1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 83-ФЗ , в соответствии с которым изменился правовой статус бюджетных учреждений. Согласно нормам данного документа государственное (муниципальное) учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Последние два типа учреждений согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ вместо бюджетных ассигнований получают на выполнение государственного (муниципального) задания субсидии из соответствующего бюджета. Для таких организаций на официальном сайте Минфина выложен Приказ от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления и утверждения годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (далее – Инструкция № 33н).
О том, по каким формам БУ и АУ придется отчитываться перед своим учредителем, мы расскажем в статье.
Общие положения по составлению и представлению отчетности
В соответствии с п. 2, 3 Инструкции № 33н бухгалтерская отчетность БУ и АУ составляется на следующие даты:
– месячная – на первое число месяца, следующего за отчетным;
– квартальная – по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
– годовая – на 1 января года, следующего за отчетным.
Отчетным годом является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно. При этом первым отчетным годом для вновь созданных учреждений считается период с даты их регистрации в установленном законодательством РФ порядке по 31 декабря года их создания. Например, бюджетное учреждение в соответствии с нормативными актами субъекта РФ изменило свой правовой статус и перешло на финансовую форму обеспечения в виде субсидий на выполнение государственного задания с 01.07.2011. В этом случае первым отчетным периодом для данной организации будет являться период с 01.07.2011 по 31.12.2011 включительно.
В случае если происходит изменение существующего типа в целях создания казенного учреждения, отчетным годом, за который формируется бухгалтерская отчетность, считается период с начала года, в котором принимается указанное решение, по дату регистрации в установленном законодательством РФ порядке. Например, принято решение изменить существующий тип автономного учреждения в целях создания казенного с 01.10.2011. В этом случае отчетным периодом будет являться период с 01.01.2011 по 30.09.2011. Как и ранее, в соответствии с нормами старой Инструкции № 128н , п. 4 – 6 Инструкции № 33н предусматривают, что бухгалтерская отчетность:
– составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой. Основанием для заполнения отчетных форм являются данные главной книги и других регистров бухгалтерского учета;
– подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы;
– подается учреждением на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в установленные учредителем учреждения сроки.
В случае представления бухгалтерской отчетности на бумажном носителе главный бухгалтер (или иное лицо, ответственное за ее представление) обязан сдать ее в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом. Днем представления бухгалтерской отчетности считается дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо фактической передачи по принадлежности. В случае если дата представления бухгалтерской отчетности учреждения, установленная его учредителем, совпадает с праздничным (выходным) днем, бухгалтерская отчетность представляется не позднее первого рабочего дня, следующего за установленным днем представления.
Автономным учреждениям при изучении Инструкции № 33н нужно обратить внимание на п. 7, в соответствии с которым они представляют учредителю отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности и годовую бухгалтерскую отчетность после рассмотрения отчетности наблюдательным советом автономного учреждения. Далее следует отметить, что, как и ранее согласно Инструкции № 128н, все формы бухгалтерской отчетности подвергаются камеральной проверке. В силу п. 11 Инструкции № 33н учредитель АУ и БУ обязан производить проверку представленных ему форм путем выверки показателей по контрольным соотношениям, установленным Минфином. По дополнительным отчетным формам, введенным финансовым органом или учредителем, применяются соответствующие правовые акты данных субъектов. Бухгалтерская отчетность, содержащая исправления по результатам камеральной проверки, представляется учредителю учреждения и иным пользователям с сопроводительным письмом, содержащим перечень внесенных изменений, и копией уведомления о выявленном несоответствии в порядке, установленном для представления отчетности.
Состав отчетных форм для БУ и АУ
В соответствии с п. 12 Инструкции № 33н в состав бухгалтерской отчетности БУ и АУ включены следующие формы отчетов:
- баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее – Баланс (ф. 0503730));
- Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) (далее – Справка (ф. 0503725));
- Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) (далее – Справка (ф.0503710));
- Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее – Отчет (ф. 0503737));
- Отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738) (далее – Отчет (ф. 0503738));
- Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
- Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) (далее – Пояснительная записка (ф. 0503760));
- Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).
