Интервью

Скромные, ненавязчивые госуслуги

Правительство взяло курс на ограничение аппетитов государственных организаций, кормящихся вокруг выдачи разрешительных документов. В нынешнем году должны быть утверждены предельные расценки на проведение платных экспертиз.
Скромные, ненавязчивые госуслуги
Людмила Солонцова, начальник управления административной реформы и контроля платных госуслуг ФАС России. Фото Сергея Васильева, ИА "Клерк.Ру".

Правительство взяло курс на ограничение аппетитов государственных организаций, кормящихся вокруг выдачи разрешительных документов. В нынешнем году должны быть утверждены предельные расценки на проведение платных экспертиз. И бизнес может сам помочь себе, сотрудничая с антимонопольной службой на этапе разработки методики их расчетов. О том, как это можно сделать, корреспонденту Клерк.Ру Сергею Васильеву рассказала начальник управления административной реформы и контроля платных госуслуг ФАС России Людмила Солонцова.

Людмила Викторовна, 6 мая Владимир Путин подписал постановление правительства №352 с громоздким названием "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание". Что это значит для бизнеса?

Это означает, что правительство закрепило закрытый перечень так называемых сопутствующих услуг – то есть платных экспертиз, которые необходимы предпринимателю для получения того или иного разрешения или лицензии. В списке 29 позиций, а значит, от заявителя не имеют права требовать никаких сопутствующих услуг,  в него не включенных .  А если требуют – обращайтесь в ФАС. Только нужно сделать важное уточнение:  ФАС ответственна за состояние конкуренции на рынках, поэтому не имеет полномочий рассматривать обращения граждан, если они обратились за услугами для своих нужд. К примеру, для получения паспорта, прохождения медосмотра или техосмотра транспортного средства.

А почему услуг всего 29? Ведь ведомств у нас больше восьмидесяти.

Это связано с тем, что результаты, например, медицинского освидетельствования или госэкспертизы проектной документации могут потребоваться разным службам, потому и количество услуг в перечне меньше. Хочу подчеркнуть – речь идет не о самих госуслугах, а о сопутствующих им. То есть предварительной стадии на пути к получению нужной государственной  бумаги – лицензии, разрешения, согласования.

По поручению правительства через три месяца должны быть утверждены и методики расчета платы за эти услуги. Вопрос с методиками сложный, будем стараться успеть, а там время покажет.

В чем же проблема?

Все прекрасно знают, что сегодня проведение экспертиз – это весьма прибыльный бизнес. Все уполномоченные на то организации имеют статус некоммерческих, то есть в теории перед ними не стоит цель получать прибыль. Но закон разрешает им зарабатывать деньги, а практика показывает, что они своего, конечно, не упускают. Сейчас как ситуация выглядит? Где требуется одно измерение, там и десять, где одна справка, там и пять. В отличие от госструктур, подчиняющихся административным регламентам, такие организации не скованы обязанностью выполнять свои функции в определенный срок. И получаемую прибыль до последних пор они не перечисляли государству, а оставляли себе. Если присмотреться, в структуре бюджета прибыли от использования государственного имущества немного.

Хотя будущие методики расчета и должны быть согласованы с ФАС, Минэкономразвития и утверждены в Минюсте, но, к сожалению, прейскуранты на свои услуги ФГУ и ГУПы будут утверждать сами, на основании методики, которую разрабатывают ведомства.  Единственная зацепка - плата за услугу не может быть больше максимального уровня, который будет указан в методике. И вот каким будет этот максимальный уровень, и предстоит выяснить путем долгих споров. Кроме того, способ проведения экспертизы может быть и просто визуальный, т.е. посмотрели, понюхали, а может проводится на дорогостоящем оборудовании с дорогими реагентами, что считать за максимум, еще предстоит уточнять.

Вот мы получили пример методики от одного ведомства – в расценки на работу выполняемую ГУП заложено 20% прибыли. А почему, собственно? О какой прибыли можно в этом случае вести речь? Что, ГУП, проводящий экспертизу, боролся за рынок, за своих клиентов? Ему потребителя и так обеспечили, он к нему придет,  никуда не денется. Наша позиция (надеемся, что Минфин и Минэкономики с ней согласятся) - расценки должны покрывать лишь действительные расходы на экспертизу. А вот они могут быть разными, хотя бы в зависимости от использованного при проведении экспертиз  оборудования.

В общем, ситуация пока что сложная и запутанная, но, мы надеемся, что она в любом случае движется к тому, что расценки на экспертизы станут прозрачнее. Когда будут утверждены методики, то на сайте госуслуг можно будет свериться и с конкретными цифрами и с требованиями о необходимости проведения конкретных экспертиз.

А пока что у меня к читателям Клерк.Ру есть большая просьба. Нам нужна обратная связь с бизнесом, антимонопольной службе нужно владеть реальной информацией о положении дел . Пожалуйста, пишите нам. Можно прямо на мой личный адрес – solon@fas.gov.ru. Дескать, мы раньше за проверку санэпидстанции или за экспертизу для лицензии платили тысячу рублей, а сегодня от нас требуют гораздо больше. Важно, чтобы вы указывали - в какой орган власти и для чего (лицензия, разрешение) вы обращались. Кто и куда, на какую экспертизу вас направил и, конечно же, сколько это стоило. Без обратной связи с бизнесом мы не всегда можем корректировать свои действия, потому что не всегда понимаем, к чему это приведет. Боитесь огласки – пишите анонимно, из интернет-кафе.

Вы вспомнили об административных регламентах. Действительно считаете их «конкурентным преимуществом»?

Я не очень понимаю, что такое конкурентное преимущество применительно к АР. Но считаю, что документ этот полезен. Административные регламенты – такие путеводители по государственной услуге. Сейчас уже все органы исполнительной власти завершают составление своих регламентов, в которых расписано, в течение какого времени должна оказываться госуслуга. Час, полчаса, день – по-разному.

Я вам могу рассказать историю из нашего опыта. Одна наша сотрудница оформляла документы по получению прав собственности на жилье. И примерно в четыре часа дня девушка в окошке, как это водится, заявила: мол, пять человек из очереди могут остаться, а остальные – приходите завтра. Это при том, что и окошко-то работало только одно из всех. Но сотрудница наша – человек подкованный, подошла к информационном стенду, прочитала вывешенный текст регламента, после чего настоятельно обратила на него внимание начальника. В результате всех, кто был в зале, приняли в тот же день. По факту нарушения регламента вы можете подать на госорган в суд. С нами и самими порой судятся, когда нарушаем сроки рассмотрения заявлений.

В июле, как известно, стартует система электронного обмена данными между ведомствами. Обещано, что у заявителей теперь не будут требовать бумажные копии документов, если ведомство само может запросить их электронные версии. Как Вы считаете, отразится ли это на стоимости услуг для граждан?

В будущем – да. Однако ожидать, что по щелчку выключателя документооборот моментально станет электронным, тоже не стоит. Например, уставные документы, которые до сих пор неизменно представлялись предпринимателями в распечатанном виде и с заверением нотариуса, с июля в принципе должны пересылаться между ведомствами в электронном виде. Но нетрудно себе представить, что уставы, зарегистрированные в Регистрационной палате ранее какого-то года, окажутся еще не введенными в электронный формат. Надо быть реалистами: обкатка системы потребует еще немало времени.

Начать дискуссию