Бухгалтерия

Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 16 по 22 мая 2011 года

Как разбираться с сотрудником, который при увольнении требует заплатить ему «серую» часть зарплаты? Должен ли ИП представлять налоговой инспекции кассовую книгу, если инспекция на этом очень настаивает? Как быть в ситуации, когда соседи снизу обвиняют вас в протечке, а вы тут ни при чем? Как заставить контрагента выдать счет-фактуру? Чем лучше мотивировать бухгалтера в консалтинговой фирме?
Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 16 по 22 мая 2011 года

Как разбираться с сотрудником, который при увольнении требует заплатить ему «серую» часть зарплаты? Должен ли ИП представлять налоговой инспекции кассовую книгу, если инспекция на этом очень настаивает? Как быть в ситуации, когда соседи снизу обвиняют вас в протечке, а вы тут ни при чем? Как заставить контрагента выдать счет-фактуру? Чем лучше мотивировать бухгалтера в консалтинговой фирме?

Ответы на эти вопросы – в очередном обзоре форума Клерк.Ру.

10 получаем, 40 в уме

«Работник получал зарплату в 50 тысяч рублей (40 из них в конверте), - описывает ситуацию masic. - С 10 тысяч платились страховые взносы и НДФЛ. А при увольнении ему и заплатили всего 10 тысяч. Он говорит, что пойдет в суд и трудовую инспекцию. Что делать в таком случае?».

«Заплатить еще 40, и больше так не делать», - считает Анжелика Ник.

«А если нет, то нам грозит штраф на юридических лиц - 30 000 - 50 000?» - уточняет masic.

«Штраф по НК не отрицает ответственности по УК, когда налицо личная заинтересованность в сокрытии налогооблагаемых выплат», - напоминает Генук.

«Как это налицо? – не соглашается masic. - Он никак не докажет, что в конверте ему платили 40 т.р. А 10 тысяч - цифра не от балды взята, это согласно штатному расписанию и расценкам за выполняемую работу».

«Тогда готовьтесь к проверке, - пишет Лана 2. - А я бы еще и в прокуратуру сходила».

«Судебка какая-то была, - замечает skovalevskaya, - где судьи спросили у сотрудника - а ты НДФЛ-то платил с оставшихся 40 тысяч в месяц? Нет - тогда в сад!».

«Минутку, - парирует load. - Срок подачи налоговой декларации по НДФЛ за год - апрель следующего года! У сотрудника ещё есть куча времени, чтобы отчитаться по НДФЛ за текущий год. И если он и не докажет, что в конверте ему платили 40 тысяч, то докажет, что другим сотрудникам Вы продолжаете платить в конверте. А Вам оно надо?».

«Ну это если докажет, и работники согласятся стучать на работодателя, - демонстрирует скептицизм tan223. - Но в принципе всегда надо быть готовым к неприятностям при "конвертной" системе».

«Если сотрудники узнают о произошедшем с их бывшим коллегой, то их несложно уговорить», - уверен load.

«А сдавшие фирму работяги потом узнают, что на бирже труда нет пособий по 50 тысяч, - пишет Старый ворчун. - И пособий по 5 тысяч на всех не хватает. Но большинство нормальных людей знают это уже сейчас - поэтому не ведутся на подлые призывы подлого режима, не стучат и работают на договорных условиях».

«Сотрудник согласился на серую зарплату, значит, знал чего ожидать, - полагает Manul666. - Либо заранее планировал такую подставу. Здесь виноваты оба. Выиграет тот, кто лучше подготовит доказательную базу».

Mln на всякий случай приводит советы юристов Центра социально-трудовых прав:

«Доказательствами фактического размера оплаты труда также могут быть

* платежные ведомости,

* наряд-заказы с визой «оплатить»,

* собственноручные записки директора, адресованные бухгалтерии, и т. п.

Не забывайте также про сами конверты! Лицо, ответственное за выдачу «черной» заработной платы, как правило, пишет на каждом конверте фамилию сотрудника, и в момент выдачи заработной платы передает ему деньги вместе с конвертом. "Коллекция" таких конвертов может убедить суд в том, что «конвертная» зарплата действительно имела место.

Не забывайте и про другие доказательства! Ими могут стать

* объявление о вакансии, в котором был указан настоящий размер вознаграждения,

* аудио- и видеозаписи переговоров с руководством компании».

Не поддавайтесь на сомнительные просьбы

"Я ИП, у нас выездная проверка, - пишет peach2. - Налоговая просит предоставить им распечатанную кассовую книгуза 2008-2009 годы. Показала им письмо Минфина, они говорят - ну и что же, письмо датировано 2011 годом, а мы просим за 2008-2009. Правомерно ли это?».

«Нет у ИП кассы, - отвечают читатели. - И не было никогда. И письмо - не нормативный акт, поэтому никак не может начать действовать с 2011 года. Не надо ничего представлять налоговой. Даже если ИП вел кассовую книгу для себя. И на аналогичные требования банков не надо вестись. Даже если Вы книгу дадите, это не значит, что банк отстанет. Он потом начнет требовать документы на личные траты ИП. Вы их тоже потащите?».