Следует добавить, что в силу п. 8 Инструкции № 33н соответствующий финансовый орган, учредитель учреждения вправе установить для представления в составе месячной, квартальной, годовой бухгалтерской отчетности дополнительные формы, а также порядок их составления и представления.
В случае если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, не имеют числового значения, такая форма не составляется и в бухгалтерской отчетности за отчетный период не представляется (п. 10 Инструкции № 33н).
Порядок составления бухгалтерской отчетности БУ и АУ
Далее мы рассмотрим общий порядок составления и представления каждой отчетной формы. Заметим, что многие из них дублируют старые формы бюджетной отчетности из ранее действовавшей Инструкции № 128н.
Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) – одна из основных форм отчетности. Она формируется учреждением на 1 января года, следующего за отчетным. Таким образом, согласно п. 13 Инструкции № 33н данная форма является годовой, но, как было отмечено выше, учредитель АУ и БУ вправе устанавливать и иные сроки ее представления, поэтому она может быть и квартальной, и полугодовой.
Показатели, отражаемые в Балансе (ф. 0503730), формируются в разрезе (п. 14 Инструкции № 33н):
1) видов финансового обеспечения (деятельности) учреждения:
– субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций (далее в целях составления бухгалтерской отчетности – деятельность с целевыми средствами) (графы 3, 7);
– собственных доходов учреждения и средств по обязательному медицинскому страхованию (далее в целях составления бухгалтерской отчетности – деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) (графы 4, 8);
– средств во временном распоряжении (графы 5, 9);
2) показателей:
– на начало года (графы 3 – 5),
– на конец отчетного периода (графы 7 – 9),
– итоговых на начало и конец отчетного периода (графы 6, 10).
При заполнении отчетной формы следует обратить внимание, что в графах «На начало года» показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным граф «На конец отчетного периода» предыдущего года (заключительный баланс) с учетом на начало отчетного года данных при изменения типа учреждения. В графах «На конец отчетного периода» показываются данные на 1 января года, следующего за отчетным, с учетом проведенных 31 декабря при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бухгалтерского учета.
В качестве приложения к Балансу (ф. 0503730) составляется Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503730). Она формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по забалансовым счетам, регламентированным Инструкцией № 157н (п. 21 Инструкции № 33н), порядок учета на которых утверждается учетной политикой учреждения согласно требованиям учредителя по раскрытию информации в бухгалтерской отчетности о составе имущества, расчетов и обязательств. При наличии у БУ и АУ обособленных подразделений на основании балансов (ф. 0503730), составленных и представленных данными подразделениями, составляется сводный Баланс (ф. 0503730).
Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) является аналогом ранее действовавшей Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125). Она формируется головным учреждением и его обособленными подразделениями для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании головным учреждением консолидированных форм бухгалтерской отчетности. Представляется на следующие отчетные даты (п. 23 Инструкции № 33н):
– ежеквартально – в части определения взаимосвязанных показателей по денежным и неденежным расчетам в части некассовых операций по выполнению плана финансово-хозяйственной деятельности (сметы доходов и расходов) учреждения;
– на 1 января года, следующего за отчетным, – по денежным и неденежным расчетам;
– на иную отчетную дату, установленную головным учреждением, учредителем учреждения.
Справка (ф. 0503725) составляется нарастающим итогом с начала финансового года на основании данных, отраженных на отчетную дату:
1) по счету 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» для консолидации внутренних расчетов между головным учреждением и обособленными подразделениями;
2) на счетах:
– 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»;
– 0 401 10 180 «Прочие доходы» для консолидации расчетов по безвозмездной передаче (получению) финансовых, нефинансовых активов и обязательств между головным учреждением и подведомственными ему обособленными подразделениями (филиалами, имеющими статус юридического лица), в том числе по централизованным закупкам и централизации и распределению денежных средств.
