С 1 января 2012 года ставки страховых взносов будут снижены до 30%, а для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сферах, - до 20%.
Как все мы помним, указанному послаблению предшествовало значительное повышение налогового бремени. И вот – победа, там, «наверху», поняли, что отчисления от ФОТ в размере 34% - ощутимый удар по отечественным предпринимателям, и решили не перегибать палку. И теперь каждому избирателю понятно, что государство заботится о бизнесе и своих гражданах, и что все реформы, которые зреют в правительственных умах, направлены на благо народа.
На благо народа был когда-то введен ЕСН и «система одного окна», для чего администрирование страховых взносов было передано ФНС. Потом, также на благо народа, вернулись к системе отчислений в Фонды, повысили размер этих отчислений и возвратили контроль над расчетами ПФР, ФОМС и ФСС. Теперь вновь снижают ставки страховых взносов. Работа кипит, законодательство совершенствуется. Но два вопроса все-таки беспокоят отечественных бухгалтеров: есть ли предел этому совершенству и ждет ли нас в ближайшие годы хоть какая-то налоговая стабильность?
Давайте разбираться.
Во-первых, сейчас можно признать, что система «одного окна» у нас полностью провалилась. Вот как об этом в интервью газете «РБК daily» сказал замминистра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин: «Налоговая служба, отвечая за сбор ЕСН, никогда не администрировала сбор персонифицированных данных... С другой стороны, ПФР администрировал сбор персональных данных о пенсионных правах граждан, не будучи уверенным в их достоверности, не состыковывая их с данными по уплате взносов. Получался разорванный процесс. В тех странах, где передача администрирования страховых взносов в налоговую службу показала свою эффективность, налоговики занимаются всем процессом, как сбором страховых взносов, так и сбором данных персонифицированного учета. Но поскольку у нас налоговая служба категорически не хотела вообще никакого отношения иметь к персучету, аргументируя это тем, что это выходит за рамки ее компетенции, то другого варианта, кроме как соединить две стороны одного процесса в ПФР, не было».
Во-вторых, по словам все того же Воронина, «точка в дискуссии об объеме снижения тарифа страховых взносов уже поставлена Президентом». Это означает, что дальнейшее изменение размера отчислений в сторону понижения не планируется.
Другой вопрос – источники покрытия выпадающих доходов внебюджетных фондов. Одно из предложений – компенсировать получившуюся разницу за счет увеличения акцизов на табак и алкоголь, а также НДПИ. Вопрос о его принятии будет решен на одном из ближайших заседаний Правительства. Об этом на прошлой неделе заявил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Таким образом, стабильность налогового законодательства ставится в прямую зависимость от дыр в бюджете фондов.
Ни для кого не секрет, что в структуре доходов ПФР, например, даже при существующих на сегодняшний день ставках страховых взносов, 47% поступлений – это трансферты из федерального бюджета на покрытие дефицита. Это означает, что при снижении размера страховых отчислений потребуются еще бОльшие бюджетные вливания.
На фоне этого примечательно смотрится недавний скандал с увеличением расходов ПФР в 2011 году на 125 млрд. рублей. Как поспешил оправдаться от несправедливых нападок Пенсионный фонд, эти средства будут переданы в НПФ, воспользоваться услугами которых решило в минувшем году рекордное количество человек (свыше 11 млн.).
Не будем сейчас лишний раз вспоминать о часто всплывающих фактах незаконных переводов накоплений граждан в НПФ. Лишь за прошлый месяц Пенсионный фонд вынужден был расторгнуть трансферагентские соглашения с тремя из них. При этом следует заметить, что за данными НПФ сохраняется право обращаться в региональные отделения ПФР с целью заключения трансферагентских соглашений при условии, что в данные региональные ОПФР не поступали жалобы от застрахованных лиц на эти фонды, либо все жалобы полностью урегулированы. Сохраняется за ними и право привлекать новых клиентов в части доверительного управления пенсионными накоплениями в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе и на территории тех регионов, где трансферагентские соглашения расторгаются. Но так или иначе, а эти 125 млрд. рублей, ушедшие под управление НПФ, пробьют еще одну крупную брешь в и без того шатком бюджете ПФР.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что нет предела совершенству. Российское налоговое законодательство развивается в зависимости от внешних причин, часто возвращаясь к тому, что уже было пройдено. Однако, есть пословица: «Умные люди учатся на чужих ошибках, дураки – на своих». А вот как назвать тех, кто даже на своих ошибках ничему не может научиться?
Комментарии
2С 1 января 2012 года ставки страховых взносов будут
сниженыПОВЫШЕНЫ на 10%, а для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сферах, на 7 %.Как все мы помним, указанному послаблению предшествовало значительное повышение налогового бремени. И вот – победа, там, «наверху», поняли, что отчисления от ФОТ в размере 34% - ощутимый удар по отечественным предпринимателям, и решили не перегибать палку. И теперь каждому избирателю понятно, что государство заботится о бизнесе и своих гражданах, и что все реформы, которые зреют в правительственных умах, направлены на благо народа.
Это было бы даже смешно, если бы не так печально.