Передача имущества, приобретаемого при централизованных закупках, осуществляется в рамках реализации правовых актов Правительства РФ, высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, местной администрации, принятых во исполнение отдельных статей закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год, в порядке и на условиях, установленных указанными правовыми актами. О том, как отразить в учете операции, связанные с централизованными закупками, поговорим в статье.
Как было отмечено, централизованные закупки осуществляются в соответствии с правовыми актами Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ, местной администрации. Так, ст. 9 Федерального закона от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрены расходные обязательства РФ по осуществлению заку-пок:
1) диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C;
2) оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях систем здравоохранения;
3) лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных:
– злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством РФ, гемофилией, муковисцидозом;
– гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню ле-карственных препаратов, утверждаемому Правительством РФ.
Ранее порядок отражения операций, связанных с централизованными закупками, был регламентирован в разд. IV Инструкции № 148н , а также разъяснен в письмах Минфина РФ от 12.10.2009 № 02 06 07/4765 и Федерального казначейства от 06.09.2010 № 42-7.4-05/2.2-570. С 1 января 2011 года бухгалтерский учет в казенных, бюджетных и автономных учреждениях регулируется Приказом Минфина РФ № 157н , которым утверждены Единый план счетов и Инструкция по его применению (далее – Инструкция № 157н). На основании данного документа для государственных (муниципальных) учреждений каждого типа (казенных, бюджетных, автономных) Минфином утверждены отдельные планы счетов и инструкции по их применению:
– Инструкция № 162н – для казенных учреждений и бюджетных учреждений, получающих бюджетные ассигнования;
– Инструкция № 174н – для бюджетных учреждений, получа¬ющих субсидии;
– Инструкция № 183н – для автономных учреждений.
Однако ни в одной из вышеперечисленных инструкций специально разработанного раздела, посвященного осуществлению операций по централизованному снабжению, нет. Поэтому при отражении данных операций следует использовать пункты инструкций в части движения нефинансовых активов, в которых имеются соответствующие ссылки. По мнению автора, в работе можно руководствоваться и тем порядком, который ранее был разъяснен в вышеприведенных письмах Минфина и Федерального казначейства, с учетом норм новых инструкций по бухгалтерскому учету для государственных (муниципальных) учреждений.
Общий порядок отражения операций по централизованному снабжению
Поставка различных нефинансовых активов по централизованному снабжению осуществляется, как правило, в соответствии с нормами Закона о госзакупках , которым регулируются отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В процессе централизованных поставок участвуют:
– государственный заказчик – вышестоящее учреждение либо иное уполномоченное лицо, которое принимает решение о централизованной закупке, заключает госконтракт на поставку материальных ценностей, отбирает поставщиков, собирает заявки подведомственных учреждений, осуществляет непосредственные расчеты с поставщиками, производит оплату;
– поставщик – лицо, поставляющее материальные ценности.
Отражение в бухгалтерском учете операций с имуществом, полученным от поставщика, осуществляется в зависимости от условий его получения учреждением-грузополучателем, установленных правовым актом и государственным контрактом:
– посредством поставки поставщиком, минуя склад заказчика, непо-средственно получателю;
– посредством поставки поставщиком на склад заказчика с последующей отправкой заказчиком имущества конечному получателю.
При отражении операций, связанных с движением имущества, в учете будут использоваться забалансовые счета, которые рекомендованы п. 341, 375 Инструкции № 157н:
– 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению»;
– 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению».
Далее отметим, что в соответствии с разъяснениями, приведенными в Письме № 02 06 07/4765, отражение в бухгалтерском учете операций по передаче (получению) объектов имущества, приобретенного при централизованных закупках, должно осуществляться на основании надлежаще оформленных извещений (ф. 0504805) и прилагаемых к ним актов приема-передачи имущества (с пообъектными описями передаваемого имущества в разрезе грузополучателей), подписанных обеими сторонами консолидированных расчетов.
Заметим, что форма вышеуказанного документа в настоящее время утверждена Приказом Минфина РФ № 173н и подлежит применению при отражении операций по централизованным поставкам с 01.01.2011.
Извещение формируется в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждого учреждения (обособленного подразделения, филиала), участвующего в приеме-передаче объектов учета.
Учреждение, получившее извещение с прилагаемыми к нему документами, подтверждающими факт приема-передачи объектов учета (актами о приеме-передаче, описями, реестрами, оправдательными документами поставщиков по централизованному снабжению, актами о недостаче и порче ценностей или некомплектности предметов, выявленных при принятии ценностей, и т. п.), заполняет извещение в своей части реквизитов и направляет его второй экземпляр стороне, участвующей в расчетах.
Заполненное извещение принимается к учету с совершением соответствующих бухгалтерских записей в регистрах бухгалтерского учета.
Расчеты по централизованным поставкам материальных ценностей
Расчеты за поставки материалов и оборудования для учреждений-грузополучателей, находящихся как на одном бюджете, так и на разных бюджетах бюджетной системы РФ, обычно возложены на государственного заказчика либо иное уполномоченное на заключение контракта на централизованное обеспечение материальными ценностями лицо.
