Налог на прибыль

Скидки «постфактум»: учитываем с выгодой

Уменьшают или нет налог на прибыль скидки, предоставленные покупателям после реализации товаров? По этому вопросу недавно высказались работники ФНС. Правда, их точка зрения отнюдь не безупречна.

А. Токарев, налоговый консультант

Уменьшают или нет налог на прибыль скидки, предоставленные покупателям после реализации товаров? По этому вопросу недавно высказались работники ФНС. Правда, их точка зрения отнюдь не безупречна.

Один из эффективных способов привлечь покупателя – снизить цену на товар. Насколько это выгодно для продавца? Ответ на этот вопрос зависит, в частности, от того, как компания оформит скидки в учете. Как правило, поблажки покупателям условно (для целей учета) можно разделить на два вида: которые предоставляются в момент реализации товара и после.

Именно о том, как отразить скидки в учете уже после продажи продукции, поведали работники Федеральной налоговой службы России в письме от 25 января 2005 г. № 02-1-08/8(a).

Вариант первый: выгода есть

Налоговые специалисты согласились с тем, что договором можно предусмотреть изменение цены товара в определенных случаях (ст. 424 ГК РФ). Предположим, по условиям договора компания обязуется предоставить скидку при закупке продукции сверх определенного объема. В этом случае скорректировать доходы на поблажку покупателю, как только сумма поставки превысит указанный в контракте лимит, продавец имеет полное право.

Правда, здесь есть свои минусы. Во-первых, необходимо внести исправления в уже выставленные накладные и счета-фактуры или попросту заменить их на новые. Во вторых, если фирма предоставила скидку покупателю по товару, который был продан в прошлом налоговом периоде, ей придется не только уменьшить свои доходы на сумму поблажки и скорректировать НДС, но и подать уточненные декларации по налогам.

Вариант второй: выгоды нет

Ситуация меняется в корне, если скидку, а также условия ее предоставления партнеры по сделке в договоре (или дополнительном соглашении к нему) не установили. Предположим, по итогам года продавец решил пересмотреть условия контракта и простить покупателю часть его долга. По мнению работников налоговой службы, такую скидку надо расценивать как «безвозмездную передачу имущественного права» (ст. 572, 574 ГК РФ). Вывод специалистов ФНС предсказуем: «сумма скидки не может быть учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль». Ссылаются они на пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса, который в расчете налога стоимость безвозмездно переданного имущества не учитывает (письмо ФНС России от 25 января 2005 г. № 02-1-08/8(a)).

Сразу скажем, с такой позицией работников налогового ведомства согласиться полностью нельзя. В качестве доказательства приведем их разъяснения давно минувшего 2002-го. Тогда мнение ФНС по этой проблеме было иным: «прощение долга покупателю в сумме предоставленной скидки следует рассматривать как убытки организации-продавца». Из чего налоговые специалисты делали вывод: разницу между ценой, установленной договором, и реальной ценой продажи товаров компания-продавец может учесть во внереализационных расходах по подпункту 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса. Само собой, расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы (письмо МНС России от 25 июля 2002 г. № 02-3-08/84-Ю216).

Выход есть, его не может не быть

Подведем итог. Если компания, списывая часть долга покупателя, последует логике налогового ведомства, озвученной в январском письме, сэкономить на налогах ей действительно не удастся. С другой стороны, придерживаясь позиции налоговых работников, высказанной еще в 2002 году, фирма рискует. Поскольку при проверке контролеры скорее всего доначислят налог на прибыль и предъявят пени по нему. Как следствие, законность учета в налоговых расходах суммы скидки придется отстаивать в суде.

Кроме того, прощая долг, продавец «попадает» на НДС. Поскольку скорректировать сумму выручки на такую поблажку он также не вправе.

Отметим, неприятные налоговые последствия в этой ситуации ждут не только продавца. В свою очередь, покупателю придется заплатить налог на прибыль с суммы предоставленной ему скидки. Ведь контролеры расценят ее как «экономическую выгоду». Такая позиция работников ФНС прослеживается, в частности, в том же письме от 25 июля 2002 г.

Как видите, прежде чем предоставлять поблажку покупателям, следует задуматься о том, как отразить ее в учете. Сами понимаете, первый вариант учета, когда скидка предусмотрена в договоре (или дополнительном соглашении к нему), наиболее выгоден как для продавца, так и для покупателя товаров. Между тем требует значительных затрат и времени на исправление первичных документов и подачу, если необходимо, уточненных деклараций по налогам.

К тому же, если вы последуете именно этому варианту, необходимо помнить о нескольких нюансах. Так, не лишним будет «подвести» скидки под маркетинговую политику компании. Для этого нужно составить приказ о ее проведении, в котором четко прописать, кому, на каких условиях и в каком размере предоставляются поблажки. Кроме того, новые цены, то есть рассчитанные с учетом скидок, нужно указать в прайс-листе. При таком раскладе претензий со стороны проверяющих можно избежать вовсе.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию