Интервью

Скромные, ненавязчивые госуслуги

Правительство взяло курс на ограничение аппетитов государственных организаций, кормящихся вокруг выдачи разрешительных документов. В нынешнем году должны быть утверждены предельные расценки на проведение платных экспертиз.
Скромные, ненавязчивые госуслуги
Людмила Солонцова, начальник управления административной реформы и контроля платных госуслуг ФАС России. Фото Сергея Васильева, ИА "Клерк.Ру".

Правительство взяло курс на ограничение аппетитов государственных организаций, кормящихся вокруг выдачи разрешительных документов. В нынешнем году должны быть утверждены предельные расценки на проведение платных экспертиз. И бизнес может сам помочь себе, сотрудничая с антимонопольной службой на этапе разработки методики их расчетов. О том, как это можно сделать, корреспонденту Клерк.Ру Сергею Васильеву рассказала начальник управления административной реформы и контроля платных госуслуг ФАС России Людмила Солонцова.

Людмила Викторовна, 6 мая Владимир Путин подписал постановление правительства №352 с громоздким названием "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание". Что это значит для бизнеса?

Это означает, что правительство закрепило закрытый перечень так называемых сопутствующих услуг – то есть платных экспертиз, которые необходимы предпринимателю для получения того или иного разрешения или лицензии. В списке 29 позиций, а значит, от заявителя не имеют права требовать никаких сопутствующих услуг,  в него не включенных .  А если требуют – обращайтесь в ФАС. Только нужно сделать важное уточнение:  ФАС ответственна за состояние конкуренции на рынках, поэтому не имеет полномочий рассматривать обращения граждан, если они обратились за услугами для своих нужд. К примеру, для получения паспорта, прохождения медосмотра или техосмотра транспортного средства.

А почему услуг всего 29? Ведь ведомств у нас больше восьмидесяти.

Это связано с тем, что результаты, например, медицинского освидетельствования или госэкспертизы проектной документации могут потребоваться разным службам, потому и количество услуг в перечне меньше. Хочу подчеркнуть – речь идет не о самих госуслугах, а о сопутствующих им. То есть предварительной стадии на пути к получению нужной государственной  бумаги – лицензии, разрешения, согласования.

По поручению правительства через три месяца должны быть утверждены и методики расчета платы за эти услуги. Вопрос с методиками сложный, будем стараться успеть, а там время покажет.

В чем же проблема?

Все прекрасно знают, что сегодня проведение экспертиз – это весьма прибыльный бизнес. Все уполномоченные на то организации имеют статус некоммерческих, то есть в теории перед ними не стоит цель получать прибыль. Но закон разрешает им зарабатывать деньги, а практика показывает, что они своего, конечно, не упускают. Сейчас как ситуация выглядит? Где требуется одно измерение, там и десять, где одна справка, там и пять. В отличие от госструктур, подчиняющихся административным регламентам, такие организации не скованы обязанностью выполнять свои функции в определенный срок. И получаемую прибыль до последних пор они не перечисляли государству, а оставляли себе. Если присмотреться, в структуре бюджета прибыли от использования государственного имущества немного.

Хотя будущие методики расчета и должны быть согласованы с ФАС, Минэкономразвития и утверждены в Минюсте, но, к сожалению, прейскуранты на свои услуги ФГУ и ГУПы будут утверждать сами, на основании методики, которую разрабатывают ведомства.  Единственная зацепка - плата за услугу не может быть больше максимального уровня, который будет указан в методике. И вот каким будет этот максимальный уровень, и предстоит выяснить путем долгих споров. Кроме того, способ проведения экспертизы может быть и просто визуальный, т.е. посмотрели, понюхали, а может проводится на дорогостоящем оборудовании с дорогими реагентами, что считать за максимум, еще предстоит уточнять.

Вот мы получили пример методики от одного ведомства – в расценки на работу выполняемую ГУП заложено 20% прибыли. А почему, собственно? О какой прибыли можно в этом случае вести речь? Что, ГУП, проводящий экспертизу, боролся за рынок, за своих клиентов? Ему потребителя и так обеспечили, он к нему придет,  никуда не денется. Наша позиция (надеемся, что Минфин и Минэкономики с ней согласятся) - расценки должны покрывать лишь действительные расходы на экспертизу. А вот они могут быть разными, хотя бы в зависимости от использованного при проведении экспертиз  оборудования.

