Учет в строительстве

Право на пониженные тарифы. Корректировка с начала года

Компаниям на «упрощенке» Пенсионный фонд РФ рекомендовал применять в I квартале 2011 года общий тариф (34%), хотя по закону строительные организации имели право на пониженный тариф. Многие фирмы последовали рекомендациям чиновников. Как теперь внести исправления в учет и отчетность?
Компаниям на «упрощенке» Пенсионный фонд РФ рекомендовал применять в I квартале 2011 года общий тариф (34%), хотя по закону строительные организации имели право на пониженный тариф. Многие фирмы последовали рекомендациям чиновников. Как теперь внести исправления в учет и отчетность?
 
Подтверждение соответствия

Напомним: с 1 января 2011 года организации «на упрощенке», осуществляющие определенные виды деятельности, уплачивают взносы по тарифу 26 процентов. К льготируемой деятельности относится и строительство – код 45 по ОКВЭД (подп. 8 «ц» п. 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Коды видов деятельности были приведены в приказе Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. № 54н и в информационном сообщении ПФР от 24 марта 2011 г. 

Подробнее о применении пониженных тарифов читайте в статье, опубликованной в журнале «Учет в строительстве» № 4, 2011, стр. 30.  Информационное сообщение Пенсионного фонда РФ от 24 марта 2011 г. размещено в электронной версии статьи «Можно ли сэкономить на страховых взносах» журнала «Учет в строительстве» № 5, 2011 на сайте www.stroYchet.ru.

Однако необходимо, чтобы строительство было для компании основным видом экономической деятельности. То есть доля доходов от реализации продукции и оказанных услуг по данному виду деятельности должна составлять не менее 70 процентов в общем объеме доходов организации (п. 1.4 ст. 58 закона № 212-ФЗ).

При этом сумма доходов определяется по правилам статьи 346.15 Налогового кодекса РФ. Значит, в знаменателе нужно учитывать и выручку, и внереализационные доходы. Отсюда, в частности, следует, что для применения пониженных тарифов надо следить, чтобы не только доля доходов от иной деятельности, но и доля внереализационных доходов организации не превышала 30 процентов от общей величины, иначе фирма автоматически лишится права на применение льготы по страховым взносам.

Подтверждать вид деятельности требуется в порядке, утверждаемом Минздравсоцразвития России, который пока не установлен. А в упомянутом выше информационном сообщении ПФР разъясняется, что плательщик взносов, применяющий «упрощенку», подтверждает основной вид деятельности путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчета по форме РСВ-1 ПФР, которая для этих целей дополнена подразделом 4.4. Аналогичные разъяснения были даны в письме Минздравсоцразвития России от 11 марта 2011 г. № 748-19.  

Если требования не соблюдены…

На практике вполне возможна ситуация, когда доля доходов от основной деятельности в течение года меняется. 

Доначисление

При снижении доли доходов от основного вида деятельности (до уровня менее 70%) сумма страховых взносов подлежит восстановлению с начала того отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и уплате в бюджет Пенсионного фонда РФ. Ведь понижение тарифа происходит именно за счет взносов в ПФР: обычный тариф – 26 процентов (подп. 1 п. 2 ст. 12 закона № 212-ФЗ), пониженный – 18 процентов. Тарифы взносов в остальные фонды для всех организаций одинаковые. >|Льготные тарифы для других категорий плательщиков страховых взносов в статье не рассматриваются.|<

Обратите внимание: нельзя уплатить взносы по пониженному тарифу в I квартале, потом платить взносы по общему тарифу за II квартал (если в нем доля сократилась до значений ниже 70%), а в III квартале вернуться к пониженному тарифу (если доля основных доходов снова возросла). Долю доходов нужно определять за I квартал, за полугодие, за 9 месяцев и за год. И если, скажем, в I квартале и по итогам полугодия она позволяла применить пониженный тариф, а по итогам 9 месяцев (нарастающим итогом) оказалась ниже 70 процентов, то, по мнению автора, за все 9 месяцев – начиная с 1 января текущего года – надо уплатить взносы по общему тарифу (34%), а также начислить пени.

Отметим: в законе № 212-ФЗ не установлена обязанность в таких случаях представлять уточненные расчеты за те истекшие отчетные периоды, за которые взносы были исчислены и уплачены по пониженному тарифу. Ведь это не является ни ошибкой, ни неполным отражением сведений. На момент представления расчетов все было верно, организация имела право на льготу. Следовательно, вполне достаточно лишь отразить правильные суммы в расчете за тот период, в котором утрачено право на применение пониженных тарифов (то есть допущено снижение доли доходов от основной деятельности). 

Зачет переплаты

На практике вполне возможна и обратная ситуация: в I квартале или полугодии доля доходов от основной деятельности не позволяет применять пониженный тариф (составляет меньше 70%), однако затем увеличивается и по итогам 9 месяцев или года в целом уже превышает установленный предел.

К сожалению, закон № 212-ФЗ говорит лишь о случаях несоответствия (когда сначала фирма могла применять пониженные тарифы, а потом это право утратила). А обратная ситуация вообще не рассматривается. Официальная позиция по такому вопросу еще не заявлена.

По мнению автора, применять пониженные тарифы в подобных случаях можно начиная с того квартала, когда доля доходов стала соответствовать установленному критерию. Однако в самом законе № 212-ФЗ подобных указаний нет. Конечно, при таких пробелах законодательства и в отсутствие официальных разъяснений руководителю и бухгалтеру строительной компании приходится выбирать курс на свой страх и риск. Самый безопасный вариант – начислять взносы по основному тарифу, а впоследствии, если появятся письма в поддержку плательщиков взносов, произвести перерасчет и подать заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм. 

