Мы не раз писали о сложностях, с которыми сталкиваются экспортеры при возмещении НДС. Руководитель одной из столичных ИМНС Галина Петровна (имя изменено. - Примеч. ред.) согласилась рассказать нам о том, что вынуждает налоговиков нарушать установленный законодательством 181-дневный срок возмещения НДС.
- Галина Петровна, какие проблемы с возмещением НДС в вашей инспекции?
- Честно скажу: возмещение НДС - это головная боль практически любого руководителя налоговой инспекции. И в первую очередь потому, что у каждой из них есть план по сбору налогов за квартал, полугодие, 9 месяцев и год.
Например, мы должны собрать НДС на 150 млн рублей за I квартал. Посмотрев объем возмещения этого налога за предыдущий год, я могу допустить, что и в этом году сумма экспортного НДС будет примерно такая же - скажем, 30 млн рублей. Это значит, что мне нужно запланировать сбор налогов на 180 млн, чтобы 30 можно было отдать без ущерба для бюджета.
Но вполне может возникнуть ситуация, когда крупная организация, которая "покрывает" львиную долю нашего плана по сбору НДС, неожиданно перейдет в другую инспекцию или, наоборот, у нас зарегистрируются несколько новых экспортеров. Тогда цифры будут уже другие. Например, налоги мы соберем на 120 млн рублей, а экспортерам нужно будет вернуть 150. И что делать? Я же не имею права выставить к возмещению из бюджета больше, чем собрала моя инспекция! А так как я не знаю, насколько "урожайным" выдастся квартал, соответственно не могу сказать, какую сумму ИМНС может возместить из бюджета. Вот и приходится надеяться на "авось". К тому же невыполнение плана грозит моим подчиненным лишением квартальных премий, а для меня - выговором или увольнением.
- А вы всегда самостоятельно принимаете решение о возмещении НДС?
- Планировалось, что будет действовать следующая система возмещения налога: по суммам до 5 млн рублей решение о возмещении должны выносить инспекции, от 5 млн до 10 млн рублей - УМНС, а свыше 10 млн рублей - непосредственно министерство. Но за все время моей работы из самого министерства мы ни разу не получили никаких указаний. И поэтому ответственность за возмещение НДС автоматически перекладывалась на плечи сотрудников управления, которые в свою очередь переложили ее на нас - вы, мол, возмещайте, но при этом выполняйте план. А начальники налоговых инспекций оказались меж двух огней: с одной стороны - УМНС с требованием выполнить план по сбору налогов, с другой - налогоплательщик, вооруженный Налоговым кодексом и готовый "выбивать" из нас деньги через суд.
- Как же налоговые инспекции выходят из сложившейся ситуации?
- По-разному. Иногда удается уговорить руководителя организации часть денег оформить как переплату в счет будущих платежей по НДС или иных налогов, поступающих в федеральный бюджет. Например, хочет директор получить из бюджета 40 млн, а мы ему предлагаем: давайте мы на счет вашей фирмы перекинем 10 млн, а остальное поставим как переплату в федеральный бюджет. И объясняем, что по-другому фактически сделать не можем, так как эта сумма - максимум, что мы можем себе позволить в текущем квартале. Если же у организации есть задолженность в городской бюджет или "висит" старый долг во внебюджетные фонды, то мы говорим: сейчас возвращаем вам все деньги и одновременно выставляем инкассо на сумму задолженности, а как только деньги поступят на счет, мы их сразу спишем. Иногда предлагаем возвращать деньги частями (поквартально).
- Галина Петровна, я не совсем понимаю. Вы утверждаете, что ИМНС не может возместить больше, чем соберет. Однако в то же время договариваетесь с организациями, что часть денег пойдет в счет погашения недоимки или вообще будет числиться на счете плательщика как переплата. А какая для ИМНС разница - ведь по сути возмещение все равно произойдет?
- Так-то оно так... Но для нашего руководства и для бюджета разница есть. В результате часть денег бюджет получает обратно, даже экспортный НДС. Мы в актах так и пишем: "Выставлено к возмещению из бюджета... в том числе принято в счет будущих платежей".
- И организации на это соглашаются?
