Зарплата

Страхование на случай банкротства: платить будут все

В России может быть введена система обязательного социального страхования на случай невыплаты заработной платы и случай банкротства предприятия. По предварительным расчетам подобная система лишь незначительно увеличит финансовую нагрузку на работодателей, но позволит предотвратить нарушение социальных прав работников неплатежеспособных компаний, которые находятся на одной из стадий банкротства.

Татьяна Пономарева,
эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

В России может быть введена система обязательного социального страхования на случай невыплаты заработной платы и случай банкротства предприятия. По предварительным расчетам подобная система лишь незначительно увеличит финансовую нагрузку на работодателей, но позволит предотвратить нарушение социальных прав работников неплатежеспособных компаний, которые находятся на одной из стадий банкротства.

Такое предложение было озвучено в рамках дискуссии за круглым столом на тему «Социальные проблемы банкротства. Защита трудовых прав работников в случае неплатежеспособности предприятия» 18 апреля в Торгово-промышленной палате РФ. Инициаторами мероприятия выступили подкомитет ТПП по антикризисному управлению, банкротству и корпоративному развитию, а также ряд профильных министерств и ведомств (в частности, Минздравсоцразвития России и Минэкономразвития России). Помимо чиновников в дискуссии также приняли участие представители Госдумы, профсоюзов и Аппарата уполномоченного по правам человека в РФ.

Ситуация с задолженностью по зарплате

По словам заместителя директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития Ц.В. Церенова, на 1 марта 2005 года задолженность работодателей по зарплате составляет примерно 15 млрд. руб. Из них около 13 млрд. руб. -- это задолженность, образовавшаяся из-за отсутствия у предприятий собственных средств.

Директор департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития А.Л. Сафонов отметил, что для некоторых работодателей -- даже для нормально действующих предприятий -- невыплата зарплаты стала нормой. Невыплаченная в срок зарплата используется в качестве дешевого кредитного ресурса. Однако меры административного давления на работодателей, в том числе усиления их ответственности, не столь эффективны, как хотелось бы.

Как следует из положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несмотря на то, что работники и относятся к привилегированным кредиторам предприятия, задолженность перед ними погашается во вторую очередь.

По данным Ю.И. Федорова, первого заместителя председателя Комитета г. Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве), задолженность по зарплате в случае банкротства работодателя погашается, как правило, на 60-70%. То есть каждый третий увольняемый работник не получает выплаты.

Необходимость законодательной защиты прав работников предприятий-банкротов сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Как отметил Ц.В. Церенов, необходимо более четко закрепить в Законе о банкротстве основные принципы, которыми следует руководствоваться при защите прав работников. Об актуальности поправок говорили и другие участники дискуссии. В частности, заместитель начальника управления государственной защиты прав человека Аппарата уполномоченного по правам человека в РФ В.В. Тамбовцев, подчеркнул, что России необходимо ратифицировать Конвенцию Международной организации труда № 173, которая регламентирует основные принципы защиты прав работников. Также, по мнению представителя омбудсмена, нужно внести соответствующие поправки в Закон о несостоятельности (банкротстве).

Как защитить права работников: мировой опыт

В мировой практике защита прав работников базируется на двух основных принципах. Первый -- это принцип «привилегированности», то есть тот, который реализован в российском законодательстве, и пока не работает в наших условиях (у предприятий зачастую нет средств для удовлетворения требований кредиторов первой очереди).

Второй принцип -- принцип «гарантийности» (гарантированности выплат) предполагает создание специальных гарантийных учреждений (фондов) либо специальной системы страхования работников.

Гарантийные фонды в случае банкротства предприятия вправе выплачивать, причем в ускоренном порядке (в течение месяца), увольняемым работникам фиксированную сумму выплаты. При этом к гарантийным фондам будут переходить права работников по истребованию задолженности с работодателя. Впрочем, работники могут и не получать фиксированную сумму, а ждать окончания процедур банкротства своей фирмы.

В разных странах гарантийные фонды финансируются за счет разных источников. Это могут быть только средства работодателей либо средства работодателей и государства. Работодателей, естественно волнует потенциальный размер взносов в гарантийные фонды. Заметим, что величина их, как правило, невелика. Так, в Латвии, за одного работника работодатель вносит в гарантийный фонд всего 5 евро.

Не менее распространена в мире и система обязательного социального страхования работников на случай банкротства. Об основных положениях этой системы рассказал А.В. Трапицын, заместитель председателя подкомитета ТПП по антикризисному управлению, банкротству и корпоративному развитию. По его словам, для расчета предельной суммы выплаты нужно будет учитывать минимальный отраслевой размер оплаты труда. Параметры, которые будет регулировать государство, -- это предельный размер выплаты и предельный период времени, за который она будет выплачиваться.

Принцип «гарантийности»: российские перспективы

В своем выступлении представитель ТПП привел расчет суммы страхового взноса, который потенциально будет уплачивать российский работодатель в этой системе страхования. Так, чтобы обеспечить выплату увольняемому работнику средней зарплаты по отрасли в течение 6 месяцев, размер взноса должен составлять примерно 1% от зарплаты работника. Расчетная абсолютная величина страхового взноса на сегодня составляет 43 руб. 60 коп. в месяц или 523 руб. 20 коп. в год.

По словам А.Л. Сафонова, прежде чем вводить систему страхования на случай невыплаты зарплаты и случай банкротства, нужно определиться с тарифом страхового взноса, а также с тем, кто и как будет управлять создаваемым страховым фондом -- только государство или управление будет трехсторонним: государство, работодатели, профсоюзы. И они уже будут договариваться о тарифе.

Советник аппарата комитета Госдумы по труду и социальной политике Н.И. Чекорина поддержала идею страховых фондов как «самую оптимальную», но при этом отметила, что в ближайшие два года увеличение «налоговой» нагрузки на работодателя невозможно. По словам представителя Госдумы, сегодня нужно совершенствовать закон о банкротстве, в частности, есть предложение расширить признаки банкротства, включив в них такой признак, как «невыполнение требований по оплате труда в течение двух месяцев». Нужно также минимизировать требования кредиторов, которые удовлетворяются в первую очередь, то есть раньше требований по зарплате. Рассматривается также вопрос предоставления государственных гарантий работникам предприятия-банкрота.

Что же касается варианта создания гарантийных фондов, то, по словам А.Л. Сафонова, необходимо предварительно выяснить, насколько наш фондовый рынок готов воспринять эту идею. Он привел следующий пример. В системе ПФР в настоящий момент аккумулировано примерно 200 млн. руб. страховых взносов, уплачиваемых на накопительную часть трудовой пенсии. Однако эффективный механизм вывода этих денег на российский фондовый рынок и их сохранения -- под большим вопросом, поскольку эффективная ставка процента, начисляемого сегодня на пенсионные накопления, ниже уровня инфляции. То же самое, по мнению чиновника, может произойти и с потенциальными средствами гарантийных фондов.

Начать дискуссию