Порядок исчисления налога при экспортных операциях
В процессе предпринимательской деятельности организации и индивидуальные предприниматели нередко осуществляют экспортные операции. Государство заинтересовано в активизации внешнеэкономической деятельности, так как это способствует интенсивному развитию национальной экономики и ее интеграции в мировую экономику. Кроме того, происходит приток валюты в страну, улучшается платежный баланс государства. Для того чтобы поддержать хозяйствующие субъекты, осуществляющие экспортные операции, государство строит свою налоговую политику таким образом, чтобы им было выгодно заниматься реализацией товаров (работ, услуг) на экспорт.
Одной из таких льгот, которая предусмотрена налоговым законодательством Российской Федерации, является нулевая ставка НДС. Судите сами, насколько выгодно осуществлять экспортные операции, если ставка налога с операций по экспорту - 0 %, а также налогоплательщик имеет право на вычет «входного» НДС.
И хотя с точки зрения налогообложения данные операции действительно выгодны налогоплательщикам, все- таки последние предпочитают осуществлять операции по реализации товаров на территории Российской Федерации. Связано это с тем, что в настоящее время налоговое законодательство в отношении экспорта содержит много неурегулированных моментов, которые значительно снижают эффект применения нулевой ставки. Данная статья призвана помочь хозяйствующим субъектам-экспортерам в вопросах обложения налогом на добавленную стоимость экспорта товаров.
Сначала выясним, что такое экспорт. Обратимся к документам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность в Российской Федерации. Сегодня это Таможенный кодекс РФ и Федеральный закон от 13 октября 1995 года №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Согласно статье 2 Федерального закона:
экспорт - вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу;
Статья 97 Таможенного кодекса РФ дает практически идентичное определение:
Экспорт товаров - таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию.
Следовательно, если при реализации товаров происходит реальное пересечение границы Российской Федерации (без обязательства об обратном ввозе), то такая операция будет признана реализацией товаров на экспорт.
Анализируя главу 21 «Налог на добавленную стоимость», регулирующую исчисление и уплату налога на добавленную стоимость, можно сделать вывод: в отличие от реализации товаров (работ, услуг) за пределами РФ, при экспортных операциях у налогоплательщика возникает объект налогообложения, а суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ (то есть «входной» НДС) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию в таможенных режимах выпуска для свободного обращения и временного ввоза, принимаются к вычету.
Однако право на применение нулевой ставки налога по экспортным операциям и право на вычеты у налогоплательщика возникают, только в том случае, если экспорт имеет фактическое подтверждение, то есть экспортируемые товары должны реально пересечь границу РФ.
Факт вывоза товаров подтверждается таможенными органами. Сегодня этот порядок регулируется Приказом ГТК РФ от 26 июня 2001 года №598 «О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров», согласно которому:
Сотрудник таможенного органа, производивший проверку факта вывоза товаров, в случае представления таможенной декларации (копии) на оборотной стороне делает отметку "Товар вывезен полностью" (если товар вывезен не полностью - указывает фактическое количество вывезенного товара, его наименование и код согласно ТН ВЭД России) с обязательным указанием даты фактического перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации и заверяет ее личной номерной печатью.
Внимание!
Таможенные органы, в регионе деятельности которых, находятся морские порты (аэропорты), открытые для международного сообщения, вывоза товаров, помещенных под таможенный режим перемещения припасов, факт ввоза товаров временно (до внесения соответствующих изменений в Приказ ГТК РФ от 26 июня 2001 года №558) подтверждают в соответствии с порядком, установленным в письме ГТК РФ от 11 октября 2002 года № 01-06/40619.
Итак, согласно пункту 1 статьи 164 НК РФ:
1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:
1) товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;
2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем;
Таким образом, организации-экспортеры применяют ставку НДС, равную 0%, ко всем видам товаров, предназначенным на экспорт. Исключение составляют лишь нефть, газовый конденсат, природный газ, экспортируемые в страны - участники СНГ, они облагаются налогом по ставке 20%. Причем, для подтверждения права использования ставки 0% требуется обязательное представление в налоговые органы соответствующих документов (статья 165 НК РФ).
Кроме того, нулевую ставку налогоплательщик имеет право применять и в отношении работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией экспортных товаров. К ним относятся услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, предназначенных на экспорт, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории под таможенным контролем.
Внимание!
