Согласно ст. 2 Закона "О рекламе", рекламой юридического лица является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация об этом лице, которая призвана формировать и поддерживать к нему интерес и предназначена для неопределенного круга потребителей. Способ подачи и объем информации, при которых она способна обеспечить интерес к рекламируемому лицу, определяется свободным волеизъявлением этого юридического лица.
Одним из общепринятых способов рекламы является раздача действительным или потенциальным партнерам (клиентам, контрагентам) компании памятных сувениров. Мы дарим в знак хороших отношений в настоящем и будущем и с надеждой на получение новых заказов листовки, буклеты, кружки, ручки, коврики для мыши, календари, зажигалки, пепельницы и т.п. мелочевку. При этом на всех таких сувенирах обязательно указывается название компании, телефоны, может быть – логотип и какой-нибудь жизнеутверждающий лозунг вроде "Audit never stops!".
По мнению налоговых органов подобный обмен сувенирами является ничем иным как облагаемой НДС передачей на безвозмездной основе и в рекламных целях товаров.
Выдержки из письма УФНС по г. Москве от 09.02.05 № 19-11/7903 "О порядке налогообложения НДС отдельных операций":
Согласно подпункту 1 пункта 1 ст.146 НК РФ, объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом в целях обложения налогом на добавленную стоимость передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
В связи с изложенным, товары, безвозмездно переданные в рекламных целях, являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
При этом следует учитывать, что в соответствии с п.2 ст.154 НК при реализации товаров на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст.40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
В соответствии со ст.171 НК налоговым вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для изготовления товаров, безвозмездно передаваемых в рекламных целях при проведении выставки, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
Данная позиция подтверждена письмом МНС России от 26.02.2004 № 03-1-08/528/18.
Проанализируем доводы процитированного письма. Согласно п.3 ст. 38 НК, товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. При этом реализацией товаров признается передача права собственности на товары (п.1 ст.39 НК). Таким образом, товар – это имущество, которое мы уже передали или собираемся отдать.
А в соответствии с п.1.1 ст.146 НК, для целей налогообложения НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Таким образом, передачу рекламных сувениров следует считать реализацией. Пока согласимся с авторами письма, признавшим такую "реализацию" передачей на безвозмездной основе. В этом случае для определения налоговой базы действительно следует применять п.2 ст.154 НК, и, следовательно, положения ст.40 НК.
Согласно п.1 ст.40 НК, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. При безвозмездной передаче сувениров "цена товаров" равна нулю. Даритель не требует за сувенир денег, а одаряемый принимает подарок, прекрасно зная, что платить за (предположим) кружку или календарь не придется. В соответствии с п.1 ст.40 НК для целей налогообложения следует принимать именно нулевую стоимость сувениров – это и есть цена, указанная сторонами сделки (или рыночная цена в данном случае).
При этом налоговые органы в общем не вправе контролировать эту цену за исключением сделок (п.2 ст.40 НК):
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Рассмотрим эти условия более подробно. Обычно сувениры вручаются физическим лицам, а не организациям, поэтому условия 1-3 в данном случае неприменимы. Что же касается условия 4, то если дарящая организация не производит сама эти сувениры, а приобретает их именно для рекламных подарков, то "уровень цен" не изменяется вообще – во всех таких "сделках" цена равна нулю.
Таким образом, последовательное применение ст.154 и ст.40 НК приводит к выводу о том, налоговая база по НДС при "безвозмездной передаче в рекламных целях" равна нулю. Еще раз подчеркнем, что цена по которой сувениры учтены в учете передающей организации не имеет для определения налоговой базы никакого значения. Для целей налогообложения следует принимать цену, по которой сувениры передаются, т.е. нулевую цену.
Далее, поскольку сувениры приобретаются для облагаемой НДС операции (пусть и с нулевой базой), вычет НДС по приобретенным сувенирам правомерен на основании ст.171 НК. То же написано и в процитированном письме.
Ярослав Кулибаба
ООО "РЕАЛ-АУДИТ" (Москва)
http://reala.ru/
E-mail: inf-real@spacenet.ru
Начать дискуссию