Доходы и расходы обслуживающих производств (больницы, детские лагеря и т. д.) определяют отдельно от общей налоговой базы. Связано это с тем, что убыток от их деятельности учитывается при расчете налога на прибыль в особом порядке. Он применяется и в случае, если объекты сданы в аренду. С этим соглашаются и чиновники.
– объекты жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ), например гостиница, общежитие;
– объекты социально-культурной сферы (медсанчасть, пансионат и др.);
– подсобные хозяйства;
– учебно-курсовые комбинаты и др.
При этом деятельность таких подразделений не может быть основной для организации. Она должна носить вспомогательный характер (письмо Минфина России от 25 марта 2005 г. № 03-03-01-04/425).
Отметим, что объекты, отвечающие признакам обслуживающего производства (например, общежитие), могут арендоваться или быть переданными в аренду. По мнению чиновников финансового ведомства, и в этом случае налоговую базу по таким объектам рассчитывают отдельно от налоговой базы, определяемой в общем порядке.
Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 9 марта 2011 г. № 03-03-06/1/129, от 21 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/109.
К примеру, если пансионат оказывает услуги только работникам предприятия или только сторонним лицам, он не признается объектом ОПХ.
Однако контролирующие органы считают, что данное обстоятельство не относится к квалифицирующему признаку обслуживающего производства. Если подразделение подпадает под определение объекта обслуживания, оно должно признаваться таковым в любом случае. Независимо от того, для кого предназначены его товары, работы, услуги (письма Минфина России от 25 марта 2005 г. № 03-03-01-04/4-25, ФНС России от 23 сентября 2005 г. № 02-1-08/200@).
Арбитры придерживаются той же точки зрения (определение ВАС РФ от 30 октября 2007 г. № 12325/07, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 октября 2008 г. № А42-4459/2007). Поэтому безопаснее учитывать эту позицию и применять к таким подразделениям нормы, относящиеся к ОПХ.
Согласен с этим и Минфин России (письма от 18 марта 2011 г. № 03-03-06/1/146, от 14 ноября 2005 г. № 03-03-04/4/86). При этом чиновники подчеркнули, что деятельность медпунктов должна быть обусловлена требованиями трудового законодательства (ст. 212, 213 Трудового кодекса РФ). В отношении иной деятельности медпунктов налоговая база определяется отдельно согласно статье 275.1 Налогового кодекса РФ.
– доходы от реализации и внереализационные доходы;
– расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Данные доходы и расходы определяются по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 27 октября 2008 г. № 03-03-06/1/603, от 28 февраля 2008 г. № 03-03-05/14). Например, налоги на землю и имущество, уплачиваемые по объектам обслуживающих производств, учитываются в налоговой базе данных подразделений.
Убыток обслуживающего хозяйства уменьшает облагаемую по ставке 20 процентов прибыль (увеличивает общий убыток) лишь при определенных условиях. Если они не выполняются, погасить убыток можно в течение десяти лет и только за счет будущей прибыли данного подразделения (ч. 5, 6 ст. 275.1 Налогового кодекса РФ).
1. Стоимость реализуемых подразделением предприятия товаров (работ, услуг) сопоставима со стоимостью подобных товаров (работ, услуг), реализуемых специализированными организациями (то есть организациями, для которых данный вид деятельности признается основным – это, как правило, различного рода ГУПы, МУПы, предприятия коммунального хозяйства, бюджетные учреждения);
2. Расходы на содержание объектов ОПХ не превышают обычных расходов спецорганизаций на обслуживание аналогичных объектов;
3. Условия деятельности обслуживающих производств и спецорганизаций существенно не отличаются.
При этом выполнение данных условий должно быть подтверждено документально (постановление Президиума ВАС РФ от 25 ноября 2008 г. № 7841/08).
Из сложившейся практики обслуживающие производства сравнивают со спецорганизациями, которые находятся в том же муниципальном образовании.
Однако в открытых источниках информации о деятельности таких организаций может не быть. Также вполне вероятно, что сама организация откажется ее предоставить. Ведь она не обязана это делать.
В данном случае учесть убыток обслуживающего производства в общей налоговой базе будет затруднительно. Погашать его придется в следующих периодах за счет прибыли этого подразделения.
Поэтому для учета в общей налоговой базе расходов подразделений ОПХ достаточно соблюсти требования статьи 252 Налогового кодекса РФ. При этом данные расходы отражаются в полной сумме. Такой вывод следует из уже упомянутого постановления Президиума ВАС РФ от 25 ноября 2008 г. № 7841/08.
>|Согласно статье 252 Налогового кодекса РФ, расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.|<
Отметим, что до 1 января 2011 года в таких случаях убыток обслуживающего подразделения также можно было учесть единовременно. Однако этот убыток рассчитывался исходя из расходов подразделения, которые не превышали нормативов, утвержденных органом власти данного субъекта РФ (ч. 9 ст. 275.1 Налогового кодекса РФ в соответствующей редакции).
Некоторые предприятия имеют статус градообразующих. То есть численность работников таких предприятий превышает 25 процентов от работающего населения соответствующего населенного пункта. Это следует из пункта 1 статьи 169 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее – Закон № 127-ФЗ).
Такие организации вправе признать в общей налоговой базе фактические расходы на содержание некоторых обслуживающих производств. Это касается объектов ЖКХ и социально-культурной сферы. По остальным обслуживающим подразделениям (например, подсобным хозяйствам) убытки признаются в общем порядке (ч. 7 ст. 275.1 Налогового кодекса РФ).
При этом существует позиция, согласно которой численность работников следует определять исходя из количества специалистов подразделений предприятия, находящихся в соответствующем населенном пункте. Однако, по мнению чиновников финансового ведомства, в расчет необходимо брать общее количество работников предприятия. Включая специалистов филиалов и иных обособленных подразделений.
Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 6 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/219, от 31 марта 2011 г. № 03-03-06/1/192. Безусловно, данный подход более выгоден организациям.
Отметим также, что до 1 января 2011 года часть 7 статьи 275.1 Налогового кодекса РФ действовала несколько в иной редакции. Расходы обслуживающих подразделений признавались для целей налогообложения только в пределах нормативов, утвержденных органами местного самоуправления. При этом содержащиеся в данной норме правила распространялись на любые предприятия, общая численность работников которых превышала 5000 человек.
>|Предприятие приравнивается к градообразующему, если численность его работников более 5000 человек (п. 2 ст. 169 Закона № 127-ФЗ).|<
Однако Минфин России считал, что пункт 2 статьи 169 Закона № 127-ФЗ неприменим для целей статьи 275.1 Налогового кодекса РФ (письма от 18 апреля 2008 г. № 03-03-05/40, от 8 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/71). В свою очередь арбитражные суды с этим не соглашались (определение ВАС РФ от 10 января 2008 г. № 10888/04, постановление ФАС Московского округа от 3 марта 2009 г. № КА-А40/999-09).
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №6, июнь 2011 г.
Комментарии
1Спасибо, статья понравилась!