В общем, ситуация пока что сложная и запутанная, но, мы надеемся, что она в любом случае движется к тому, что расценки на экспертизы станут прозрачнее. Когда будут утверждены методики, то на сайте госуслуг можно будет свериться и с конкретными цифрами и с требованиями о необходимости проведения конкретных экспертиз.

А пока что у меня к читателям Клерк.Ру есть большая просьба. Нам нужна обратная связь с бизнесом, антимонопольной службе нужно владеть реальной информацией о положении дел . Пожалуйста, пишите нам. Можно прямо на мой личный адрес – solon@fas.gov.ru. Дескать, мы раньше за проверку санэпидстанции или за экспертизу для лицензии платили тысячу рублей, а сегодня от нас требуют гораздо больше. Важно, чтобы вы указывали - в какой орган власти и для чего (лицензия, разрешение) вы обращались. Кто и куда, на какую экспертизу вас направил и, конечно же, сколько это стоило. Без обратной связи с бизнесом мы не всегда можем корректировать свои действия, потому что не всегда понимаем, к чему это приведет. Боитесь огласки – пишите анонимно, из интернет-кафе.

Вы вспомнили об административных регламентах. Действительно считаете их «конкурентным преимуществом»?

Я не очень понимаю, что такое конкурентное преимущество применительно к АР. Но считаю, что документ этот полезен. Административные регламенты – такие путеводители по государственной услуге. Сейчас уже все органы исполнительной власти завершают составление своих регламентов, в которых расписано, в течение какого времени должна оказываться госуслуга. Час, полчаса, день – по-разному.

Я вам могу рассказать историю из нашего опыта. Одна наша сотрудница оформляла документы по получению прав собственности на жилье. И примерно в четыре часа дня девушка в окошке, как это водится, заявила: мол, пять человек из очереди могут остаться, а остальные – приходите завтра. Это при том, что и окошко-то работало только одно из всех. Но сотрудница наша – человек подкованный, подошла к информационном стенду, прочитала вывешенный текст регламента, после чего настоятельно обратила на него внимание начальника. В результате всех, кто был в зале, приняли в тот же день. По факту нарушения регламента вы можете подать на госорган в суд. С нами и самими порой судятся, когда нарушаем сроки рассмотрения заявлений.

В июле, как известно, стартует система электронного обмена данными между ведомствами. Обещано, что у заявителей теперь не будут требовать бумажные копии документов, если ведомство само может запросить их электронные версии. Как Вы считаете, отразится ли это на стоимости услуг для граждан?

В будущем – да. Однако ожидать, что по щелчку выключателя документооборот моментально станет электронным, тоже не стоит. Например, уставные документы, которые до сих пор неизменно представлялись предпринимателями в распечатанном виде и с заверением нотариуса, с июля в принципе должны пересылаться между ведомствами в электронном виде. Но нетрудно себе представить, что уставы, зарегистрированные в Регистрационной палате ранее какого-то года, окажутся еще не введенными в электронный формат. Надо быть реалистами: обкатка системы потребует еще немало времени.

Начать дискуссию

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.

Что учесть при сдаче налоговой отчетности за первое полугодие

Компании на УСН должны включить в налоговую декларацию по НДС обязательный Раздел 1. Даже несмотря на то, что он будет пустым.

Ведение бизнеса

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно

Отзывы клиентов о компании — невероятно ценный источник информации как для владельца бизнеса, так и для тех, кто заинтересован в предлагаемой услуге и товаре. Рассказываем, как работать с отзывами, чтобы получить максимум пользы от обратной связи.

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно
Банки

Ozon будет давать кредиты предпринимателям

Банк Ozon в 2025 году начнет развивать кредитование физлиц и бизнеса за пределами маркетплейса.

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведется налоговый мониторинг, вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»
HR

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу

Повысить доход можно за счет карьерного коучинга или открытия своего агентства по подбору персонала. Но если вы пока не готовы уйти в свободное плавание, оптимальным решением может стать правильный выбор направления в рекрутменте и повышение квалификации.

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу

Интересные материалы

НДФЛ

Минфин непреклонен: больничные облагаются НДФЛ

Все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, облагаются НДФЛ. И больничные – не исключение.