В данной статье мы рассмотрим действующий порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями.
Если учреждение не готово принципиально менять систему финансирования, оно может выбрать статус казенного учреждения (здесь предусмотрена сметная система, причем пока учреждение не определится с новым статусом, ему следует работать по нормам, предусмотренным именно для казенных учреждений).
Бюджетные и автономные учреждения финансируются иначе. Им выделяются субсидии на выполнение госзаданий.
Напомним, что бюджетное учреждение нового типа владеет имуществом на праве оперативного управления и может распоряжаться им, за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества. Полученными от ведения деятельности доходами, а также приобретенным за счет этих средств имуществом бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ). Однако заключать крупные сделки можно только с согласия учредителя (ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
По своим обязательствам бюджетное учреждение отвечает всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, кроме особо ценного. При этом собственник не несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения ( п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ).
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). (Форма утверждена постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 . Ее можно найти ЗДЕСЬ.)
Основные нормы, регламентирующие действие данного документа, прописаны в статье 69.2 Бюджетного кодекса РФ. В частности, там определено, что госзадание должно содержать:
– показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
– порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
– требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно включать:
– определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
– порядок оказания соответствующих услуг;
– предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Положение о формировании госзадания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания утверждено постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 (далее – Положение № 671).
>|На базе требований этих положений региональные и муниципальные органы государственной власти разрабатывают собственные нормативные акты, регламентирующие порядок формирования государственного задания соответственно на региональном и муниципальном уровнях.|<
Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания (п. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Но если в нормативные акты, на основании которых было сформировано госзадание, внесены изменения, то его можно откорректировать.
Также в пункте 5 Положения № 671 сказано: «Изменение объема субсидии, предоставленной из федерального бюджета федеральному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее – субсидия), в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания».
– нормативные затраты на оказание государственных услуг в рамках государственного задания;
– нормативные затраты на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду). Методические рекомендации по расчету нормативных затрат утверждены совместным приказом Минфина России, Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. № 137н, № 527.
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №7, июль 2011 г.
Начать дискуссию