ВЭД

Вычет по НДС по ввозимым с территории республики Беларусь товарам

Письмо ФНС от 02.03.2005 № ММ-6-03/167 о порядке применения налоговых вычетов по ндс по ввозимым с территории республики беларусь товарам и комментарий к нему.

Письмо Федеральной налоговой службы от 02.03.2005 № ММ-6-03/167 О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ ПО НДС ПО ВВОЗИМЫМ С ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ТОВАРАМ

Аудитор К.О. Харитонова

В связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Соглашение) Федеральная налоговая служба сообщает.

Согласно пункту 8 Раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее – Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения, суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым с территории государства одной из Сторон на территорию государства другой Стороны, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством государств Сторон.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками в бюджет по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, подлежат вычету в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Пунктом 2 статьи 171 Кодекса установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;

товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг); документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно пункту 1 Раздела I Положения, взимание косвенных налогов по товарам, ввозимым с территории государства одной из Сторон на территорию государства другой Стороны, осуществляется налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщиков, включая налогоплательщиков, плательщиков налогов, сборов и пошлин, применяющих специальные режимы налогообложения.

Налогоплательщики на основании пункта 6 Раздела I Положения одновременно с представлением налоговой декларации по косвенным налогам представляют в налоговый орган документы, подтверждающие ввоз товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федераци и уплату косвенных налогов, к которым, в частности, относится заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога на добавленную стоимость по ввезенным товарам, и другие документы, предусмотренные в указанном пункте.

В связи с вышеизложенным, а также с учетом положений Соглашения, при ввозе товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации налогоплательщики вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статей 166 Кодекса, на соответствующие налоговые вычеты при выполнении следующих условий:

– при принятии на учет ввезенных на территорию Российской Федерации товаров (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 Кодекса) на основании соответствующих первичных документов;

– при использовании ввезенных на территорию Российской Федерации товаров для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

– при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам, а именно: заявления о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога по месту постановки на учет налогоплательщика, налоговой декларации, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма налога на добавленную стоимость по соответствующим ввезенным товарам, и платежного документа на перечисление в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, указанной в этой налоговой декларации.

С Минфином России (заместителем министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталовым) согласовано.

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы М.П. Мокрецов


Комментарий

Опубликованное письмо будет интересно организациям, которые импортируют товары из Республики Беларусь. В нем налоговое ведомство разъяснило, как такие фирмы могут принять к вычету НДС, уплаченный при ввозе белорусских товаров.

НДС по белорусским товарам...

До этого года при импорте из Белоруссии продукции, которая была произведена в этом государстве, российские организации не платили на таможне ни НДС, ни акцизы. Они перечисляли налог в составе стоимости товара белорусскому поставщику. И принимали этот входной НДС к вычету. Так выглядел принцип взимания косвенных налогов “по стране происхождения” (ст. 13 Закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ).

Однако с 1 января 2005 года при импорте белорусских товаров фирмы должны начислять налоги в зависимости от “страны назначения” (ст. 2, 6 Закона от 18.08.2004 № 102-ФЗ). Поскольку с этой даты вступило в силу Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о принципах взимания косвенных налогов, которое было подписано 15 сентября 2004 года (письмо ФНС России от 12.01.2005 № ММ-6-26/4).

Теперь в соответствии с новым принципом налогообложения при ввозе товаров в Россию из Белоруссии НДС поступает в российский бюджет, как и при любом импорте (ст. 3 Соглашения). Однако в отличие от ввоза продукции из других стран этот налог нужно платить не на таможне, а в налоговые инспекции.

Обратите внимание: при импорте из Белоруссии товаров, которые были произведены не в этой стране, НДС следует заплатить все-таки на таможне (письмо ФТС России от 27.01.2005 № 01-06/1958). Так как при ратификации Соглашения было сделано заявление, что российская сторона под термином “товары” в указанном Соглашении понимает именно продукцию, происходящую из Республики Беларусь (Закон от 28.12.2004 № 181-ФЗ).

