Вопрос от читательницы Клерк.Ру Елены (г. Пермь)
Предприниматель для осуществления деятельности в 2006-2007 гг. в сфере розничной торговли заключил два договора аренды помещений, расположенных в различных местах здания торгового центра (на 1 и 2 этажах). Суммарная площадь торговых залов превышает 150 кв.м. При этом, исходя из инвентаризационных и правоустанавливающих документов, площадь каждого торгового зала не превышает 150 кв.м. На первом этаже здания установлен 1 контрольно-кассовый аппарат на два объекта торговли.
Представители налоговой инспекции считают неправомерным применение системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, ссылаясь на необходимость суммированного учета площади, и предлагают применять общий режим налогообложения со всеми доначислениями налогов по ОСНО.
Как должна определяться в данном случае площадь торгового зала в целях применения гл.26.3 НК РФ (ЕНВД)? Правомерно ли налоговая инспекция доначислила налоги: НДС, ЕСН, НДФЛ?
На основании Письма Минфина России от 31.12.2010 N 03-11-11/335 можно сделать следующий вывод:
Согласно ст. 346.27 Кодекса к стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.
При этом магазин - это специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
Павильон - это строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
Статьей 346.27 Кодекса определено, что площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В целях применения гл. 26.3 Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
Статьей 346.29 Кодекса установлено, что при исчислении суммы единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны, используется физический показатель "площадь торгового зала (в квадратных метрах)".
Таким образом, если розничная торговля осуществляется с использованием нескольких торговых объектов с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, которые относятся к одному магазину (павильону) и находятся в одном здании торгового комплекса, то для определения величины физического показателя при расчете суммы единого налога на вмененный доход суммируется площадь всех торговых залов.
Если розничная торговля осуществляется с использованием нескольких торговых объектов с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, которые находятся в одном здании торгового комплекса, но являются самостоятельными магазинами (павильонами), то при расчете суммы единого налога на вмененный доход учитывается площадь торгового зала по каждому магазину (павильону) в отдельности согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам.
В Письме от 17.04.2009 N 03-11-09/142 Минфин указал следующие признаки отдельных объектов торговли:
- помещения объектов конструктивно обособлены;
- по каждому объекту ведется раздельный учет доходов с применением контрольно-кассовой техники.
О применении своего аппарата ККТ в каждом торговом зале указывалось и в Письме Минфина России от 07.05.2007 N 03-11-04/3/142.
Отмечу, что ранее Минфин России исходил из количества правоустанавливающих документов, которыми оформлены торговые помещения (договор аренды, купли-продажи и т.п.). Например, если на каждое из помещений оформлены отдельные правоустанавливающие документы, то они рассматривались как разные объекты торговли. Соответственно, площадь торгового зала в целях применения гл. 26.3 НК РФ должна была учитываться отдельно по каждому такому объекту.
Если же на все помещения оформлен один правоустанавливающий документ, то они считались единым объектом. Поэтому площадь торговых залов следовало определять в совокупности по всем помещениям (Письмо Минфина России от 27.01.2006 N 03-11-05/24). Аналогичной точки зрения придерживались и налоговики (Письма УФНС России по Московской области от 27.02.2007 N 24-17/0179, от 01.09.2006 N 22-19-И/0393).
Суды при рассмотрении подобных споров исходят из наличия (отсутствия) признаков обособленности у помещений, через которые ведется торговля. Если таких признаков нет, то помещения не являются самостоятельными объектами торговли. Следовательно, для целей исчисления ЕНВД площадь торговых залов всех помещений нужно учитывать суммарно.
В числе признаков обособленности суды выделяют:
- оборудование самостоятельных входов в торговые помещения;
- наличие в каждом помещении подсобных, складских, административно-бытовых помещений, собственного аппарата ККТ, продавцов и обслуживающего персонала;
- четкие границы между помещениями;
- ведение раздельного бухгалтерского учета.
При этом количество документов, которые оформлены на эти помещения, по мнению судов, не имеет значения (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 06.10.2010 N А53-552/2010, ФАС Уральского округа от 18.05.2010 N Ф09-3552/10-С3, от 17.05.2010 N Ф09-3427/10-С2, ФАС Центрального округа от 02.08.2010 N А62-8066/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 15.01.2009 N Ф04-8161/2008(18804-А81-27) (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 26.06.2009 N ВАС-5682/09), ФАС Северо-Западного округа от 06.04.2010 N А56-59468/2008, ФАС Поволжского округа от 14.04.2009 N А12-11976/2008 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 21.09.2009 N ВАС-8841/09)).
Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.
Начать дискуссию