«Налоговики любят применять КоАП 15.1», - опасается peach2.

«Вариант по типу лучше представить - не вариант, - настаивают читатели. - Если налоговой хочется, она все равно будет штрафовать. За отсутствие кассовой комнаты тогда, поскольку по ст.15.1 и за неё тоже штрафуют. А Вы, делая кассовую книгу, признаете что на ИП распространяется Порядок кассовых операций. В то числе и то, что ИП обязан эту комнату иметь. И что б налоговой после этого Вас не штрафовать? И чего так бояться судебных дел? Это не больно и не страшно. Зато налоговая потом 10 раз подумает, надо ли навешивать незаконные штрафы на тех, кто не боится идти в суд».

Пришла и говорит

«Вчера ко мне пришла соседка снизу и утверждает, что я ее заливаю, - рассказывает Дт-Кт. - И так интересно получается - она сама не знает, когда произошел потоп, поскольку все время живет на даче. А недавно они у себя в квартире обнаружили вспухший паркет и отошедшие обои на стене. Я ее пригласила, она убедилась, что у меня все сухо. Сегодня она пришла ко мне на работу и устроила скандал, угрожала судом и прочее. Я допускаю, что течь может быть в перекрытии в стояке, но у меня ничего не мокнет...Короче говоря, она хочет добиться от меня ремонта и моральной компенсации. Что мне делать?».

«Надо вызывать главного инженера и техника ДЭЗ, - советует sudmarvik. - Пусть составляют акт, описывают протечку и устанавливают причину. Акт обязательно прочитайте и только после прочтения подпишите. Вызывайте всю эту команду телеграммой с уведомлением. Дойдет в течение 3-х часов. А так будете за ними бегать и нервы трепать. Не любят они такие дела с заливами.

А еще sudmarvik приводит полезную статью по этому вопросу:

«Порядок действий участника затопления:

1. Попытайтесь выяснить причину залива: виноваты соседи сверху, или протечка случилась на крыше. Позвоните в вашу управляющую компанию и попросите перекрыть подачу воды в поврежденные трубы.

2. Возьмите фото- или видеокамеру и зафиксируйте все последствия залива: повреждения, полученные помещением, отделкой, предметами интерьера, мебелью и бытовой техникой. Эти материалы могут понадобиться в суде.

3. Вызывайте представителей управляющей компании и виновника залива для составления Акта о заливе квартиры и Дефектной ведомости. Представители ЖЭУ должны прийти в течение дня. При составлении акта осматриваются обе квартиры: и пострадавшего, и виновника залива. Дефектная ведомость составляется не в день залива, а позже, когда станут видны все повреждения (например, если испорчена мебель из ДСП, окончательное повреждение заметно через сутки). При составлении этих документов обязательно присутствие обеих сторон – пострадавшей и виновной. Если виновник не допустил комиссию в свой дом, этот факт фиксируется в акте, и заверяется подписями.

4. Следите за правильностью и точностью описания размеров повреждений отделки, мебели, бытовой техники и иных предметов. Чем более подробно и детально будут зафиксированы в акте все повреждения, тем лучше. Документы составляются в трех экземплярах – для управляющей компании, для вас и виновника – и подписываются всеми сторонами. Ваши экземпляры вам должны выдать сразу же на месте его написания.

5. Если вы не согласны с выводами комиссии и фактами, указанными в акте, вы вправе потребовать созыва расширенной комиссии с участием представителя общества по защите прав потребителей. Если и выписанный ими акт вас не устроит, нужно обращаться напрямую в суд.

6. Постарайтесь мирным путем решить вопрос о возмещении ущерба с виновником залива. Он может самостоятельно провести необходимый ремонт, или возместить вам расходы. Если «мирно» не получается, обращайтесь в лицензированную оценочную компанию (в газетах есть объявления о предоставлении подобных услуг) договаривайтесь об осмотре повреждений на конкретную дату и время, чтобы в момент проведения экспертизы присутствовал виновник происшедшего. Вы должны оповестить виновную сторону о визите оценщика за три рабочих дня. Это можно сделать телеграммой, чтобы иметь на руках документальное подтверждение.

7. Получив отчет об оценке ущерба, требуйте возмещения от виновника, в случае его отказа, обращайтесь с заявлением в районный суд, указав все особенности залива. В качестве приложений можно использовать копию акта о заливе, дефектной ведомости, акта оценки нанесенного ущерба.

8. Не начинайте восстановительных работ до вынесения решения суда (на случай повторного осмотра и встречной оценки).

Соседей залили вы? Процедура аналогична. Если соседи предъявляют завышенные требования, вы вправе не подписывать оценочный акт, а добиться повторной экспертизы, даже если дело уже передано в суд. В этом случае вы можете подать иск о проведении встречной оценки, для урегулирования денежного вопроса».

Выставил, но не дает

«Произошел конфликт с поставщиком, - жалуется Аноним. - Он выставил счет-фактуру в соответствии со статьей 168 НК РФ в течение 5 дней, но нам не дает. Товар уже оплачен. Как вытребовать счет-фактуру в соответствии с законодательством?».

«Если конфликт решить не судьба, соблюдите досудебную процедуру (если она следует из договора) и подавайте в суд, - отвечает K.S. - Там заявите, что поставщик не выполнил свою обязанность, ибо выдать счет-фактуру - это обязанность».

«Если все уже оплачено, тогда так, - советует MakZym:

1. Официальная претензия в адрес поставщика с требованием вернуть уплаченную сумму налога в связи с непредставлением счета-фактуры как основания для его оплаты (претензионный порядок).

2. Ожидание ответа в течении разумного срока (как правило, недели).

3. Исковое требование в суд с требованием о возврате суммы + проценты за пользование денежными средствами (расчет с дня оплаты до даты иска, база - сумма оплаченного НДС)».

«Я для себя вывела урок, - пишет автор темы. - В договоре должно быть указано, какой пакет документов должен предоставить поставщик: накладная, ТТН, счет-фактура и другие. К сожалению, у нас в договоре этого не прописано».

«Если это урок, то оценка ему двойка, - замечает BorisG. - Есть документы, обязанность выдачи которых определена законом. В частности, счет-фактура - один из них. Независимо от того, что бы Вы ни прописали в договоре, поставщик ОБЯЗАН выдать счет-фактуру.

Так что в суд, сумма иска равна сумме НДС к возмещению, которую Вы не можете поставить по причине отсутствия счет-фактуры, плюс судебные издержки.

Отрезвление поствщиков, которые пытаются использовать счета-фактуры в разборках, обычно наступает быстро, как только увидят официальную претензию».

«Где написано, что выдать обязаны? – сомневается Январь. - Выставить должны, а это не выдать».

«Нет, в смысле статьи 169 выставить - это именно выдать покупателю, - настаивает BorisG,- ибо отсутствие у покупателя счета-фактуры лишает его законного права на получение вычета.

Конечно, это в некоторый спетени казуистика русского языка, но обратите внимание на п. 7 статьи 168 НК, где слово "выставил" подменяется словом "выдал". Так что я не вижу проблем в доказательной базе для претензии».  

Мотивация для главбуха-универсала

"Как можно организовать систему мотивации в консалтинговой фирме, которая оказывает услуги по ведению бухгалтерского учета сторонним компаниям? - спрашивает ОльгаЕ. -  Можно ли вообще придумать для такой деятельности показатели оценки эффективности?".  

"Оценка эффективности? У клиента нет прироста деятельности, количество проводок на том же уровне, а счет выставляемый этому клиенту растет каждый месяц, - отвечает Шуруп. - А мотивация одна - премия, индексация зарплаты. Можете еще фитнесс оплачивать".

У Анонима целый набор советов:

"- заработная плата состоит из оклада - постоянной части, и процентов от выручки с клиентов, которых ведет данный бухгалтер

- ежегодная надбавка к окладу за работу в фирме

- надбавка к окладу или разовая премия по результатам аттестации (ежегодной или полугодовой)

- оценка эффективности работы по соотношению затраченного времени и количеству проведенных операций (более применимо к "девочкам на первичке")

- тайм-менеджмент

- возможность дополнительного заработка за разовые услуги для сторонних клиентов, например, подготовка годовых сведений по НДФЛ

и, главное - никаких штрафов и наказаний".

"Сама работала в фирме, где создавались великолепные условия для сотрудников, - пишет другой Аноним. - Прекрасный руководитель, который радел за сотрудников как за родных. Результат - сотрудники не уволняются, коллектив только увеличивается, количество клиентов постоянно прибавляется, и они очень довольны. Качество обслуживания на высоте. Видела противоположность - работников держат за быдло, зарплата копеечная, соответственно, состав фирмы за квартал меняется полностью по три раза. Клиентам, которые не знают истиного состояния своего бухучета, постоянно пускают пыль в глаза. Так что если хотите платить мало, и ищете "мотивацию" кроме финансовой, то боюсь, ничего не выйдет".

"На мой взгляд, как человека, который начинал именно в такой фирме, туда приходят за опытом и знаниями, - считает ПоднимательПингвинов. - Потому что работы очень много, она вся разнопрофильная - в общем, в таких конторах год за дв, а то и за три с точки зрения профессионального роста. Впрочем, это при условии, что один бухгалтер по каждой конторе делает все. Есть другой способ организации работы в таких конторах - аутсорсинг бухучета, это когда пара квалифицированных главбухов делает отчетность по всем конторам, а первичку колбасят другие. Вот в таком случае, конечно, если тем, кто колбасит первичку, не давать возможности (скажем, через полгода работы) становиться главбухом - то будет текучка и мотивация снизится (после того, как они выучат свои операции). То есть мотивация здесь должна быть на тему профессионального роста. А для тех, кто приходит за зарплатой - соответственно, мотивация в зарплате и статусе".

Начать дискуссию