Лицензии будут выдавать по новым правилам

Чиновники Роспотребнадзора проинформировали, что новый закон о лицензировании вступает в силу с 3 ноября 2011 года, а положения, касающиеся проверок, действуют уже с 1 июля (письмо от 15 июня 2011 г. № 01/7330-1-32). Подробный комментарий к самому закону читайте далее.

Чиновники Роспотребнадзора проинформировали, что новый закон о лицензировании вступает в силу с 3 ноября 2011 года, а положения, касающиеся проверок, действуют уже с 1 июля (письмо от 15 июня 2011 г. № 01/7330-1-32). Подробный комментарий к самому закону читайте далее.

Установлены цели и задачи лицензирования
Понятие «лицензия» в новом законе (Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», далее – Закон № 99-ФЗ) по сути не изменилось. Это специальное разрешение вести конкретный вид деятельности. Оно подтверждается документом, который выдает лицензирующий орган.

Новый закон в отличие от старого четко установил задачи лицензирования. Они заключаются в предупреждении, выявлении и пресечении нарушений лицензионных требований.

Причем требований, установленных как самим законом, так и иными нормативными правовыми актами в сфере лицензирования.

Установлено, что соответствие соискателя требованиям – необходимое условие для предоставления ему лицензии. А соблюдение правил лицензиатом (обладателем лицензии) обязательно. Таково требование части 2 статьи 2 Закона № 99-ФЗ.

Принципы лицензирования практически не изменились. Ранее их было шесть. В статье 4 Закона № 99-ФЗ выделено семь.

Перечень дополнен принципом, по которому с соискателей и обладателей лицензий нельзя взимать плату за лицензирование. За исключением государственной пошлины, которая установлена законодательством о налогах и сборах.

В новом законе также скорректированы полномочия Правительства РФ. Теперь оно может принимать нормативные правовые акты по вопросам лицензирования.

Также Правительство РФ может утверждать:

– порядок представления бумаг по вопросам лицензирования через портал государственных и муниципальных услуг;

– типовую форму лицензии;

– показатели мониторинга эффективности лицензирования. >|Вопрос о передаче лицензионных полномочий региональным властям теперь решает не Правительство РФ, а федеральные законодатели (ст. 6 Закона № 99-ФЗ, ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ).|<

Изменены полномочия лицензирующих органов
В новом законе появилась отдельная статья, которая регламентирует права, обязанности и ответственность должностных лиц лицензирующих органов (ст. 7). Так, к примеру, если права предприятия при лицензировании нарушены, то чиновники должны в обязательном порядке уведомить его об этом.

Более того, они обязаны сообщить о мерах, которые были приняты в отношении виновных лиц. Сделать это чиновники должны в течение 30 рабочих дней со дня получения соответствующих сведений о нарушениях.

С 1 июля 2012 года чиновники должны будут предоставлять заинтересованным лицам информацию по вопросам лицензирования через официальный сайт в сети интернет.

Для этого на сайте будут указываться адреса электронной почты, по которым пользователи могут направить запросы и получить необходимые сведения. Основание – пункт 4 части 2 статьи 5 Закона № 99-ФЗ.

Отменен срок действия лицензий
Итак, в законе появилось принципиально важное новшество: все выданные лицензии теперь действуют бессрочно. Об этом сказано в части 4 статьи 9 Закона № 99-ФЗ.

Сама лицензия, как и ранее, предоставляется на каждый вид деятельности (ч. 1 ст. 9 Закона № 99-ФЗ). Причем предприятие, которое получило ее, вправе вести данную деятельность на всей территории РФ.

Приступить к деятельности можно со дня, следующего за датой принятия решения о выдаче лицензии (ч. 2 ст. 9 Закона № 99-ФЗ).

То есть за днем одновременного выполнения следующих действий:

– внесения записи в реестр лицензий;

– присвоения лицензии регистрационного номера;

– регистрации приказа (распоряжения) руководителя лицензирующего органа или его заместителя о предоставлении лицензии. Основание – часть 3 статьи 9 Закона № 99-ФЗ.

Кроме того, с 1 июля 2012 года лицензия может предоставляться в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 9 ст. 14 Закона № 99-ФЗ).

Сокращены лицензируемые виды деятельности
Новый закон сократил виды деятельности, на которые нужна лицензия. На сегодняшний день их 49 (ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ).

Большинство видов перешло из старого закона. Причем в ряде случаев произошло их объединение в более крупные позиции.

Если законодатели захотят сделать тот или иной вид деятельности лицензируемым, то в закон должны быть внесены соответствующие поправки.

Это требование сохранилось и в новом законе.

Усовершенствован лицензионный контроль
Порядок проведения контроля расписан в новом законе более подробно и действует с 1 июля 2011 года.

Чиновники могут проводить документарные и выездные проверки.

Контроль в форме документарной проверки могут провести как у соискателей, так и лицензиатов (ч. 2 ст. 19 Закона № 99-ФЗ). Основанием для проверки в данном случае считается заявление соискателя о предоставлении лицензии или о переоформлении ее лицензиатом (ч. 3 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).

При документарной проверке будут смотреть сведения, которые содержатся в представленных заявлениях и документах. И оценивать их соответствие положениям закона.

Данные соискателя или обладателя лицензии могут быть уточнены в ЕГРЮЛ и других информационных ресурсах (ч. 4 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).

Отметим, что у соискателя и лицензиата, подавшего документы на переофорление лицензии, может быть проведена выездная внеплановая проверка.

Она в данном случае проводится без согласования с прокуратурой.

