Как разъяснили финансисты, деньги, полученные магазином при продаже подарочных сертификатов, фактически являются предоплатой за товары. Если же сертификаты дарят, расходы на их изготовление, по мнению чиновников, признать в налоговом учете нельзя. Есть и другие нюансы…
Следовательно, при методе начисления выручка от реализации учитывается на дату фактической передачи товаров покупателю.
Причем держатель подарочного сертификата может приобрести товары на сумму:
– превышающую номинальную стоимость сертификата;
– меньшую, чем номинальная стоимость сертификата.
В первом случае универмаг получает от покупателя доплату на разницу между стоимостью товаров и номинальной стоимостью сертификата. Сумма доплаты является доходом от реализации ( п. 1 ст. 248, ст. 249, п. 3 ст. 271 Налогового кодекса РФ). Во втором случае магазин отражает выручку от реализации в размере стоимости фактически проданных товаров. Неиспользованная сумма по сертификату покупателю не возвращается и включается в состав внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество ( п. 8 ст. 250 Налогового кодекса РФ).
Если же сертификат не был предъявлен в установленный срок, средства, поступившие в счет его оплаты, становятся безвозмездно полученными и включаются в состав внереализационных доходов.
А вот при кассовом методе магазин признает доходом от реализации номинальную стоимость сертификата (за вычетом НДС) на дату получения денег от покупателя, то есть в день поступления аванса. Причем если стоимость товаров превышает номинальную стоимость сертификата, то сумма доплаты также считается выручкой от реализации на основании пункта 2 статьи 273 Налогового кодекса РФ. В обратной ситуации (товар стоит дешевле номинала сертификата) фирма не признает ни доходов, ни расходов. Ведь в этом случае деньги от покупателя не поступают, а разница между стоимостью реализованных товаров и номинальной стоимостью сертификата ему не возвращается.
Дополнительно отметим, что затраты на изготовление сертификата магазин может включить в состав прочих налоговых расходов (на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).
В бухучете расходы на изготовление бланков подарочных сертификатов отражают на счете 44 «Расходы на продажу». Сами бланки учитывают за балансом на счете 006 «Бланки строгой отчетности» в условной оценке.
Поясним все сказанное на примере.
Пример.
Универмаг ЗАО «Видео-Дом» торгует бытовой техникой. В июле 2011 года фирма заказала в типографии и получила 10 подарочных сертификатов номиналом по 5000 руб. со сроком погашения 31 декабря 2011 года. Их условная оценка – 1 руб. за штуку. Стоимость изготовления одного сертификата – 118 руб., включая НДС – 18 руб. В этом же месяце все сертификаты были проданы покупателям. В августе 2011 года один из покупателей отоварил сертификат – приобрел микроволновую печь стоимостью 4720 руб. (включая НДС – 720 руб.). Покупная стоимость печи – 2500 руб. Доходы и расходы в налоговом учете универмаг определяет методом начисления. В учете ЗАО «Видео-Дом» были сделаны следующие записи.
В июле:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60
– 1000 руб. (100 руб. х 10 шт.) – отражены расходы на изготовление бланков;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 180 руб. – учтен «входной» НДС;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 19
– 180 руб. – принят к вычету НДС;
ДЕБЕТ 006
– 10 руб. – приняты к учету подарочные сертификаты в условной оценке;
ДЕБЕТ 50
КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
– 50 000 руб. (5000 руб. х 10 шт.) – получены деньги за проданные сертификаты;
ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 7627,12 руб. (50 000 руб. x 18% : 118%) – начислен «авансовый» НДС с полученной оплаты за сертификаты;
КРЕДИТ 006
– 10 руб. – отражено выбытие подарочных сертификатов.
В налоговом учете затраты на изготовление и приобретение бланков (1000 руб.) были отражены в составе прочих расходов.
В августе:
ДЕБЕТ 62 субсчет «Расчеты за реализованные товары»
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 4720 руб. – отражена выручка от реализации товара;
ДЕБЕТ 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты за реализованные товары»
– 4720 руб. – зачтен (частично) ранее полученный аванс за один сертификат;
ДЕБЕТ 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– 280 руб. (5000 – 4720) – непокрытая часть номинальной стоимости одного сертификата отнесена на прочие доходы;
ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 720 руб. – начислен НДС с выручки от реализации товара;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных»
– 720 руб. – принят к вычету «авансовый» НДС (в части, приходящейся на реализованный товар);
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных»
– 42,71 руб. (5000 руб. х 18% : 118% – 720 руб.) – списана сумма «авансового» НДС, приходящаяся на непокрытый остаток предоплаты (по одному сертификату);
ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»
КРЕДИТ 41
– 2500 руб. – списана фактическая себестоимость реализованного товара.
