Первичные документы

Держитесь от документов подальше

Необходимость хранить бухгалтерскую отчетность не менее пяти лет, а некоторые особо важные документы и пожизненно, рано или поздно приведет к тому, что ваш архив перестанет вмещать все. Расцените это как сигнал к действию и предложите директору передать ваши документы в руки профессиональных хранителей.

Ксения БАТАНОВА

Необходимость хранить бухгалтерскую отчетность не менее пяти лет, а некоторые особо важные документы и пожизненно, рано или поздно приведет к тому, что ваш архив перестанет вмещать все. Расцените это как сигнал к действию и предложите директору передать ваши документы в руки профессиональных хранителей.

Можно и нужно

Хранить документы вне офиса законом не запрещено – со стороны государства просто есть некоторые требования, как правильно это делать. Например, ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Собственно и основная часть бумаг нужна даже не вам, а налоговым инспекторам, которые иногда изъявляют горячее желание увидеть всю первичку вашей фирмы за последние пять лет. К тому же у «ревнителей бюджета» большее уважение и доверие вызывают аккуратно подшитые папочки, сложенные не менее аккуратным способом. Конечно, счастливчики, обладающие огромными площадями и штатным архивариусом, могут добиться этого и на своей территории. А вот всем остальным можно и нужно обратиться к услугам фирм, занимающихся хранением документов.

Тем более что обойдется вам это в гораздо меньшую сумму, чем аренда помещения для собственного архива. Так, ежемесячная плата за хранение одного короба (единица измерения, используемая большинством архивных фирм) составляет от 30 до 60 рублей в месяц в зависимости от ценности документов и запросов «архивного» руководства.

В один такой короб вмещается примерно 5–6 любимых всеми бухгалтерами папок типа «КОРОНА». Или, в пересчете на другие единицы, – восемь архивных дел по 250 листов формата А4.

По словам Виталия Конюхова, управляющего компании «ОСГ Рекордз Менеджмент», экономия от передачи документов на внешнее хранение составляет 50 и более процентов от стоимости хранения документов в своем арендованном офисе.

Действительно, по примерным подсчетам средняя стоимость аренды помещения составляет тысячу рублей в месяц за один квадратный метр. На этом квадратном метре можно уместить порядка 13 коробов. При аренде помещения для хранения архива вы тратите не меньше тысячи рублей. В то же время хранение тех же 13 коробов в специализированной компании обойдется вам примерно в 500 рублей.

Условия хранения

Конечно, документы – не скоропортящиеся продукты, которые нужно держать в холодильнике. Но и к ним нужно особое отношение – иначе они могут потерять товарно-привлекательный вид для проверяющих.

Поэтому, прежде чем отдать дорогие сердцу бумаги «чужому дяде», поинтересуйтесь у него условиями хранения.

– В помещении, где будут лежать ваши документы, необходимо обеспечить соответствующие климатические и санитарно-гигиенические условия хранения. Температура должна быть примерно 20–22 градуса. Именно в таком климате документы «чувствуют себя» наиболее комфортно. А влажность воздуха не должна превышать 80 процентов, – рассказывает Георгий Габоев, заместитель руководителя сервисного центра «ПРОМЕТ».

Кстати, влажность документов внутри коробки можно регулировать и с помощью селикогеля – абсорбента, который сохраняет нормальные условия. А в сами коробки для большей сохранности иногда вкладывают полиэтиленовый пакет и запаивают в нем документы – так они точно не промокнут во время весеннего таяния крыш или от подвальной сырости.

Конечно, сразу думать о плохом не стоит. Тем не менее лучше быть приятно удивленным, чем сильно разочарованным. Поэтому спросите у руководства фирмы, что оно будет делать в том случае, если ваши документы пострадают или исчезнут во время пожара, наводнения или набега крыс. Хорошая компания всегда страхует свою ответственность перед клиентом. Проследите, чтобы в договоре, который вы заключаете, был пункт о возмещении ущерба в случае повреждения или исчезновения бумаг. Как правило, это будет компенсация, сумма которой оговаривается непосредственно при заключении договора. Кстати, в этом состоит еще одно преимущество «удаленного» хранения. От форсмажора не застрахован никто, и в случае пожара в архиве, расположенном в офисе вашей фирмы, никаких денег вам не заплатят. А бумаги восстанавливать все равно придется. А вот за документы, пострадавшие на территории хранителя, вы получите хоть какое-то денежное утешение.

Конфиденциальность гарантируют

Решив передать ведение архива сторонней организации, вы убиваете еще одного «проблемного зайца» – полностью защищаете информацию вашей фирмы от любопытных глаз. Архивы устроены таким образом, что непосвященному трудно понять, что хранится в коробке с надписью «ЮЖЩ256». В то же время для сотрудников склада и для вас лично эти буквы яснее ясного – они означают, что в этом коробе лежат счет-фактуры за 2003 год, полученные от вашего контрагента ООО «Ромашка».

Дело в том, что при сдаче документов в архив составляется опись каждого короба с подробным указанием, что в нем лежит. Каждому коробу присваивается уникальный идентификационный номер, который работник склада вносит в базу данных. Этот номер сообщают и вам. Кроме того, большинство архивов снабжены системой видеонаблюдения, поэтому проникнуть туда сложно и еще сложнее незаметно что-то там найти либо вынести.

Если вам вдруг понадобится тот или иной документ, сданный в архив, просто позвоните и сообщите код короба, в котором он хранится. Вы сами сможете решить, где работать с документом: либо подъехать в хранилище, либо попросить привезти нужный короб в офис. Как правило, доставка короба происходит в течение суток. Если очень срочно, то в течение трех часов. Ну а если же вы решите сами прийти к горе, то бишь к коробу, то тут все зависит от месторасположения архива. Поэтому выбирайте «хранителя» исходя из собственного удобства.

Вполне понятные опасения главного бухгалтера и директора фирмы, что позвонить и попросить какие-то документы могут посторонние люди, специалисты архивных фирм развеивают сразу. Дело в том, что при сдаче документов в архив на каждую организацию составляют так называемые карточки клиента. В них прописано, кто и когда имеет право требовать те или иные документы. В эти карточки вносят паспортные данные и образцы подписей лиц из «круга доверия» – как правило, это главбух и директор предприятия. И прежде чем разрешить вам работать с документами, сотрудники архива тщательно сверяют сведения из карточки клиента с предъявленным паспортом и вашей подписью.

Кстати, праздное и не очень любопытство тех, ради кого вы так тщательно оберегаете свои документы – налоговых работников, – тоже не сможет быть удовлетворено без вашего ведома. Выемка и изъятие документов из архива должна производиться только в присутствии должностного лица – то есть вас.

Уничтожить все

Срок хранения документов имеет свойство заканчиваться. И по прошествии пяти лет первчику просто-таки необходимо уничтожить. Этот процесс архив также берет на себя.

База данных, в которой хранят сведения о ваших документах, запрограммирована так, что по истечении установленного срока она дает сигнал о том, что бумаги из того или иного короба больше не нужно хранить и их можно уничтожить. Тогда специалисты звонят вам и спрашивают разрешение на уничтожение. Как правило, для «бумагоубийства» создают целую комиссию из представителя архива, главного бухгалтера и директора фирмы. Вы приезжаете, и сотрудники склада достают короб с истекшим сроком хранения, дабы убедиться, что ничего лишнего в нем не оказалось, и уже после этого бумаги уничтожают.

Ненужные документы чаще всего сжигают. Также можно уничтожить их в бумагорезке – промышленные шредеры измельчат отжившие свой век счет-фактуры практически в пыль. Или в полоски шириной 2, 3, 5 миллиметров – это уж как вам будет угодно.

Бесплатно – но сами, за деньги – но другие

Документы, которые вы решите передать на хранение, лучше всего собрать своими силами – дешевле выйдет. Но если у вас нет желания возиться в пыльных бумагах, передайте эту неприятную обязанность сотрудникам архива. За отдельную плату они систематизируют, прошнуруют, упакуют в короба и вывезут ваше бумажное сокровище к месту хранения.

Начать дискуссию

Какая информация передается в рамках автоматического обмена информацией по финансовым счетам

Казахстанцы массово получают уведомления от налоговиков о незадекларированных зарубежных доходах. Именно информация, полученная в рамках автоматического обмена, стала основанием для рассылки таких уведомлений

Общество

👍 Президент подписал закон, упрощающий принятие решений на общих собраниях членов СНТ и ОНТ

Владимир Путин подписал разработанный при участии Росреестра федеральный закон, которым упрощен процесс принятия решений на общих собраниях членов садоводческих (СНТ) и огороднических товариществ.

Патентная активность российских изобретателей выросла на 7%

Более 15 000 заявок на патентование изобретений и полезных моделей подали отечественные разработчики в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) с января по июнь 2024 года.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Личные финансы

А правильно ли вы разговариваете с детьми о деньгах

Все мы, кто родился в СССР — жертвы ограничивающих установок. С самого детства мы многократно слышали негативные фразы про деньги.

А правильно ли вы разговариваете с детьми о деньгах
Экономика России

Опубликованы поручения Президента по итогам Петербургского международного экономического форума-2024

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам ПМЭФ-2024, который прошел 5–8 июня.

Кредитование

Нацбюро кредитных историй назвало средний размер автокредита

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2024 года средний размер выданных автокредитов составил 1,47 млн рублей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Мошенничество

МВД: если поменяли сим-карту, открепите номер от Госуслуг и мобильного приложения

Киберпреступники приобретают старые сим-карты, которые уже были использованы и поступили в повторную продажу.

1
УК РФ

Ответственность за цифровые преступления ужесточат

По результатам деятельности созданной в 2020 году на площадке Генпрокуратуры межведомственной рабочей группы подготовлены проекты федеральных законов об ужесточении ответственности за преступления в цифровой среде.

Как разработать детальный финансовый план и бюджет для бизнеса

Разработка детального финансового плана и бюджета — ключевой аспект успешного управления бизнесом. Этот процесс помогает предусмотреть финансовые трудности и эффективно распределить ресурсы, обеспечивая устойчивое развитие компании. В данном руководстве вы найдете пошаговый план для создания финансового плана и бюджета.

Инвестиции

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Заканчивается июль, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции. В первой половине месяца я покупал чуть меньше акции, чуть больше облигации, а также немного фондов. Во второй половине месяца действовал примерно по тому же плану.

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
3
Обзоры новостей

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере.

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Интересные материалы

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.