Если организация-экспортер пользуется услугами иностранных перевозчиков, то она должна руководствоваться требованиями статьи 161 НК РФ, которая обязывает налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах и пользующихся услугами налогоплательщиков - иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, но оказывающих услуги на территории России, исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. То есть в данном случае организация-экспортер должна выступать в качестве налогового агента по НДС. Причем, ставка налога, по которой организация-экспортер должна удержать сумму налога из дохода иностранного лица, составляет 20%. Такой вывод прямо следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, согласно которому ставка 0% применяется только к транспортным услугам, которые оказываются российскими перевозчиками.
Фактически нулевая ставка налога подразумевает следующее: операция является объектом налогообложения, ставка налога – 0%, а все суммы НДС, уплаченные экспортером своим поставщикам и непосредственно относящиеся к затратам на производство и реализацию экспортируемой продукции (работ, услуг), могут быть предъявлены к возмещению из бюджета.
Однако, как уже было отмечено выше, чтобы у налогоплательщика возникло право на применение ставки 0%, он должен предоставить в налоговый орган документы в соответствии с требованиями статьи 165 НК РФ:
1. При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке.
В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных товаров (припасов).
В случае, если незачисление валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации.
В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган).
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
В случаях и порядке, определяемых Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, при вывозе отдельных видов товаров допускается представление экспортерами грузовой таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации.
При вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляется таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:
копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации;
копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
При вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в налоговые органы налогоплательщиком представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, могут не представляться в случае вывоза товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.
При вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляются копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река - море) плавания.
2. При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 или 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом;
2) контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт или поставку припасов по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;
3) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товаров (припасов) на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.
В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка (ее копия), подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком или комиссионером (поверенным, агентом) сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товаров (припасов). В случае, если незачисление валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации.
В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование;
4) документы, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.
Кроме того, налоговые органы могут потребовать у налогоплательщика представить полный комплект документов, подтверждающих фактические затраты, относимые на себестоимость экспортируемой продукции, НДС по которым организация предъявляет к возмещению из бюджета.
Это право закреплено пунктом 1 статьи 31 НК РФ:
Налоговые органы вправе:
1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
Порядок возмещения НДС из бюджета при экспортных операцияхПакет подтверждающих документов нужно сдать в течение 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта. Напомним, что такой датой считается день, когда таможня поставила на грузовой таможенной декларации (ГТД) отметку «Выпуск разрешен»
(пункт 9 статьи 165 НК РФ):
Документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 5 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов).
Кроме указанных документов, налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию по ставке 0%. Это требование закреплено в пункте 10 статьи 165 НК РФ:
Документы, указанные в настоящей статье, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации.
Возмещение сумм «входного» НДС из бюджета по экспорту производится не позднее чем через три месяца, считая со дня предоставления декларации по налоговой ставке 0% и требуемых документов (статья 176 НК РФ):
Суммы, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 настоящего Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
В течение срока, определенного налоговым законодательством, налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов и принимает решение:
- ибо о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм;
- ибо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Налогоплательщик, претендующий на получение вычетов, должен быть поставлен в известность о решении налогового органа в десятидневный срок.
Если налоговый орган в течение установленного срока не вынес решение об отказе и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, то налоговый орган обязан принять решение о возмещении суммы, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.
Внимание!
Если у налогоплательщика имеются недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, то они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.
Если налоговый орган принял решение о возмещении, но есть недоимка по налогу, образовавшаяся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающая сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, то пеня на сумму недоимки не начисляется.
Если налогоплательщик не имеет задолженности в бюджет, из которого производится возврат, то суммы, подлежащие возмещению, могут быть либо зачтены в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
Не позднее чем через три месяца налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления его налоговым органом, то датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
При нарушении сроков, установленных законодательством, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Внимание!