Контролеры во время внеплановой инспекции будут смотреть состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые лицензиат предполагает использовать.

Они также имеют право оценивать соответствие объектов и персонала лицензионным требованиям (ч. 5 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).

В отношении лицензиата в случаях, не связанных с переоформлением лицензии, контролеры могут проводить как плановые, так и внеплановые выездные проверки.

В большинстве случаев внеплановые проверки чиновники не должны согласовывать с прокуратурой (ч. 6 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).

Основанием для внеплановой проверки служит:

– истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного по результатам проверки предписания об устранении нарушений;

– получение информации о фактах грубых нарушений предприятием лицензионных требований (проверка в данном случае согласуется с прокуратурой);

– истечение срока, на который было приостановлено действие выданной лицензии;

– наличие ходатайства обладателя лицензии о проведении внеплановой выездной проверки (такое ходатайство предприятие может подать, когда досрочно выполнит предписания чиновников);

– наличие приказа (распоряжения), изданного проверяющими в соответствии с поручением Президента или Правительства РФ (ч. 10 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).

Для включения лицензиата в ежегодный график плановых проверок возможны такие основания.

1. Истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении или переоформлении лицензии.

2. Истечение трех лет с даты окончания последней плановой проверки.

3. Истечение установленного Правительством срока со дня окончания последней плановой проверки организации социальной сферы, здравоохранения, образования (ч. 9 ст. 19 Закона № 99-ФЗ). >|Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого вида деятельности устанавливается соответствующими положениями о лицензировании (ч. 11 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).|<

За что лицензии могут лишить
Предприятие могут привлечь к административной ответственности, если оно вовремя не устранит выявленные в ходе проверки грубые нарушения лицензионных требований.

Так вот, если это произойдет, чиновники могут приостановить действие лицензии.

Когда предприятие устранит нарушения, то действие лицензии возобновляется.

Правда, это произойдет на следующий день после истечения срока исполнения повторного предписания об устранении нарушений.

Если предприятие сообщит чиновникам о досрочном исполнении предписания, то лицензия возобновляется на следующий день после подписания акта проверки.

Также действие лицензии может быть приостановлено, если предприятие привлекут к административной ответственности в виде приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований.

В этом случае действие лицензии возобновляется с даты, следующей за днем истечения срока наказания (отмены наказания судом или чиновниками) .

По окончании срока наказания в виде приостановления деятельности предприятие должно будет уведомить чиновников об устранении грубых нарушений (тех, за которые привлекалось к ответственности).

Сделать это необходимо в письменной форме (ч. 9 ст. 20 Закона № 99-ФЗ).

Если же они не будут устранены, то чиновники обязаны обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии (ч. 11 ст. 20 Закона № 99-ФЗ).

Основания прекращения действия лицензии определены в части 13 статьи 20 Закона № 99-ФЗ. Они почти не изменились.

Единственное – из перечня случаев исключен пункт «со дня окончания срока действия лицензии». Поскольку лицензии теперь выдаются бессрочно.

Обратите внимание, согласно части 14 статьи 20 Закона № 99-ФЗ, не позднее чем за 15 календарных дней до дня фактического прекращения соответствующего вида деятельности, лицензиат обязан представить или направить в лицензирующий орган заявление. Делается это заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При этом с 1 июля 2012 года это можно сделать и в форме электронного документа с подписью (ч. 15 ст. 20 Закона № 99-ФЗ).

Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течение 10 рабочих дней со дня получения:

– заявления;

– сведений из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;

– выписки из вступившего в силу решения суда (ч. 16 ст. 20 Закона № 99-ФЗ).

Действие лицензии прекращается со дня принятия такого решения.

О реестре лицензий
Новым законом изменены сроки внесения записей в реестр.

По правилам, действовавшим ранее, лицензирующий орган должен был это сделать в течение трех дней (п. 1 ст.14 Закона № 128-ФЗ). Согласно новому порядку, изменения вносятся сразу (ч. 5 ст. 21 Закона № 99-ФЗ).

Сведения о конкретной лицензии теперь предоставляются бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего заявления (ч. 8 ст. 21 Закона № 99-ФЗ).  >|Ранее срок составлял три дня и за услуги взималась плата 100 руб. (п. 2 ст. 14 Закона № 128-ФЗ ).|<

Данные о конкретной лицензии передаются заявителям или направляются им заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в виде:

– выписки из реестра;

– копии акта лицензирующего органа о принятом решении;

– справки об отсутствии запрашиваемой информации.

А с 1 июля 2012 года их можно получить и в форме электронного документа с подписью (ч. 9, 10 ст. 21 Закона № 99-ФЗ).

Также стоит учесть вот что. Лицензии, предоставленные на виды деятельности, не указанные в части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ (которые не вошли в перечень из 49 позиций), прекращают свое действие со дня вступления в силу закона.

При этом сохранено лицензирование в рамках действующих специальных положений.

Если же лицензии были выданы до вступления его в силу на виды деятельности, лицензирование которых сохранено, то они действуют бессрочно.

А когда по ним изменено наименование вида деятельности или при отсутствии в них перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, их следует переоформить по истечении срока (ст. 22 Закона № 99-ФЗ).

Важно запомнить
Плата за лицензирование не взимается за исключением госпошлины, установленной законодательством о налогах и сборах. Все выданные лицензии теперь действуют бессрочно. Сведения о конкретной лицензии предоставляются бесплатно в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления. Они могут быть присланы и в электронном виде.

Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №7, июль 2011 г.

Начать дискуссию