Фирма-импортер сама должна рассчитать сумму НДС, которую нужно перечислить в бюджет. При этом для определения налоговой базы в отличие от обычного импорта за основу нужно брать не таможенную стоимость (так как товары, ввозимые из Белоруссии, не проходят таможенного контроля), а договорную цену сделки. Ее следует увеличить на расходы по доставке, сумму страховки, стоимость тары и упаковки, если они, конечно, уже не были учтены в цене (п. 2 раздела I приложения к Соглашению). Таким образом, базу по НДС организация должна определить как сумму стоимости приобретенных товаров, рассчитанную так, как указано выше, и акцизов, если они начисляются. Что касается размера ставок, то здесь нет никаких особенностей – нужно применять те, что установлены статьей 164 Налогового кодекса (п. 4 раздела I приложения к Соглашению).

Заплатить начисленный НДС в бюджет нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором товары были приняты на учет (п. 5 раздела I приложения к Соглашению).

Налог, рассчитанный и уплаченный таким образом, фирма – импортер белорусской продукции может принять к вычету в порядке, который предусмотрен “национальным законодательством”. Эту норму содержит пункт 8 раздела I приложения к Соглашению от 15.09.2004. В опубликованном письме работники налогового ведомства подробно разъяснили, при соблюдении каких условий можно получить такой вычет.

...можно принять к вычету

Инспекторы отметили в письме, что НДС, уплаченный при ввозе товара из Белоруссии, можно включить в вычеты при соблюдении требований, которые установлены статьями 171 и 172 Налогового кодекса.

То есть это возможно, только если продукция приобретена с целью использования для облагаемых НДС операций. Такое требование содержит пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса. А пункт 1 статьи 172 этого документа позволяет применить вычет на сумму НДС, начисленную при импорте товаров, после постановки их на учет и лишь в размере налога, фактически перечисленного в бюджет.

Правда, по мнению работников налоговой службы, в случае с белорусским импортом для подтверждения уплаты НДС одной платежки не достаточно. В письме ФНС указано, что организации, чтобы применить вычет, необходимо иметь еще два документа:

  • заявление о ввозе товаров с отметкой инспекции об уплате налога;
  • декларацию по НДС, в которой отражена начисленная к уплате сумма налога по импортированной продукции.

Введение этого дополнительного условия отразится на сроках принятия налога к вычету следующим образом.

Чтобы получить отметку, импортер подает в инспекцию заявление о ввозе, форма которого содержится в приложении к письму ФНС России от 27.01.2005 № 01-06/1958, одновременно с декларацией по “белорусскому” НДС. Последняя сдается не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором товары были поставлены на учет (п. 6 раздела I приложения к Соглашению). В дополнение к этому организации необходимо принести в налоговую договор с белорусским поставщиком, транспортные и товаросопроводительные документы, выписку из банка, подтверждающую факт уплаты налога. Получив этот пакет докумен-тов, инспекторы в течение 10 дней проведут их камеральную проверку в порядке, который установлен приказом Минфина России от 20.01.2005 № 3н. И при положительном решении проставят отметку на заявлении о ввозе товаров.

То есть, даже если товар был ввезен и поставлен на учет, например, в феврале, и в том же месяце импортер перечислил в бюджет НДС с этой продукции, он все равно не сможет отразить этот налог как вычет в декларации за февраль. Поскольку дополнительные документы (заявление и декларация), которые подтверждают уплату налога, у импортера будут лишь в марте – после того, как он подаст отчет за месяц постановки товаров на учет (февраль) и получит заявление с отметкой. А значит, и право на вычет у него возникнет тоже только в марте, следовательно, эту сумму НДС организация отразит как вычет именно в декларации за этот месяц. Такие разъяснения дает Федеральная налоговая служба.

Правда, как и в случае с обычным импортом, уплаченный при ввозе НДС можно поставить к вычету и при наличии задолженности перед белорусским поставщиком за сами товары.

У фирмы-импортера при принятии налога к вычету возникнет еще такой вопрос: на основании какого документа нужно отражать уплаченный налог в Книге покупок? В случае обычного импорта в Книге нужно регистрировать грузовую таможенную декларацию и платежные документы (п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ 02.12.2000 № 914). Однако ввозимая из Белоруссии продукция не проходит таможенное оформление. Работники столичного налогового управления пояснили, что в данном случае организации могут отразить сумму НДС на основании заявления о ввозе товаров (письмо УФНС России по г. Москве от 18.02.2005 № 19-11/10551).

Начать дискуссию