Интервью

Осторожно, колхоз закрывается!

Генеральный директор консалтинговой фирмы «Экон-Профи» Марина Пархачева считает себя одним из первопроходцев новой юридической стези – защиты авторских прав в интернете. Пархачева убеждена: через несколько лет нашу страну ждет бум исков против интернет-воришек.
Осторожно, колхоз закрывается!
Марина Пархачева, генеральный директор консалтинговой фирмы «Экон-Профи». Фото Сергея Васильева, ИА "Клерк.Ру"

Генеральный директор консалтинговой фирмы «Экон-Профи» Марина Пархачева считает себя одним из первопроходцев новой юридической стези – защиты авторских прав в интернете. Нова она, конечно, только для России: западный мир давно поставил ее на конвейер. Но и наши авторы текстов и фото постепенно начинают осознавать, что  за свои права можно и нужно бороться. Пархачева убеждена:  через несколько лет нашу страну ждет бум исков против интернет-воришек. Этой убежденностью проникался корреспондент ИА «Клерк.Ру» Сергей Васильев.

Марина Анатольевна, что вас подвигло развиваться в новом для себя  направлении?

Технологию защиты авторских прав мы отрабатывали на себе. Не потому, что хотелось потренироваться, а просто вынуждены были защищаться. На сайте «Экон-Профи» содержится немало контента по налоговому праву, написанного нашими сотрудниками, и у нас есть две рассылки – «Самые опасные налоговые темы» и «Налоговые проверки». И множество народа (как аудиторские компании, прямые наши конкуренты, так и информационные порталы) перепечатывало наши тексты без разрешения, зачастую даже не утруждая себя  упоминанием об авторах и источнике информации. 

Попытки навести порядок путем обращения к владельцам сайтов-нарушителей не дали желаемого результата. Даже если кто-то откликался и убирал незаконный контент, через какое-то время там же появлялись другие наши статьи. Год назад я устала от этой борьбы. Сказала – мы больше никого ни о чем просить не будем,  переходим к обращениям в суд. Прошедший год, наполненный успешными судебными процессами против интернет-нарушителей, вселил в нас надежду на то, что и в России можно бороться за свои авторские права в Интернете. Поэтому три-четыре месяца назад, накопив практику, мы взялись за защиту исключительных прав других организаций и физлиц. В частности, сейчас у нас немало клиентов среди фотографов, чьи снимки беззастенчиво используют как СМИ, так и корпоративные сайты. Есть обращения от дизайнеров, авторов литературных произведений, СМИ, владельцев украденных сайтов и т.п. 

Права на информацию в интернете в массовом сознании продолжают оставаться чем-то эфемерным. Легко ли добиваться защиты своих прав в суде?

Когда мы только начинали свою борьбу (около двух лет назад), приходилось довольно тяжело, поскольку все дела по защите авторских прав в Интернете можно было пересчитать по пальцам. Да и решения были разными: одни судьи удовлетворяли иски правообладателей, другие – нет. Поэтому приходилось  жестко биться за каждый иск. Сегодня можно считать, что практика сложилась: в подавляющем большинстве случаев нарушителей авторских прав удается наказать. 

Что интересно, около половины дел удается разрешить либо в досудебном порядке, либо путем заключения мировых соглашений в суде. Часто исход разбирательств определяет всего лишь грамотно составленная претензия.

И что же удается отсудить в случае успеха?

Чтобы защитить свои права в интернете, нужны три вещи. Первое - доказать правообладание (авторство или наличие исключительных прав на спорные произведения). Второе – доказать, что был факт правонарушения, и третье - обосновать сумму компенсации. По закону компенсация за один факт правонарушения  - от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Конкретный размер остается на усмотрение судей и зависит от многих факторов. Так, учитывается, была ли удалена информация об авторе (это отдельное правонарушение), сколько произведений было украдено, как долго они «провисели» на сайте ответчика, был ли у ответчика умысел, редактировался ли материал и так далее.  На практике обычно сумма присужденной компенсации за факт правонарушения по отношению к одному произведению колеблется от 30 до 80 тысяч рублей.

К примеру, нам удалось отсудить в пользу фотографа у «Московского комсомольца», незаконно опубликовавшего его снимок в газете и на сайте, 70 тысяч рублей. Обращались мы, кстати, не в арбитраж, а в суд общей юрисдикции, поэтому фотограф смог получить еще и 10 тысяч в виде компенсации морального вреда. А личным рекордом нашей практики стала сумма в 150 тысяч рублей - за нашу собственную статью.