- Конечно, поскольку люди, давно занимающиеся экспортом, понимают, что зачет недоимки - это самый верный способ вернуть средства из бюджета. На судебные разбирательства и времени уйдет больше, и нервов, а что в итоге? Если не будет в казначействе денег - сиди и жди, пока они появятся.
- То есть как - не будет денег?
- Элементарно. В Москве на одно казначейство приходится по четыре налоговые инспекции. От каждой из них ежедневно приходят заключения по форме № 21 с требованием возместить НДС той или иной организации. Казначейство, естественно, выдает в день столько, сколько получает. Денег на всех не хватает, и приходится ждать, порой очень долго. Говорят, сотрудники казначейства за то, чтобы организация получила свои деньги без проволочек, берут 10 процентов от суммы, причитающейся к вычету. У нас был такой случай: фирмам, состоящим на учете в нашей инспекции, в течение двух недель не возвращали ни рубля. Звоню туда разбираться, но меня заверяют, что у них компьютер сам выбирает, налогоплательщикам из какой ИМНС возмещать налог в каждый из дней. Осталось только развести руками и посетовать на странную работу их компьютера.
- Хорошо. Допустим, экспортера не устраивают подобные "взаимозачеты", и он требует вернуть ему все деньги, а ваш лимит по возмещению НДС в этом квартале уже исчерпан. Как вы будете выходить из положения?
- Сделаю все возможное, чтобы он получил свой НДС из бюджета в следующем квартале. Для этого существует масса способов. Например, инспектор умышленно заполняет форму № 21 с ошибкой, из-за этого казначейство отказывается принимать документ и отсылает его обратно в ИМНС. Инспекция переделывает форму и вновь отсылает в казначейство. Словом, тянем время. В результате казначейство выплачивает организации деньги в следующем квартале, а мы спокойно можем отчитаться в управлении о выполнении плана.
- А если, к примеру, НДС уже возмещен на большую сумму и близится конец квартала?
- Все равно стремимся любой ценой выполнить план. Стараемся более тщательно проверять организации, искать недоплаты по налогам и взыскивать их по актам проверки в порядке инкассо. Некоторые налоговые инспекции при проверках начисляют санкции и выставляют налог к доплате из бюджета, скажем так, с некоторым несоблюдением законодательства.
- Можете привести пример?
- Был такой случай. Организация-экспортер перед самым новым годом возместила из бюджета НДС на довольно солидную сумму. Соответственно у ИМНС сразу же появились большие проблемы с выполнением годового плана. Ясно, что в управлении за такое по головке не погладят. Тогда инспекторы пришли в эту же организацию с выездной налоговой проверкой и начислили ей на основании уже недействующего документа - Указа Президента РФ -штрафные санкции примерно на ту же сумму. Недоимка по налогу и пени были списаны со счета организации в порядке инкассо. Конечно, фирма опротестовала акт проверки в УМНС, деньги ей были возвращены на расчетный счет, руководителя ИМНС вызвали на "ковер" в управление и устроили ему головомойку, но... это было уже в следующем году. А по итогам прошедшего план выполнен, сотрудники получили премию и в общем и целом все в порядке.
- То есть инспектор начислял штрафы, заранее зная, что он не прав?
- Совершенно верно. Правда, лично я предпочитаю решать подобные проблемы более мирным путем. Если с планом все очень плохо, я звоню руководителям наиболее крупных предприятий, которые состоят у меня на учете, и говорю: "Ребята, киньте нам денег на счет, сколько не жалко, в виде переплаты по налогам".
- И они соглашаются?
- Безусловно. Кто миллион перечислит, кто - парочку. Потом несколько отчетных периодов не платят налоги. Так вот и работаем... А что делать? Не мы устанавливаем правила игры. Мы их лишь выполняем.
От редакции. Мы не будем комментировать это интервью, потому что не ставили перед собой цель "выявлять пороки" ни налоговиков, ни налогоплательщиков. Здесь скорее проблема не в них, а в самой системе, которая заставляет и тех и других подобным образом блюсти свои интересы. А тем, кому приходится играть по чужим правилам, лучше эти правила все-таки знать.
Начать дискуссию