Бюджетный учет

Задание государственного учреждения

В данной статье мы рассмотрим действующий порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями.

В данной статье мы рассмотрим действующий порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями.

Изменен правовой статус госучреждений
Основным документом, который регулирует реформу бюджетной сферы, является Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Согласно ему, все государственные (муниципальные) учреждения делятся на казенные, бюджетные, автономные. Причем для того, чтобы они могли определиться со статусом, законодателями дано время (переходный период) – до 1 июля 2012 года.

Если учреждение не готово принципиально менять систему финансирования, оно может выбрать статус казенного учреждения (здесь предусмотрена сметная система, причем пока учреждение не определится с новым статусом, ему следует работать по нормам, предусмотренным именно для казенных учреждений).

Бюджетные и автономные учреждения финансируются иначе. Им выделяются субсидии на выполнение госзаданий.

Напомним, что бюджетное учреждение нового типа владеет имуществом на праве оперативного управления и может распоряжаться им, за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества. Полученными от ведения деятельности доходами, а также приобретенным за счет этих средств имуществом бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ). Однако заключать крупные сделки можно только с согласия учредителя (ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

По своим обязательствам бюджетное учреждение отвечает всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, кроме особо ценного. При этом собственник не несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения ( п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ).

Государственное задание

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). (Форма утверждена постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 . Ее можно найти ЗДЕСЬ.)

Основные нормы, регламентирующие действие данного документа, прописаны в статье 69.2 Бюджетного кодекса РФ. В частности, там определено, что госзадание должно содержать:

– показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

– порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

– требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно включать:

– определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

– порядок оказания соответствующих услуг;

– предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Положение о формировании госзадания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания утверждено постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671  (далее – Положение № 671).

>|На базе требований этих положений региональные и муниципальные органы государственной власти разрабатывают собственные нормативные акты, регламентирующие порядок формирования государственного задания соответственно на региональном и муниципальном уровнях.|<

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания (п. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Но если в нормативные акты, на основании которых было сформировано госзадание, внесены изменения, то его можно откорректировать.

Также в пункте 5 Положения № 671 сказано: «Изменение объема субсидии, предоставленной из федерального бюджета федеральному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее – субсидия), в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания».

На выполнение госзаданий выделяются субсидии
На выполнение государственных (муниципальных) заданий выделяются средства из соответствующего бюджета. Причем, если речь идет о казенном учреждении, финансирование происходит в рамках утвержденных смет. Бюджетным и автономным учреждениям средства на выполнение госзадания выделяются в виде субсидий. Размер субсидии на обеспечение выполнения госзадания определяется путем суммирования таких показателей:

– нормативные затраты на оказание государственных услуг в рамках государственного задания;

– нормативные затраты на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду). Методические рекомендации по расчету нормативных затрат утверждены совместным приказом Минфина России, Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. № 137н, № 527.

Важно запомнить
Образовательные учреждения имеют право оказывать услуги (выполнять работы) в пределах установленного государственного задания за плату (конечно, если такой вариант законодательно допустим). Тогда субсидии рассчитываются с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей услуг (работ).

Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №7, июль 2011 г.

Начать дискуссию