Хотя налоговое законодательство и предусматривает порядок компенсации налогоплательщику при нарушении сроков возврата сумм налогов, однако получение данных процентов имеет ряд спорных моментов. Связано это со сроком, нарушение которого дает налогоплательщику право на их получение. В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ проценты начисляются за нарушение нескольких сроков. Пункт 4 статьи 176 НК РФ вводит два срока: принятие решения о возврате - три месяца и его исполнение - две недели. При этом отсчет двухнедельного срока начинается после истечения трехмесячного. Проценты согласно статье 176 НК РФ представляют собой компенсационную меру бюджета перед налогоплательщиком за несвоевременно возвращенные денежные средства. Возврат налога происходит в рамках строго установленной НК РФ процедуры и включает совокупность согласованных действий ИМНС РФ и органа казначейства. Органам казначейства после получения решения «налоговиков» предоставлено еще две недели на фактический возврат налога налогоплательщику, поэтому налогоплательщик не может рассчитывать на получение денежных средств ранее истечения двух недель. Кроме этого, необходимо учитывать, что проценты являются компенсационной мерой бюджета перед налогоплательщиком за понесенные последним финансовые потери. Следовательно, если налогоплательщик является недоимщиком, то основания для осуществления компенсационных выплат отсутствуют.
Кроме того, необходимо отметить, что сегодня существует еще один документ, на основании которого налоговые органы принимают решение о возмещении сумм налога. Это Приказ МНС РФ от 27 декабря 2000 года №БГ-3-03/461. В частности, в пунктах 2 и 3 данного Приказа установлено, что решение о возмещении сумм НДС при экспорте товаров (работ, услуг) на сумму до 5 миллионов рублей, а также налогоплательщикам-экспортерам, являющимся традиционными экспортерами, независимо от объема принимается в течение месяца налоговыми органами по месту постановки на учет указанных налогоплательщиков-экспортеров. После принятия решения о возмещении сумм НДС указанные налоговые органы самостоятельно направляют заключения (форма 21) на возмещение из федерального бюджета сумм НДС для исполнения в соответствующие органы федерального казначейства. Решения о возмещении сумм НДС при экспорте товаров (работ, услуг) на сумму свыше 5 миллионов рублей налогоплательщикам-экспортерам, не являющимся традиционными экспортерами, принимаются соответствующими УМНС РФ по субъектам Российской Федерации.
У организации-экспортера может сложиться ситуация, когда пакет документов не будет собран в требуемые сроки. Как должен налогоплательщик поступать в этом случае?
Во-первых, если экспорт товаров не подтвержден, то организация-экспортер должна начислить НДС на стоимость реализованных товаров. Причем, датой определения налоговой базы в этом случае является день отгрузки товаров (пункт 9 статьи 167 НК РФ):
При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи.
Иными словами, у экспортера появляется обязанность уплатить НДС «задним числом» за тот период, в котором он отгрузил товары иностранному покупателю.
Во-вторых, придется перечислить в бюджет пени за просрочку уплаты налога. Этого требует пункт 41.5 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 года № БГ-3-03/447.
Однако вопрос уплаты пени достаточно спорный, при желании налогоплательщик может попытаться доказать, что данное требование не законно. Аргументом в пользу налогоплательщика может послужить статья 75 НК РФ:
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки
Таким образом, пенz начисляется в случае просрочки уплаты налога. Если факт экспорта не подтверждается, то просрочки нет, ведь в течение 180 дней, начиная со дня отгрузки товара, которые дает налогоплательщику законодательство о налогах и сборах, говорить о неуплаченной сумме налога не имеет смысла. Фактически в этот период отсутствует понятие «неуплаченная сумма налога», исходя из которой и определяется величина пени.
Однако позиция налоговых органов по этому поводу однозначна: налогоплательщик должен заплатить пеню. Поэтому тем, кто решится спорить с «налоговиками» по этому вопросу, скорее всего, придется отстаивать свою позицию в суде.
Налог на добавленную стоимость по неподтвержденному экспорту должен быть начислен по ставкам 10 и 20% (статья 165 НК РФ):
Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 20 процентов.
Внимание!
В то же время во разделе II налоговой декларации по НДС по нулевой ставке, который налогоплательщик должен заполнить по неподтвержденному экспорту, указаны расчетные ставки 10/110 и 20/120. Поэтому в этот раздел налогоплательщик должен вписать налоговую базу в размере стоимости неподтвержденной экспортной поставки, увеличенной на ставку НДС.К полученной сумме применяются расчетные ставки 10/110 и 20/120. Отдельная налоговая декларация по неподтвержденной экспортной поставке подается за тот налоговый период, в котором произошла отгрузка товаров на экспорт. Таковы требования пункта 41.5 Методических рекомендаций. Рассмотрим эту ситуацию на конкретном примере.
Пример.