Исправления в учете и отчетности

Ну и наконец, рассмотрим конкретный порядок действий для строительных организаций, которые, следуя разъяснениям чиновников, с начала 2011 года начисляли взносы по тарифу 34 процента, имея право на льготу (доля дохода от строительства превышала 70%), за I квартал, а возможно и за часть II квартала (в частности, за апрель).

Такая ситуация связана с тем, что соответствующие изменения были внесены в закон № 212-ФЗ в самом конце 2010 года.

>|Пониженные тарифы для «упрощенки» (по отдельным видам деятельности) введены Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 432-ФЗ.|<

А разъяснения о порядке определения и подтверждения основного вида деятельности – в частности, упомянутый выше приказ № 54н – появились гораздо позднее. Так, указанный приказ вступил в силу лишь 27 февраля 2011 года, и к этому моменту организации уже успели уплатить страховые взносы за январь 2011 года. Значит, переплата возникла как минимум за один месяц. Ситуация осложняется и тем, что закон № 212-ФЗ не предоставляет организациям права выбора тарифов: если фирма имеет право на применение пониженных тарифов, она обязана применять именно их и подтверждать свой вид деятельности в установленном порядке. Официальных разъяснений по данному вопросу, к сожалению, нет. Следовательно, нет и официального механизма перерасчета для подобных случаев.  

Уплата взносов и отражение их сумм в отчетах

По мнению автора, наиболее безопасна такая схема:

– в течение квартала (до подачи очередного расчета) продолжать уплачивать взносы за каждый месяц в полном объеме (по ставке 34%), то есть так же как и за предыдущий месяц (или два);

– по итогам квартала подать расчет (форму РСВ-1 ПФР) с подтверждением права на применение пониженных тарифов и суммами взносов, исчисленными за все месяцы уже исходя из «правильных» пониженных тарифов. И на основании этого расчета проводить зачет (подать заявление о зачете образовавшейся переплаты в счет предстоящих платежей или ждать, когда контролирующий орган самостоятельно примет решение о зачете).

Поясним, почему лучше не «самовольничать» и не уменьшать очередной платеж за второй или третий месяцы текущего квартала на сумму переплаты, образовавшейся в предыдущем месяце (или предыдущих месяцах).

Вся проблема в том, что законом не определено, что именно считать излишне уплаченной суммой страховых взносов, которую, согласно пункту 6 статьи 26 закона № 212-ФЗ, по общему правилу орган контроля должен зачесть самостоятельно. Однако, если рассуждать логически, можно заключить, что излишне уплаченная сумма – это разница между той суммой, которую организация фактически перечислила в ПФР, и исчисленной суммой, приведенной в расчете, который представляется в контролирующий орган по итогам соответствующего периода.

Исходя из этого, признать сумму излишне уплаченной возможно лишь по итогам отчетного периода – например, по итогам I квартала, когда представлен первый в текущем году расчет. А до этого момента фактически уплаченные (перечисленные) суммы взносов нельзя трактовать ни как переплату, ни как задолженность Пенсионного фонда РФ перед строительной компанией.

Таким образом, если организация уплатила взносы за январь 2011 года по тарифу 34 процента, а с февраля 2011 года произвела «самовольный» перерасчет (по ставке 26%) и перечислила взносы за февраль за вычетом «переплаты», сотрудники ПФР могут усмотреть в этом неполную уплату страховых взносов с соответствующими последствиями.

Допустим, фирма отчиталась за I квартал 2011 года по пониженным тарифам. Значит, переплата в расчете уже отражена и можно было сразу подавать заявление о зачете. Если же расчет за I квартал был сдан по общему тарифу (34%), при наличии права на применение пониженного тарифа (26%) необходимо подать уточненный расчет за I квартал 2011 года. Ведь в данном случае имеет место ошибка, так как, еще раз подчеркнем, у организации нет права выбора тарифа. То есть, если строительная компания подпадает под льготный тариф, она обязана применять именно его. 

Корректировки в учете

В бухгалтерском учете нужно произвести сторнировочные записи на сумму излишне начисленных взносов по дебету счетов учета затрат (20, 25, 26 и т. д.) и кредиту счета 69 (по соответствующим субсчетам в разрезе аналитики).

В результате сформируется дебиторская задолженность ПФР (перед организацией) в сумме излишне уплаченных взносов, так как дебетовые обороты (суммы перечисленных взносов, отраженные записями по дебету счета 69 и кредиту счета 51) останутся неизменными. Тут ничего сторнировать не нужно.

По правилам исправления ошибок в бухучете в течение отчетного периода (п. 5 ПБУ 22/2010) делать сторнировочные записи надо в том месяце, когда ошибка – применение неверного тарифа – была фактически выявлена. Основанием для записи служит бухгалтерская справка. >|ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» утверждено приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. № 63н.|<

Важно запомнить

Если у компании на «упрощенке» (с долей дохода от строительства свыше 70%) есть другие виды деятельности (не льготируемые), подпадающие под общий тариф, она должна применять два разных тарифа для начисления страховых взносов. В этом случае заполняют две таблицы раздела 2 формы РСВ-1 ПФР – отдельно по основной системе обложения страховыми взносами (с указанием кода тарифа 01) и отдельно по специальным режимам (с указанием кода 51), а на титульном листе проставляют код тарифа 00. Такие разъяснения даны в письме ПФР от 26 апреля 2011 г. № ТМ-30-25/4492.

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №7, июль 2011 г.

Начать дискуссию