Соответственно, чем больше произведений размещено без разрешения, тем больше сумма иска. Например, одно из СМИ разместило ни много, ни мало, а 70 наших авторских произведений! В результате суд признал наличие у «Экон-Профи» исключительных прав на все произведения, а наказание для правонарушителя даже по минимальной сумме составило 700 тысяч рублей (решение Московского областного суда № 33-6528/2011 от 6.04.2011).

Сколько времени обычно длится процесс?

Непредсказуемо. Приблизительно - от трех месяцев до года, в зависимости от того, будет ли ответчик упорствовать и обращаться в вышестоящие судебные инстанции. А потом еще надо и деньги с нарушителя получать, что тоже занимает время. Хотя, возможно, что все дело закончится и раньше, если будет достигнуто мировое соглашение.

И много ли неудобств испытывает в это время истец?

Истец – немного, поскольку все хлопоты перекладываются на юристов. Но один-два раза съездить в суд обычно приходится.

Получается, что новый сегмент рынка юридических услуг на глазах обрастает кровью и плотью...

Процесс заметно оживился после вступления в силу ч.4 Гражданского кодекса. Как показывает практика, многие СМИ начали самостоятельно защищать свои интеллектуальные права, заметно оживились звукозаписывающие компании. Но в законодательстве еще есть пробелы, которые не позволяют эффективно защищать свои права в Интернете. Например, регистрация сайта где-нибудь на Виргинских островах сильно осложняет процедуру поиска нарушителя, хотя определенные рычаги воздействия есть и в этом случае.

Что интересно: получив нашу претензию с приложенным протоколом осмотра сайта, нарушители обычно убирают нелегальный контент, причем не только обозначенный в претензии, а весь. Например, многие «заодно» убрали и материалы, взятые с нарушением прав с других сайтов, в том числе и с Клерк.Ру.

Хочется отметить: многие авторы (правообладатели) заинтересованы в размещении своих произведений в Инернете с указанием авторства и гиперссылкой на источник публикации. И готовы разрешить бесплатное размещение своих произведений на иных сайтах, которые не являются их прямыми конкурентами. Либо попросить весьма скромную плату, которая несоизмерима с возможной суммой компенсации за нарушение авторских прав. Например, фотобанки с удовольствием передадут право на публикацию снимка за 100 – 200 рублей. Но привычку брать бесплатно все, что размещено в Интернете, трудно искоренить. И чем больше будет судов, тем быстрее общество свыкнется с мыслью, что за интеллектуальную собственность надо платить, даже если произведение и обнародовано в Интернете. 

Поскольку условия располагают, видимо, стоит ожидать, что защитой прав в интернете будут заниматься все больше юристов?

Да, так оно и есть. Интернет-воровство все чаще становится объектом внимания юристов, среди которых подрастает молодое поколение, нацеленное на защиту интеллектуальной собственности. Только тут есть одна тонкость. Для защиты авторских прав, в том числе в интернете, нужна серьезная подготовка, которая пока есть у немногих юристов. А без колебаний берущиеся за дело непрофессионалы могут не только проиграть собственный суд, но и способствовать формированию негативной практики в целом. Что никому на пользу не идет.

Можете сделать какие-то прогнозы на ближайшее будущее?

Несмотря ни на что, у людей наступает осознание того, что авторские права подлежат охране и Интернет - не кормушка для правонарушителей. Рано или поздно придется расплачиваться за свои грехи, тем более, что авторы и правообладатели тоже начинают понимать, что все не так уж бесперспективно. Они поднимаются с колен и вместо того, чтобы униженно просить об удалении авторских произведений с чужих сайтов, идут в суды и наказывают нарушителей.

Я абсолютно не исключаю того, что через три-четыре года за каждый факт воровства будут предъявляться претензии на порядок выше, чем сейчас. Этому способствует формирование в обществе, а главное - в умах судей - мнения о необходимости создания в России безопасного поля деятельности для креативной и изобретательной молодежи, а высокие штрафы за нарушение авторских прав в Интернете – это основа интеллектуальной безопасности.

Комментарии

9
  • Angur

    Текстологический анализ вышенаписанных мнений позволяет предположить , что по крайней мере НЕСКОЛЬКО из них написаны одним и тем же очень неграмотным человеком .

  • babaika

    Аноним, +100

  • Над. К

    Хочу сообщить, что часть мнений оставлена одним и тем же человеком, но под разными именами.  Сообщаю, чтобы не создавалась ложное впечатление о том, что многие люди высказывают похожие мнения ;)