ООО «Весна» заключило контракт на поставку партии товара (деревообрабатывающих станков) общей стоимостью 5 000 000 рублей в Канаду. ООО «Весна» приобрело данные станки у своего поставщика за 3 600 000 рублей (в том числе НДС – 600 000 рублей). Издержки обращения по реализации данной партии станков - 1200 000 рублей. Из них 1000 000 рублей – затраты, облагаемые НДС по ставке 0 % (подпункт 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ), то есть работы по погрузке, перегрузке, транспортировке, сопровождению товара, направляемого на экспорт, выполняемого российскими перевозчиками. 200 000 рублей – накладные расходы, связанные со складированием и управленческой деятельностью ООО «Весна». НДС по накладным расходам - 40 000 рублей. ООО «Весна» полностью рассчиталось со своими поставщиками, у организации есть все счета-фактуры и акты выполненных работ.
Для упрощения примера расчеты между ООО «Весна» и иностранным покупателем производятся в рублях.
21 апреля 2003 года – товар отгружен на экспорт (на ГТД поставлена отметка таможенного органа «Выпуск разрешен»).
29 апреля 2003 года – партия товара пересекла границу РФ (на ГТД поставлена отметка «Товар вывезен», что согласно контракту означает переход право собственности на них).
30 апреля 2003 года – поступила оплата от иностранного покупателя.
18 октября 2003 года – истек 180-дневный срок, в течение которого ООО «Весна» должна была собрать полный пакет документов, подтверждающих факт экспорта. Организация не собрала полный комплект документов.
Данные операции отражаются в учете ООО «Весна» следующим образом:
в апреле 2003 года:
Дебет 62 Кредит 90 – 5 000 000 рублей - товары пересекли границу, что в соответствии с контрактом означает переход права собственности на товар от продавца к покупателю, то есть отражен момент реализации;
Дебет 51 Кредит 62 – 5 000 000 рублей – поступила оплата за экспортируемый товар.
Не позднее 20 мая ООО «Весна» должна предоставить в налоговую инспекцию декларацию по НДС по операциям, облагаемым по ставке 0% за апрель. Стоимость осуществленной экспортной поставки (5 000 000 рублей) должна быть отражена в приложении А «Стоимость товаров (предполагается применение налоговой ставки 0%).
Приложение А. Стоимость товара, по которым предполагается применение налоговой ставки 0%
Код строки 930
№ п/п |
Код операции |
Налоговая база (стоимость реализованных товаров (работ, услуг)) |
Сумма НДС, уплаченная по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при производстве и реализации товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0% |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
1011 |
5 000 000 |
640 000 |
Так как в октябре истек 180-дневный срок, на стоимость отгруженных товаров нужно начислить НДС, поэтому в ноябре 2003 года ООО «Весна» должно сделать следующую проводку:
Дебет 76 Кредит 68 – 1 000 000 рублей – начислен НДС на стоимость неподтвержденной экспортной поставки.
Кроме того, необходимо начислить пеню. Пеня будет начисляться с 21 мая до фактического момента уплаты налога в бюджет. Налог по неподтвержденному экспорту ООО «Весна» заплатило в бюджет 21 ноября, ставка рефинансирования ЦБ РФ в период с 21 мая по 21 ноября (185 дней) - 21% годовых. Тогда сумма пени, которую должно заплатить ООО «Весна»: 1 000 000 х 21% : 300 х 185 = 129 500 рублей.
При этом бухгалтер должен сделать следующую проводку:
Дебет 99 Кредит 68 – 129 500 рублей – начислена сумма пени. Данная сумма не снижает налогооблагаемую прибыль.
Так как факт экспорта не подтвердился, ООО «Весна» должно представить в налоговую инспекцию декларацию за апрель. Стоимость неподтвержденной экспортной поставки – 5 000 000 рублей, увеличенной на сумму НДС, показывается в разделе II декларации.
Раздел II. Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов, по которым не подтверждено
№ п/п |
Налогооблагаемые объекты |
Код строки |
Налоговая база (А) |
Ставка НДС |
Сумма НДС (Б) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
25 |
Реализация товаров, работ, услуг – всего: в том числе |
390 400 |
6000000 |
20/120 10/110 |
1000000 |
25.1 |
Реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта в том числе: - в страны дальнего зарубежья … |
410 420 430 440 … |
6000000 6000000 … |
20/120 10/110 20/120 10/110 … |
1000000 1000000 … |
В этом же разделе декларации указывается и сумма налоговых вычетов:
№ п/п |
Налоговые вычеты по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 % по которым не подтверждено |
Код строки |
Сумма НДС |
1 |
2 |
3 |
4 |
28 |
Сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве экспортных товаров, а также товаров, приобретенных для перепродажи на экспорт, экспорт которых документально не подтвержден в том числе: - в страны дальнего зарубежья … |
680 690 … |
640000 640000 … |
Разница между начисленной суммой налога и величиной налоговых вычетов - 360 000 рублей должна быть отражена бухгалтером ООО «Весна» по итоговой строке 910 раздела II отдельной налоговой декларации. Из этой строки она переносится в строку 480 «обычной» декларации по НДС.
