически не имеет права оригинала. Из трех законов, которые могли бы придать легитимность электронному архиву – об электронном документе, об электронной коммерции и об электронной цифровой подписи, – сейчас принят только последний: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Поэтому мечты об электронном бухгалтерском архиве пока оставим.

Как разобраться в массиве бухгалтерских документов, скапливающихся годами? Относиться к ним по принципу «пусть будет» или «на нет и суда нет»? Хранить все подряд или уничтожать без разбора? Как раз на «нет» суд вполне может быть. Об этом достаточно четко сказано в Налоговом кодексе в статье 120: «Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров...»

Значит, чтобы не попасть под статью 120 Налогового кодекса, нужно на всякий случай хранить всю бухгалтерскую документацию за все прошедшие годы? Слава богу, это не совсем так. Существуют сроки хранения. Различные законы устанавливают их вполне однозначно.

Подводные камни бумажной реки

На сегодняшний день время хранения бухгалтерских документов регулирует несколько законов и подзаконных актов:

  • Налоговый кодекс (часть 1);
  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;
  • Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденное постановлением ФКЦБ от 16 августа 2003 г. № 03-33/пс;
  • Перечнь типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Росархивом 6 октября 2000 г.

Кажется, вот оно – спасение от гибели под грудой бумаг. Но и здесь, к сожалению, есть свои подводные камни. Не все так просто. В части 1 статьи 23 Налогового кодекса сказано: «Обязанности налогоплательщиков в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги».

В то время как статья 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» требует хранить первичку, регистры и бухгалтерскую отчетность не менее пяти лет.

На что же ориентироваться? Разъяснение по этому вопросу есть в письме Управления МНС по г. Москве от 9 января 2001 г. № 03-12/426. В нем указано, что эти законы регулируют разные правовые отношения. Налоговый кодекс говорит о хранении бухгалтерских документов для целей налогообложения, а Федеральный закон «О бухгалтерском учете» – для целей бухгалтерского учета.

Перечень типовых управленческих документов устанавливает сроки хранения для всех документов, образующихся в процессе работы бухгалтера. (глава 4 п. 4.1 Перечня типовых управленческих документов). Но и здесь есть свои нюансы и подводные камни.

Временные сроки хранения (1 год, 5 лет, 10 лет) используют все фирмы.

А документы постоянного срока хранения они должны держать у себя не менее десяти лет. Затем могут делать с ними все, что хотят, например, уничтожить.

Те документации, срок хранения которых – 75 лет (лицевые счета работников либо заменяющие их документы), при ликвидации фирмы должны быть переданы на хранение в государственный или муниципальный архив.

Отметка «до минования надобности» означает только практическую ценность документа. Срок их хранения определяет сама фирма, но он не может быть менее одного года.

Отметка «до замены новыми» означает, что исчисление срока осуществляется с определенного момента.

При работе с Перечнем нужно особое внимание обращать на графу 4 «Примечание». Комментарии, приведенные в ней, могут влиять на изменение срока хранения документа. Так, например, примечание «При условии завершения проверки (ревизии)и в случае возникновения споров, разногласий, следственных и судебных дел – сохраняются до вынесения окончательного решения» – означает изменение и конкретизацию срока хранения документа.

Срок хранения документа отсчитывается от года, следующего за годом его создания.

Любая организация может иметь свой перечень документов (номенклатуру) со своими сроками хранения, но они не должны быть меньше сроков, указанных в Перечне типовых управленческих документов.

Существует еще Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденное постановлением ФКЦБ от 16 августа 2003 г. № 03-33/пс. Но этот перечень полностью согласуется с Переченем типовых управленческих документов.

Кстати, если ваш руководитель настаивает на уничтожении бухгалтерской документации, не обращая внимания на «всякие там непонятные лично ему перечни...», доведите до его сознания, следующую мысль: пункт 3 статьи 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» говорит, что «ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации».

Архивные надежды

Недавно в СМИ промелькнула информация о возможном увеличении срока налоговой проверки до десяти лет. Введение этой нормы, безусловно, отразится на сроках хранения бухгалтерской документации. Но нет худа без добра – возможно, это инициирует появление столь необходимых законов, придающих легитимность электронным архивам.

Начать дискуссию

Какая информация передается в рамках автоматического обмена информацией по финансовым счетам

Казахстанцы массово получают уведомления от налоговиков о незадекларированных зарубежных доходах. Именно информация, полученная в рамках автоматического обмена, стала основанием для рассылки таких уведомлений

Общество

👍 Президент подписал закон, упрощающий принятие решений на общих собраниях членов СНТ и ОНТ

Владимир Путин подписал разработанный при участии Росреестра федеральный закон, которым упрощен процесс принятия решений на общих собраниях членов садоводческих (СНТ) и огороднических товариществ.

Патентная активность российских изобретателей выросла на 7%

Более 15 000 заявок на патентование изобретений и полезных моделей подали отечественные разработчики в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) с января по июнь 2024 года.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Личные финансы

А правильно ли вы разговариваете с детьми о деньгах

Все мы, кто родился в СССР — жертвы ограничивающих установок. С самого детства мы многократно слышали негативные фразы про деньги.

А правильно ли вы разговариваете с детьми о деньгах
Экономика России

Опубликованы поручения Президента по итогам Петербургского международного экономического форума-2024

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам ПМЭФ-2024, который прошел 5–8 июня.

Кредитование

Нацбюро кредитных историй назвало средний размер автокредита

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2024 года средний размер выданных автокредитов составил 1,47 млн рублей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Мошенничество

МВД: если поменяли сим-карту, открепите номер от Госуслуг и мобильного приложения

Киберпреступники приобретают старые сим-карты, которые уже были использованы и поступили в повторную продажу.

1
УК РФ

Ответственность за цифровые преступления ужесточат

По результатам деятельности созданной в 2020 году на площадке Генпрокуратуры межведомственной рабочей группы подготовлены проекты федеральных законов об ужесточении ответственности за преступления в цифровой среде.

Как разработать детальный финансовый план и бюджет для бизнеса

Разработка детального финансового плана и бюджета — ключевой аспект успешного управления бизнесом. Этот процесс помогает предусмотреть финансовые трудности и эффективно распределить ресурсы, обеспечивая устойчивое развитие компании. В данном руководстве вы найдете пошаговый план для создания финансового плана и бюджета.

Инвестиции

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Заканчивается июль, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции. В первой половине месяца я покупал чуть меньше акции, чуть больше облигации, а также немного фондов. Во второй половине месяца действовал примерно по тому же плану.

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
3
Обзоры новостей

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере.

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Интересные материалы

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.