В налоговом учете были отражены следующие суммы. В составе доходов: выручка от реализации товара (без НДС) – 4000 руб. (4720 – 720); разница между номиналом сертификата и стоимостью товара (без НДС) – 237,29 руб. (280 – 42,71). п. 1 ст. 248 Налогового кодекса РФ
>|Доходы в налоговом учете признаются без НДС (п. 1 ст. 248 Налогового кодекса РФ).|<
В составе расходов – себестоимость реализованных товаров – 2500 руб.
– в день продажи сертификатов;
– в момент оплаты товаров посредством сертификатов (чек пробивается по отдельной секции ККТ).
Такая позиция отражена, в частности, в письмах УФНС России по г. Москве от 17 сентября 2010 г. № 17-15-098018, от 4 апреля 2009 г. № 17-15/080428.
Однако из письма Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/268 следует иной вывод. Как и налоговики, финансисты требуют применять контрольно-кассовую технику и пробивать кассовый чек в день реализации подарочных сертификатов. Ведь Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ не освобождает фирмы от использования кассовых аппаратов при получении наличных денег в порядке предварительной оплаты товаров. А вот на использовании ККТ в момент отоваривания сертификата специалисты финансового ведомства не настаивают.
Стоимость безвозмездно переданных ценностей (работ, услуг, имущественных прав) в составе налоговых расходов не учитывается. Основание – пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ. Таким образом, расходы, связанные с приобретением (изготовлением) и передачей сертификатов, не включаются в состав налоговых затрат. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/207.
Однако если сертификаты содержат логотип торговой фирмы или другую информацию о ней, то, по нашему мнению, ситуация иная. Бесплатно раздавая продукцию с фирменной символикой, универмаг несет рекламные расходы. Такой вывод следует из письма Минфина России от 9 июля 2009 г. № 03- 03-06/1/452.
По общему правилу расходы на приобретение (изготовление) рекламной продукции признаются в налоговом учете. Значит, затраты на изготовление (приобретение) сертификатов с логотипом также можно включить в состав налоговых расходов. Но лишь в размере, не превышающем установленный норматив. Он составляет 1 процент выручки от реализации товаров ( п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ ).
>|Расходы на приобретение (изготовление) рекламной продукции не названы в перечне ненормируемых рекламных затрат, приведенном в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ.|<
Кроме того, товары по этим сертификатам также будут отпущены безвозмездно. Соответственно их стоимость отнести на расходы нельзя.
Но формально сертификат не является товаром (работой, услугой) с точки зрения Налогового кодекса РФ. Как указали чиновники в письме № 03-03-06/1/207, это документ, удостоверяющий имущественные права, то есть право его владельца на получение товаров. Следовательно, под действие нормы пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ он не подпадает. Но проверяющие вряд ли с этим согласятся. И потому, бесплатно передавая сертификаты покупателям, безопаснее начислить НДС с рыночной стоимости бланков (она может быть равна сумме фактических расходов на изготовление и приобретение сертификата).
Соответственно «входной» налог по бланкам (предъявленный, например, типографией) фирма вправе зачесть в общем порядке – в момент принятия их к учету при наличии правильно оформленного счета-фактуры от контрагента ( п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).
Но в одном случае, по нашему мнению, налог можно не начислять.
Раздача ценностей, содержащих символику организации, считается рекламой (см., например, письмо № 03-03-06/1/452). А передача в рекламных целях товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., налогом не облагается. Такова норма подпункта 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Несмотря на то что сертификат товаром не признается, на наш взгляд, это положение можно применить и к рассматриваемой ситуации. Таким образом, если себестоимость одного бланка с логотипом универмага (или другой информацией о нем) окажется не больше указанного лимита, налог начислять не нужно. Поскольку в данной ситуации имеет место неподлежащая налогообложению операция, принять к вычету «входной» налог по таким бланкам нельзя. Его следует включить в состав расходов на приобретение бланков.
Обратите внимание: бесплатно передавая покупателю товары по сертификату, также придется начислить налог (с рыночной стоимости товаров, которая может совпадать с их фактической стоимостью).
А если номинальная стоимость подарочного сертификата составляет более 4000 руб., то у клиента возникает налогооблагаемый доход – разница между номинальной стоимостью и установленным лимитом (4000 руб.). В последнем случае компания признается налоговым агентом по НДФЛ.
Но в рассматриваемой ситуации очевидно, что универмаг не выплачивает покупателям каких-либо доходов в денежной форме. Следовательно, удержать налог не представляется возможным. В этом случае фирма обязана письменно сообщить налогоплательщику (физическому лицу) и в налоговую инспекцию по месту своего учета о невозможности удержать налог, указав его сумму. Такие разъяснения приведены в письме № 03-03-06/1/207.
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №7, июль 2011 г.
Начать дискуссию