Приведенный пример наглядно показывает, какие действия должен предпринять бухгалтер, если экспортная поставка не подтвердилась.
Теперь рассмотрим вариант, когда по прошествии определенного времени ООО «Весна» все-таки собрало весь требуемый пакет документов…
Это означает, что на основании статьи 176 НК РФ НДС можно будет возместить из бюджета.
Чтобы получить вычет по налогу бухгалтеру ООО «Весна» необходимо будет вновь подать в налоговую инспекцию отдельную налоговую декларацию и все требуемые документы в соответствии со статьей 165 НК РФ.
Чтобы наглядно показать, что необходимо сделать, воспользуемся условиями вышеприведенного примера, добавив в него, что требуемый комплект документов организация собрала в феврале 2004 года.
Не позднее 20 марта ООО «Весна» должно подать отдельную налоговую декларацию в налоговую инспекцию за февраль 2004 года. Стоимость подтвержденной экспортной поставки – 5 000 000 рублей отражается в разделе I декларации.
Раздел I. Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждено
№ п/п |
Налогооблагаемые объекты |
Код строки |
Налоговая база (А) |
Ставка НДС |
Сумма НДС (Б) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Реализация товаров, работ, услуг - всего: |
010 |
5000000 |
0 |
0 |
в том числе: |
|||||
1.1 |
Реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта |
020 |
5000000 |
0 |
0 |
в том числе: |
|||||
-- в страны дальнего зарубежья |
030 |
5000000 |
0 |
0 |
|
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Также в этом разделе указываются следующие суммы НДС:
- перечисленная поставщикам материальных ресурсов, работ и услуг, использованных при производстве и реализации экспортированных товаров (640 000 руб.);
- уплаченная со стоимости экспортной поставки (1000 000 руб.);
- уплаченная поставщикам и ранее уже принятая к вычету (640 000 руб.). На эту сумму уменьшается общая величина налоговых вычетов.
№ п/п |
Налоговые вычеты по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой строки ставки 0 процентов по которым подтверждено |
Код строки |
Сумма НДС |
4 |
Сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве экспортных товаров, а также товаров, приобретенных для перепродажи на экспорт, экспорт которых документально подтвержден |
140 |
640 000 |
в том числе: |
|||
-- в страны дальнего зарубежья |
150 |
640 000 |
|
… |
… |
… |
… |
22 |
Сумма налога, ранее уплаченная по товарам (работам, услугам), по которым применение налоговой ставки 0 процентов ранее не было документально подтверждено |
360 |
1000000 |
23 |
Суммы налога, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), по которым применение налоговой ставки 0 процентов ранее не было документально подтверждено, и подлежащие восстановлению |
370 |
1000000 |
… |
… |
… |
… |
После принятия налоговым органом решения о возмещении НДС бухгалтер ООО «Весна» должен сделать следующую проводку: Дебет 68 Кредит 76 -1000 000 руб. - возмещена сумма НДС, уплаченная ранее со стоимости неподтвержденной экспортной поставки.
Итак, мы рассмотрели, каким образом происходит начисление налога на добавленную стоимость организацией-экспортером при осуществлении реализации товаров на экспорт.
Налогообложение авансовых платежей, связанных с экспортом товаров
Рассматривая вопросы обложения НДС, связанные с экспортными операциями, необходимо остановиться на порядке учета и налогообложения авансовых платежей по экспортным операциям.
В соответствии с требованиями налогового законодательства (статья 162 НК РФ) налогооблагаемая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы:
1) авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Положения настоящего подпункта не применяются в отношении авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации).