Данные юридические лица, как правило, являются казенными учреждениями. Поэтому отражение всех операций, связанных с расчетами по централизованным поставкам, будет осуществляться в соответствии с положениями Инструкции № 162н.
В учете государственного (муниципального) заказчика либо иного уполномоченного лица бухгалтерские записи по расчетам за поставки материальных ценностей в соответствии с Инструкцией № 162н будут следующими:
Содержание операции
|
Документ-основание
|
Дебет
|
Кредит
|
Пункт Инструкции № 162н
|
Отражение перечисления аванса за поставку материальных ценностей на основании государственного контракта
|
Платежное поручение, приложение к выписке из лицевого счета
|
1 206 31 560 1 206 34 560 |
1 304 05 310 1 304 05 340 |
Пункт 80
|
Отражение поставки имущества согласно государственному контракту
|
Документ, предусмотренный государственным контрактом, подтверждающий исполнение условий контракта по поставке
|
1 106 31 310 1 106 34 340
1 105 31 340 – 1 105 36 340 |
1 302 31 730 1 302 34 730
1 302 34 730 |
Пункт 31
Пункт 23 |
Отражение зачета ранее перечисленного аванса
|
Справка (ф. 0504833) |
1 302 31 830 1 302 34 830 |
1 206 31 660 1 206 34 660 |
Пункт 102
|
Отражение окончательной оплаты поставщику поставки материальных ценностей
|
Платежное поручение, приложение к выписке из лицевого счета
|
1 302 31 830 1 302 34 830 |
1 304 05 310 1 304 05 340 |
Пункт 10 |
Передача материальных ценностей в рамках централизованного снабжения
Как разъяснил Минфин в Письме № 02 06 07/4765, передача материальных ценностей при централизованном снабжении может происходить:
– в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств (внутриведомственные расчеты);
– в рамках движения объектов между бюджетными учреждениями разных уровней бюджетов (межбюджетные расчеты).
Аналогичным образом могут осуществляться расчеты по централизованному снабжению и в настоящее время, однако на практике наиболее часто встречаются расчеты в рамках одного ведомства и одного уровня бюджета, поэтому мы предлагаем наиболее подробно рассмотреть именно данные варианты.
Внутриведомственные расчеты. После заключения контракта и осуществления расчетов за поставку товаров происходит передача материальных ценностей их непосредственным получателям. Основанием для их передачи будут являться надлежаще оформленный документы: правовой акт, на основании которого осуществляется централизованная закупка, извещение, акт приема-передачи имущества с закреплением права оперативного управления.
В учете уполномоченного органа (государственного заказчика) РФ при отражении расчетов по передаче имущества, приобретенного в рамках централизованного снабжения, будет сделана запись (п. 34 Инструкции № 162н):
Дебет счетов 1 304 04 310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств», 1 304 04 340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов», 1 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит счетов 1 106 31 410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства», 1 106 34 440 «Уменьшение стоимости изготов-ления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)», 1 101 00 410 «Уменьшение стоимости основных средств», 1 105 31 440 – 1 105 36 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов»
Одновременно происходит отражение на забалансовом счете 05 стоимости оплаченного и отгруженного грузополучателю имущества, по которому отсутствует подтверждение грузополучателя о его посту-плении. После поступления имущества последнего происходит списание его стоимости, отраженной на забалансовом счете 05.
Подведомственные главному распорядителю учреждения-гру-зополучатели могут являться как казенными, так и бюджетными и автономными учреждениями. Поэтому учет грузополучателя следует рассмотреть с позиции трех инструкций: № 162н, 174н, 183н.
1) поступление полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем извещения и копий документов поставщика на отправленные в адрес грузополучателя ценности – на забалансовом счете 22;
2) при получении извещения и документов поставщика делается запись:
Казенное учреждение (п. 31 Инструкции № 162н) |
Бюджетное учреждение (п. 116 Инструкции № 174н) |
Автономное учреждение (п. 119 Инструкции № 183н) |
|||
Дебет
|
Кредит
|
Дебет
|
Кредит
|
Дебет
|
Кредит
|
1 101 00 310 1 106 31 310 1 106 34 340 1 105 00 340 |
1 304 04 310 1 304 04 340 |
4 101 00 310
|
4 210 06 660
|
4 101 00 000
|
4 210 06 000
|
Одновременно происходит списание стоимости имущества с забалансового счета 22.
Главный распорядитель (он же заказчик) средств субъекта РФ заключил государственный контракт на поставку лекарств на сумму 200 000 руб. и перечислил аванс поставщику в размере 30%. Медикаменты предназначены для подведомственных ему казенных учреждений. В контракте оговорено, что материальные ценности должны поступить напрямую грузополучателю, минуя склад заказчика. Предположим, что стоимость лекарственных средств, поступивших в адрес одного грузополучателя, составляет 25 000 руб. (за 50 упаковок). Все расчеты осуществляются за счет бюджетных средств.