Справка (ф. 0503725) составляется раздельно по каждому коду счета, перечисленному выше, и раздельно по видам финансового обеспечения:
– собственные доходы учреждения (код вида – 2);
– субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (код вида – 4), субсидии на иные цели (код вида – 5);
– бюджетные инвестиции (код вида – 6);
– средства по обязательному медицинскому страхованию (код вида – 7).
Следует учесть, что в силу п. 25 Инструкции № 33н показатели Справки (ф. 0503725) на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются без учета результата заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года.
Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) – аналог ранее действовавшей Справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110). Она формируется учреждением (обособленным подразделением) в составе форм годовой отчетности и отражает обороты по счетам бухгалтерского учета, подлежащим в установленном порядке закрытию по завершении отчетного финансового года, в разрезе деятельности с целевыми средствами и по оказанию услуг (выполнению работ).
БУ и АУ формируют Справку (ф. 0503710) к Балансу (ф. 0503730) на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета:
– 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»;
– 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;
– 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» в сумме показателей, сформированных по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, до проведения заключительных операций (графы 2 – 5) и в сумме заключительных операций по закрытию счетов, произведенных 31 декабря, по завершении отчетного финансового года (графы 6 – 13) (п. 32 Инструкции № 33н).
Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) очень напоминает Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137). Она составляется учреждением (обособленным подразделением) в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности):
– собственные доходы учреждения (код вида – 2);
– субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (код вида – 4);
– субсидии на иные цели (код вида – 5);
– бюджетные инвестиции (код вида – 6);
– средства по обязательному медицинскому страхованию (код вида – 7) по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным.
Показатели, формируемые на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются в Отчете (ф. 0503737) без учета результата заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года. В отчетной форме показатели исполнения плана отражаются нарастающим итогом на основании аналитических данных бухгалтерского учета учреждения в разрезе аналитических кодов вида доходов и расходов соответственно:
1) раздел 1. Доходы учреждения;
2) раздел 2. Расходы учреждения;
3) раздел 3. Источники финансирования дефицита средств учреждения.
В соответствии с п. 37 Инструкции № 33н в целях раскрытия информации о показателях исполнения плана с учетом более детальной (расширенной) аналитики по поступлениям (выбытиям), утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, актом учредителя, соответствующего финансового органа могут быть введены в разделах дополнительные подстроки.
Отчет об обязательствах, принятых учреждением (ф. 0503738) является аналогом Отчета о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138). Он составляется и представляется по итогам полугодия, года, а также на иную отчетную дату, установленную учредителем (соответствующим финансовым органом).
Показатели на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются в Отчете (ф. 0503738) до заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года, и до переноса показателей по санкционированию расходов, сформированных в отчетном финансовом году, на соответствующие счета аналитического учета счета 0 500 00 000 «Санкционирование расходов» (п. 46, 47 Инструкции № 33н).
Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) очень напоминает Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121). Он составляется учреждением (обособленным подразделением) и содержит данные о финансовых результатах его деятельности в разрезе аналитических кодов доходов (поступлений), расходов (выплат) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
Показатели отражаются в отчете в разрезе деятельности:
– с целевыми средствами (графа 4);
– по оказанию услуг (работ) (графа 5);
– со средствами во временном распоряжении (графа 6).
Итоговый показатель (графа 7) отражает сумму показателей по графам 4 – 6. Показатели отражаются в отчете без учета результата заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года (п. 52 Инструкции № 33н).
Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) составляется к Балансу (ф. 0503730) и заполняется организацией в разрезе следующих разделов (п. 56 Инструкции № 33н):
Наименование раздела
|
Наименование таблицы (формы) |
Раздел 1 «Организационная структура субъекта отчетности» |
– Сведения об основных направлениях деятельности (таблица 1); – Сведения о количестве обособленных подразделений (ф. 0503761); – иная информация, характеризующая организационную структуру субъекта отчетности за отчетный период, не нашедшая отражения в таблицах и приложениях |
Раздел 2 «Результаты деятельности субъекта отчетности» |
Информация, характеризующая результаты деятельности субъекта отчетности за отчетный период, не нашедшая отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел, в том числе: – о мерах по повышению квалификации и переподготовке специалистов; – о ресурсах (численность работников, стоимость имущества, расходы, объемы закупок и т. д.), иная информация о результатах деятельности учреждения; – о техническом состоянии, об эффективности использования, обеспеченности субъекта отчетности и его структурных подразделений основными фондами (соответствии величины, состава и технического уровня фондов реальной потребности в них), основных мероприятиях по улучшению состояния и сохранности основных средств; характеристика комплектности, а также сведения о своевременности поступления материальных запасов |
Раздел 3 «Анализ отчета об исполнении субъектом отчетности плана его деятельности» |
– Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций (ф. 0503766); – Сведения о целевых иностранных кредитах (ф. 0503767); – Сведения о кассовом исполнении плана финансовой хозяйственной деятельности (сметы) учреждения (ф. 0503782); – иная информация, характеризующая результаты исполнения субъектом отчетности, не отраженная в таблицах (сведениях), включаемых в раздел; – информация о принятии учреждением обязательств (денежных обязательств) |
Раздел 4 «Анализ показателей финансовой отчетности субъекта отчетности» |
– Сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768); – Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769); – Сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771); – Сведения о суммах заимствований (ф. 0503772); – Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773); – Сведения о задолженности по ущербу, причиненному имуществу учреждения (ф. 0503776); – Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503778); – иная информация, характеризующая показатели финансовой отчетности субъекта отчетности за отчетный период |
Раздел 5 «Прочие вопросы деятельности субъекта отчетности» |
– Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета (таблица 4); – Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля (таблица 5); – Сведения о проведении инвентаризаций (таблица 6); – Сведения о результатах внешних контрольных мероприятий (таблица 7); – иная информация, характеризующая показатели деятельности субъекта отчетности за отчетный период, не нашедшая отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел, в том числе перечень форм отчетности, не включенных в состав отчетности за отчетный период ввиду отсутствия числовых значений показателей |
Отметим, что при формировании сводных (консолидированных) приложений к Пояснительной записке (ф. 0503760) данные, отраженные в графах форм приложений, выделенных жирной линией, подлежат суммированию по одноименным показателям и исключению по позициям консолидируемых приложений (п. 57 Инструкции № 33н).
Формирование отчетности при реорганизации и ликвидации БУ и АУ
По аналогии с Инструкцией № 128н в Инструкции № 33н предусмотрен раздел по формированию отчетности в случае реорганизации и ликвидации учреждения. В соответствии с п. 58 данного документа реорганизуемое (ликвидируемое) юридическое лицо формирует и представляет бухгалтерскую отчетность на дату проведения реорганизации или ликвидации в следующем составе:
- Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);
- Справка (ф. 0503725);
- Справка (ф. 0503710);
- Отчет (ф. 0503737);
- Отчет (ф. 0503738);
- Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
- Пояснительная записка (ф. 0503760).
Утвержденная учредителем или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации (ликвидации) участника отчетности, бухгалтерская отчетность представляется (п. 60 Инструкции № 33н):
– в орган власти по новой (в результате реорганизации участника отчетности) ведомственной подчиненности;
– в соответствующий финансовый орган, осуществляющий кассовое обслуживание лицевых счетов учреждения, в установленном им порядке.
Обратите внимание:
Пункт 62 Инструкции № 33н предусматривает, что перед составлением отчетности реорганизуемый (ликвидируемый) участник обязательно производит инвентаризацию активов и обязательств в установленном законодательством РФ порядке. Напомним, что такой порядок утвержден Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
При составлении отчетности на дату проведения реорганизации или ликвидации следует обратить внимание на заполнение Пояснительной записки (ф. 0503760). Она формируется, как и для годовой отчетности; дополнительно в ее текстовой части раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого участника отчетности в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующая показатели финансовой отчетности реорганизуемого участника отчетности за отчетный период (п. 63 Инструкции № 33н).
Начать дискуссию