Это положение распространяется и на авансовые платежи, связанные с экспортными поставками. Исключение составляют авансовые платежи по экспортируемым товарам, длительность производственного цикла которых превышает шесть месяцев. Перечень таких товаров закрытый, он определяется Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года №602.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФот 21 августа 2001 года №602«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПО АВАНСОВЫМ ИЛИ ИНЫМ ПЛАТЕЖАМ, ПОЛУЧЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ – ЭКСПОРТЕРАМИ В СЧЕТ ПРЕДСТОЯЩИХ ПОСТАВОК ТОВАРОВ, ОБЛАГАЕМЫХ ПО НАЛОГОВОЙ СТАВКЕ 0 ПРОЦЕНТОВ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОТОРЫХ СОСТАВЛЯЕТ СВЫШЕ 6 МЕСЯЦЕВ, И ПЕРЕЧНЯ ТОВАРОВ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОТОРЫХ СОСТАВЛЯЕТ СВЫШЕ 6 МЕСЯЦЕ» соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Порядок определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями - экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев;
перечень товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев.
2. Настоящее Постановление вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость и распространяется на налоговые правоотношения, возникшие с 1 января 2001 г.
Председатель Правительства Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утвержден
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 21 августа 2001 г. N 602
ПОРЯДОК
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПО АВАНСОВЫМ ИЛИ ИНЫМ ПЛАТЕЖАМ, ПОЛУЧЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ - ЭКСПОРТЕРАМИ В СЧЕТ ПРЕДСТОЯЩИХ ПОСТАВОК ТОВАРОВ, ОБЛАГАЕМЫХ ПО НАЛОГОВОЙ СТАВКЕ 0 ПРОЦЕНТОВ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОТОРЫХ СОСТАВЛЯЕТ СВЫШЕ 6 МЕСЯЦЕВ
1. Настоящий Порядок устанавливает особенности определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями - экспортерами в счет предстоящих поставок на экспорт товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (далее именуются - товары), и действует с учетом положений статьи 13 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
Действие настоящего Порядка распространяется на российские юридические лица, получившие авансовые или иные платежи после 1 января 2001 г. в счет предстоящих поставок на экспорт товаров собственного производства, включенных в перечень товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, утвержденный Правительством Российской Федерации.
2. Авансовые или иные платежи, полученные организациями - экспортерами в счет предстоящих поставок на экспорт товаров, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость только после документального подтверждения организациями - экспортерами их поступления.
3. Организация - экспортер в целях подтверждения получения авансовых или иных платежей представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией за соответствующий налоговый период следующие документы:
а) контракт (копия контракта, заверенная подписью руководителя и главного бухгалтера) организации - экспортера с иностранным лицом, предусматривающий внесение авансовых или иных платежей. Если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, то представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для налогового контроля;
контракт (копия контракта, заверенная подписью руководителя и главного бухгалтера) организации - комиссионера или поверенного с иностранным лицом и договор комиссии или договор поручения (их копии, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера организации - экспортера) с организацией - комиссионером или поверенным - в случае поставок на экспорт товаров по договору комиссии или договору поручения;
б) выписка банка, подтверждающая поступление на счет организации - экспортера в российском банке авансовых или иных платежей от иностранного лица в счет предстоящих поставок на экспорт товаров;
выписка банка, подтверждающая поступление на счет организации - комиссионера или поверенного в российском банке авансовых или иных платежей от иностранного лица в счет предстоящих поставок на экспорт товаров, и выписка банка, подтверждающая перечисление авансовых или иных платежей со счета организации - комиссионера или поверенного на счет организации - экспортера в российском банке, - в случае поставок на экспорт товаров по договору комиссии или договору поручения;
в) документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления реализуемых на экспорт товаров (с указанием их наименования, срока изготовления, кода ТН ВЭД, присвоенного Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, наименования организации - экспортера, номера и даты контракта, в соответствии с которым осуществляется поставка на экспорт товаров), выданный Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, подписанный заместителями министров и заверенный круглой печатью этих министерств. Указанный документ выдается в 2-недельный срок со дня обращения организации - экспортера.
4. В случае поставок на экспорт товаров в счет погашения задолженности Российской Федерации и бывшего СССР или в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам организация - экспортер представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующие документы:
а) копия соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства об урегулировании задолженности Российской Федерации и бывшего СССР или о поставках товаров в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам;
б) копия соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и организацией - экспортером о финансировании поставок на экспорт товаров в счет погашения государственной задолженности или в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам;
в) выписка банка, подтверждающая поступление на счет организации - экспортера в российском банке авансовых или иных платежей в счет предстоящей поставки на экспорт товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, в валюте Российской Федерации;
г) документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления товаров, предусмотренный подпунктом "в" пункта 3 настоящего Порядка.
