Сага о полуфабрикатах, или Бухгалтер без компьютера

Тема реформы образования и подготовки кадров современных специалистов всё более остро выходит сегодня на повестку дня. От неё во многом зависит будущее России, дальнейшее направление развития, по которому пойдёт страна. Редакция решила дать место на страницах журнала некоторым материалам, посвящённым этой теме.

Проблемы образования в области информатики могут стать проблемами всей страны

Тема реформы образования и подготовки кадров современных специалистов всё более остро выходит сегодня на повестку дня. От неё во многом зависит будущее России, дальнейшее направление развития, по которому пойдёт страна. Редакция решила дать место на страницах журнала некоторым материалам, посвящённым этой теме.

Игорь АГЛИЦКИЙ, д. э. н.,
заведующий кафедройМеждународного
университета природы, общества и человека
«Дубна»

Десять–двенадцать лет назад произошёл жестокий кризис постсоветской высшей школы. Престиж высшего образования резко снизился, а реальная заработная плата доцентов и профессоров упала в десять раз и более. Именно в этот период пошёл массовый отток квалифицированных преподавателей вузов в бизнес. Последствия этого кризиса сохранились до сих пор: во многих вузах работают в основном специалисты пенсионного возраста и вчерашние выпускники.

В то же время потребность в специалистах с высшим образованием сегодня есть, причём в заявках должностей от работодателей всё чаще указываются совершенно конкретные требования. Не случайно многие кадровые агентства и отделы кадров ещё при первой встрече с кандидатом на должность проверяют не только сам диплом о высшем образовании, но и приложение к нему, где указаны прослушанные курсы, количество часов подготовки и оценки, полученные выпускником. “Полуфабрикаты” сегодня на рынке “белых воротничков” практически не нужны, поэтому диплом о высшем образовании является лишь необходимым, но отнюдь не достаточным условием для получения достойной работы.

Чему учим, то и имеем

В современной России все высшие учебные заведения должны ориентироваться на федеральные образовательные стандарты, где указаны основные дисциплины, обязательные для изучения студентами данной специальности, и количество часов, отводимое на изучение каждого предмета.

Посмотрим на стандарт специальности 060500 “Бухгалтерский учёт, анализ и аудит”, так как именно он предполагает подготовку квалифицированных бухгалтеров и аудиторов. Стандарт включает в себя четыре основных раздела: “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” (около 2000 часов), “Общие математические и естественно-научные дисциплины” (около 1500 часов), “Общепрофессиональные дисциплины” (около 2400 часов) и “Специальные дисциплины” (около 2600 часов). Всего студент за весь период обучения должен посетить аудиторные занятия общей продолжительностью примерно 8500 часов.

Освоение компьютера и компьютерных технологий отнесено к разделу 2 и состоит из двух предметов — “Информатики” и “Технологии программирования”, на каждый из которых выделяется примерно по 100 часов аудиторной работы. Предполагается, что при изучении информатики студенты освоят Windows и офисные приложения (Word, Excel), а на занятиях по технологии программирования научатся строить простейшие программы на примитивном языке программирования. Эти предметы рекомендовано преподавать на первом курсе в течение двух семестров. Ещё 50 часов выделяется на ознакомление с достижениями передовой компьютерной мысли на четвёртом курсе при изучении дисциплины “Информационные системы в экономике”. На этом список компьютерных дисциплин исчерпывается не только в данном разделе, но и во всём стандарте.

Для сравнения: на изучение математического анализа отводится около 300 часов (3 семестра), на линейную алгебру и аналитическую геометрию — 200 часов (2 семестра). Нисколько не умаляя значимости царицы наук математики для гармоничного развития личности студента, я всё же должен заметить, что аналитическая геометрия никаким боком не относится ни к бухучёту, ни к аудиту. Насколько коррелируют аналитическая геометрия и анализ финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) предприятия, предоставляю судить специалистам.

Дальше ещё забавнее. В разделе 4 “Специальные дисциплины” основные курсы поистине огромные: “Бухгалтерский учёт” — 580 часов, “Аудит” — 300, “Анализ финансовой отчётности” — 250 часов. Казалось бы, логично включить сюда компьютерный практикум на базе одного из распространённых в России программных продуктов, но этого нет. Среди обязательных дисциплин по специализации масса теоретически важных предметов, но компьютерные курсы снова отсутствуют. Складывается впечатление, что вузам поставлена задача подготовить массу великих теоретиков в сфере бухгалтерского учёта. При этом не очень понятно, что именно можно изобрести в данном направлении: со времён Луки Пачоли, т. е. более 500 лет, система двойной записи остаётся основополагающим теоретическим принципом бухгалтерии.

Итак, чему учим, то и имеем. На выходе из вуза студент более или менее физически “культурен” (400 часов отводится на физвоспитание), как-то знает иностранный язык (340–500 часов), искушён в истории отечества и экономических учений (в сумме более 700 часов), но при всём этом в компьютерной сфере находится на уровне неопытного пользователя (если не получил дополнительного образования на стороне). Вполне очевидно, что в XXI веке такой выпускник не имеет практически никаких шансов получить престижную работу.

“Верхи” не могут

Современный российский вуз (кроме ряда элитных учебных заведений) как основное место работы пока не очень престижен. Со всеми надбавками и премиями ставка доцента даже в московских государственных высших учебных заведениях при нормальной нагрузке не превышает 10–12 тыс. руб., старшего преподавателя — 7–9 тыс. Очевидно, что преподаватели вынуждены подрабатывать либо в других вузах, либо на стороне, поэтому их время весьма ограничено. Многим просто некогда или неохота возиться с компьютерными технологиями, так как стоимость обычного лекционного и компьютерного часа совпадают, а лекцию прочесть проще. Другие в силу возраста или некомпетентности в вопросах компьютерных технологий просто не могут обучать студентов этим и связанным с ними дисциплинам. Третьи, которые как раз всё могут и умеют, предпочитают делать это на коммерческих компьютерных курсах, где существенно больше платят.

Другая причина компьютерного бессилия многих вузов заключена в необходимости приобретать лицензии на деловые программные продукты, так как подавляющее большинство их разработано частными коммерческими фирмами. Конечно, многие фирмы предоставляют вузам солидные скидки, но платить всё-таки надо и, по вузовским меркам, немало. А денег всегда не хватает, поэтому при дилемме “купить программу или починить крышу” 98 % ректоров вузов выберут второе.

Разумеется, я далёк от мысли, что все выпускники российских вузов по специальности “Бухгалтерский учёт, анализ и аудит” компьютерно безграмотны. И лидер отечественной индустрии бухгалтерских программ “1С”, и партнёры этой фирмы, и другие компании-разработчики активно работают с вузами, помогая студентам экономических специальностей реально освоить современные компьютерные технологии. Видимо, существует немало положительных примеров, которые, возможно, приведут мои оппоненты как отклики на данную публикацию. Тем не менее факты пока таковы: выпускнику вуза никто не гарантирует, что он в процессе обучения освоит специализированные компьютерные пакеты программ, необходимые для его будущей работы по специальности.

“Низы” не хотят

Быть “полуфабрикатом” никто не хочет. У студента, стремящегося стать специалистом, есть по крайней мере три различных пути самосовершенствования.

Во-первых, можно освоить компьютерные программы на коммерческих курсах. Это чревато дополнительными затратами, но перспективно. Кроме того, по окончании многих курсов выдаётся сертификат, который иногда спрашивают в отделах кадров и кадровых агентствах.

Во-вторых, можно научиться в процессе работы. Некоторые студенты уже с третьего-четвёртого курса работают практическими бухгалтерами, используя необходимые компьютерные программы. Обучение работе с программами осуществляется под контролем более опытных коллег или методом собственных проб и ошибок. Подготовленный таким образом специалист никаких системных знаний не получает, зато может практически использовать программные продукты. Очевидно, что теоретическая подготовка в вузе для таких студентов становится менее привлекательной.

В-третьих, можно уйти в параллельный бизнес. Так, например, около половины моих студентов пятого курса (специальность “Бухгалтерский учёт, анализ и аудит”) трудятся менеджерами в отделах потребительского кредита различных коммерческих банков (рабочие места были найдены в процессе производственной практики), более или менее успешно совмещая работу с учёбой. Возникают большие сомнения, что эти ребята после получения диплома оставят уже освоенные рабочие места и перейдут на должности бухгалтеров. Думаю, что подобная ситуация складывается не только в нашем вузе и не только в этой специальности.

Подведём итог. Говорят, что дела, предоставленные сами себе, развиваются от плохого к худшему. Ещё несколько лет пренебрежения к современным компьютерным технологиям в учебном процессе в сочетании с ударным трудом наших педагогов-пенсионеров (самых... [нужное вставить] пенсионеров в мире) — и мы будем на выходе из вуза иметь уже не полуфабрикаты, а чистый брак... 

 

 

Начать дискуссию