В бухгалтерском учете операции отразятся следующим образом:
Содержание операции
|
Дебет
|
Кредит
|
Сумма,
|
Главный распорядитель (заказчик)
|
|||
Перечислен аванс заказчиком поставщику (200 000 руб. x 30%) |
1 206 34 560
|
1 304 05 340
|
60 000
|
Отражена кредиторская задолженность за отгруженные в адрес грузополучателей лекарственные средства
|
1 105 31 340
|
1 302 34 730
|
200 000
|
1 304 04 340
|
1 105 31 440
|
200 000
|
|
Отражена стоимость материальных ценностей, оплаченных и отгруженных грузополучателям, по которым отсутствует подтверждение поступления
|
05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению»
|
|
200 000
|
Зачтен аванс по предварительной оплате
|
1 302 34 830
|
1 206 34 660
|
60 000
|
Произведен окончательный расчет с поставщиком
|
1 302 34 830
|
1 304 05 310
|
140 000
|
Списана стоимость оборудования, полученного грузополучателем в рамках централизованного снабжения на основании извещения
|
|
05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению»
|
200 000
|
Казенное учреждение (грузополучатель)
|
|||
Отражено поступление полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем извещения и копий документов поставщика на отправленные в адрес грузополучателя ценности
|
22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» |
|
50*
|
Приняты к учету лекарственные средства
|
1 105 31 340
|
1 304 04 340
|
25 000
|
Отражено списание по забалансовому счету с момента поступления документов от поставщика и получения извещения
|
|
22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» |
5 |
По мнению автора, поскольку забалансовый счет 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» предназначен для учета материальных ценностей, по которым нет соответствующих документов, это имущество должно отражаться на данном счете в условной оценке, например: одна единица – 1 руб.
Межведомственные расчеты в рамках одного бюджета могут происходить между:
– уполномоченным органом (заказчиком) и органом исполнительной власти с последующей передачей имущества учреждению-грузополучателю;
Рассмотрим первый вариант передачи материальных ценностей (заказчик – орган исполнительной власти – учреждение-грузополучатель).
В учете передающей стороны – уполномоченного органа РФ (заказчика) эта операция сопровождается записью (п. 26, 34 Инструкции № 162н):
Дебет счета 1 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит счетов 1 106 31 410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства», 1 106 34 440 «Уменьшение стоимости изготов-ления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)», 1 101 00 410 «Уменьшение стоимости основных средств», 1 105 31 440 – 1 105 36 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов»
В учете принимающей стороны – органа исполнительной власти данная операция будет отражена проводкой (п. 23, 31 Инструкции № 162н):
Дебет счетов 1 106 31 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства», 1 106 34 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)», 1 101 00 310 «Увеличение стоимости основных средств», 1 105 31 340 – 1 105 36 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»
Кредит счета 1 401 10 180 «Прочие доходы»
Далее орган исполнительной власти издает распорядительный акт о передаче имущества с закреплением его на праве оперативного управления за учреждениями-грузополучателями. Эта операция будет сопровождаться в учете федерального органа проводкой (п. 26, 34 Инструкции № 162н):
Дебет счетов 1 304 04 310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств», 1 304 04 340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов», 1 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит счетов 1 106 31 410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства», 1 106 34 440 «Уменьшение стоимости изготов-ления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)», 1 101 00 410 «Уменьшение стоимости основных средств», 1 105 31 440 – 1 105 36 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов»
В учете учреждения-грузополучателя как принимающей стороны эта операция будет выглядеть следующим образом:
Казенное учреждение (п. 23, 31 Инструкции № 162н) |
Бюджетное учреждение (п. 116 Инструкции № 174н) |
Автономное учреждение (п. 119 Инструкции № 183н) |
|||
Дебет
|
Кредит
|
Дебет
|
Кредит
|
Дебет
|
Кредит
|
1 106 31 310 1 106 34 340 1 105 00 340 |
1 304 04 310 1 304 04 340 |
4 101 00 310
|
4 210 06 660
|
4 101 00 000
|
4 210 06 000
|
При рассмотрении второго варианта (заказчик – учрежде-ние-грузополучатель) в учете передающей стороны – уполномоченного органа РФ проводки, отражающие расчеты по передаче имущества, будут аналогичны рассмотренным выше, повторять их мы не станем.
Государственное (муниципальное) учреждение в своем учете сделает запись:
Казенное учреждение (Инструкция № 162н) |
Бюджетное учреждение (Инструкция № 174н) |
Автономное учреждение (Инструкция № 183н) |
|||
Дебет
|
Кредит
|
Дебет
|
Кредит
|
Дебет
|
Кредит
|
1 106 31 310 1 106 34 340 1 105 00 340 |
1 401 10 180
|
4 101 00 310
|
4 401 10 180
|
4 101 00 000
|
4 401 10 180
|
Обращаем внимание читателей: если извещение, составленное за-казчиком либо иным уполномоченным органом, осуществляющим централизованные закупки, грузополучателем получено, а материальные ценности в отчетном периоде не поступили, то операции по их постановке на учет отражаются с использованием счета 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути» (п. 147 Инструкции № 157н).
Начать дискуссию