5. В случае неподтверждения в установленном порядке применения налоговой ставки 0 процентов при реализации на экспорт товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, в счет оплаты которых были получены авансовые или иные платежи, эти товары подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Утвержден
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 21 августа 2001 г. N 602
ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОТОРЫХ СОСТАВЛЯЕТ СВЫШЕ 6 МЕСЯЦЕВ
Код ТН ВЭД |
Наименование товара |
3002 10 100 |
Сыворотка иммунная (антисыворотка) |
3002 20 000 |
Вакцины для людей |
8401 |
Реакторы ядерные; тепловыделяющие элементы (твэлы), не облученные для ядерных реакторов; оборудование и устройства для разделения изотопов |
8402 |
Котлы паровые или другие паропроизводящие котлы (кроме водяных котлов центрального отопления, способных также производить пар низкого давления); водяные котлы с пароперегревателем |
8406 |
Турбины на водяном паре и турбины паровые прочие |
8407 10 |
Двигатели авиационные |
8407 29 800 0 |
Судовые силовые установки прочие мощностью более 200 кВт |
8408 10 510 0 - 8408 10 990 0 |
Двигатели судовые новые, мощностью более 200 кВт |
8410 |
Гидротурбины, колеса водяные и регуляторы к ним |
8411 11, 8411 12 |
Двигатели турбореактивные |
8411 22 |
Двигатели турбовинтовые мощностью более 1100 кВт |
8411 81, 8411 82 |
Турбины газовые |
8411 91 |
Части турбореактивных и турбовинтовых двигателей (коробки самолетных агрегатов (КСА-2, КСА-3, КСА-54), редукторы и приводы генератора) |
8412 10 |
Двигатели реактивные, кроме турбореактивных |
8412 80 990 0 |
Двигатели и силовые установки прочие (только энергетические установки и газоперекачивающие станции на базе авиадвигателей) |
8413 81 900 0 |
Главные циркуляционные насосы для объектов атомной энергетики |
8414 59 300 0, 8414 59 500 0 |
Вентиляторы осевые и центробежные |
8417 10 000 0 |
Печи и камеры для обжига, плавки или иной термообработки пиритных руд или руд металлов |
8419 50 |
Теплообменники |
8419 90 800 9 |
Части теплообменных агрегатов прочие (закладные детали для гидроемкости системы автоматического обеспечения защиты (САОЗ)) |
8428 90 980 0 |
Оборудование загрузочное (кроме кранов) для доменных и других промышленных печей; манипуляторы ковочные |
8429 52 100 0 |
Гусеничные экскаваторы полноповоротные |
8430 41 000 0, 8430 49 000 0 |
Бурильные или проходческие машины прочие |
8439 10 000 0 |
Оборудование для производства массы из волокнистых целлюлозных материалов (только линии древесно-подготовительного и массово - подготовительного оборудования производительностью 15 т/сутки и выше; комплектные линии производства щепы производительностью 30 м3/час и выше; варочные установки одно- и многотрубные для производства целлюлозы производительностью 15 т/сутки и выше) |
8439 20 000 0 |
Оборудование для изготовления бумаги или картона (только комплектные, бумагоделательные, картоноделательные и сушильные машины производительностью 15 т/сутки и выше; линии по производству гофрированного и склеенного картона производительностью 20 млн. м/год и выше) |
8454 10 000 0 |
Конвертеры |
8454 20 000 0 |
Литейные ковши |
8454 30 |
Машины литейные |
8455 21 000, 8455 22 000 |
Станы прокатные горячей и холодной прокатки, комбинированные станы горячей прокатки и холодной прокатки |
8455 30 310 0, 8455 30 390 0 |
Стальные кованые рабочие валки для горячей и холодной прокатки, опорные валки для горячей и холодной прокатки |
8457 |
Центры обрабатывающие, станки агрегатные однопозиционные и многопозиционные, для обработки металла |
8458 11 |
Станки токарные (включая станки токарные многоцелевые) металлорежущие горизонтальные с числовым программным управлением |
8458 19 400 0 |
Токарные автоматы |
8458 91 |
Станки токарные прочие с числовым программным управлением |
8459 31 000 0 |
Станки расточно-фрезерные прочие с числовым программным управлением |
8459 40 |
Станки расточные прочие |
8459 61 |
Станки фрезерные прочие с числовым программным управлением |
8459 69 900 0 |
Станки продольнофрезерные |
8459 70 00 |
Станки резьбонарезные прочие |
8460 11 000 0 |
Станки плоскошлифовальные с точностью позиционирования по любой оси не менее 0,01 мм с числовым программным управлением |
8460 21 110 0 |
Станки внутришлифовальные для шлифования цилиндрических поверхностей с числовым программным управлением |
8461 90 000 0 |
Станки продольнострогальные |
8461 40 |
Станки зуборезные, зубошлифовальные или зубоотделочные |
8462 10 |
Ковочные или штамповочные машины (включая прессы) и молоты |
8462 21 |
Машины гибочные, кромкогибочные, правильные (включая прессы) с числовым программным управлением |
8462 31 000 0 |
Механические ножницы (включая прессы), кроме комбинированных пробивных и высечных с числовым программным управлением |
8462 91 |
Прессы гидравлические |
8474 10 000 0 |
Машины для сортировки, грохочения, сепарации или промывки |
8474 20 |
Машины для дробления или измельчения |
8474 80 902 0 |
Машины прочие для промышленности строительных материалов и стройиндустрии, включая оборудование по изготовлению цементно - песчаных строительных изделий методом вибропрессования |
8501 34 |
Двигатели и генераторы постоянного тока мощностью более 375 кВт |
8501 53 |
Двигатели переменного тока многофазные мощностью более 75 кВт |
8501 63, 8501 64 000 0 |
Генераторы переменного тока (синхронные генераторы) мощностью более 375 кВ |
8502 39 910 0 |
Турбогенераторы мощностью более 30 МВт |
8502 39 990 0 |
Гидрогенераторы мощностью более 500 кВт |
8504 22 -8504 23 000 0 |
Трансформаторы с жидким диэлектриком мощностью более 650 кВА |
8504 34 000 0 |
Трансформаторы прочие мощностью более 500 кВА |
8505 90 100 0, 8505 90 900 0 |
Электромагниты для ускорителей частиц и анализаторов частиц, а также их части |
8526 |
Аппаратура радиолокационная, радионавигационная и радиоаппаратура дистанционного управления |
8535 21 000 0 |
Аппаратура электрическая для коммутации или защиты электрических цепей или для присоединен к электрическим цепям (только комплексы аппаратные генераторные на напряжение менее 72,5 кВ, индивидуального исполнения, трехполюсные, массой порядка 50 т, состоящие пяти трансформаторов, выключателе заземлителей, разъединителей) |
8537 20 990 0 |
Комплектные распределительные устройства с элегазовой изоляцией на напряжение более 110 кВ (индивидуального исполнения, состоящие из трех ячеек, включающих более пяти трансформаторов, шкафы управления, габаритами порядка 2,5 х 6 х 2 м) |
8543 19 000 0, 8543 90 800 0 |
Ускорители частиц прочие и их части |
8546 90 900 0 |
Изоляторы электрические из любых материалов (только высоковольтные вводы на напряжение более 220 кВ, - изоляторы индивидуального исполнения, монолитные, длиной более 10 м, диаметром более 1 м) |
8601 10 000 0 |
Железнодорожные локомотивы, работающие от внешнего источника электроэнергии |
8602 10 000 0 |
Тепловозы (дизель - электрические) |
8603 10 000 0 |
Электропоезда (вагоны моторные совместно с вагонами пассажирскими), работающие от внешнего источника электроэнергии |
8603 90 000 0 |
Дизель - поезда (содержащие два локомотива с пассажирскими вагонами) |
8705 90 900 0 |
Моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов прочие |
8710 00 000 0 |
Танки и прочие боевые самоходные бронированные транспортные средства, с вооружением или без вооружения, и их части |
8802 |
Летательные аппараты прочие (например вертолеты, самолеты); космические аппарат (включая спутники) и суборбитальные и космические ракеты - носители, в том числе используемые при оказании услуг по запуску |
8803 8802 |
Части летательных аппаратов товарной позиции |
8805 |
Стартовое оборудование для летательных аппаратов; палубные тормозные или аналогичные устройства; наземные тренажеры для летного состава |
8901 |
Суда круизные, экскурсионные, паромы, грузовые суда, баржи и аналогичные плавучие средства для перевозки пассажиров или грузов |
8902 00 |
Суда рыболовные; плавучие базы и прочие плавучие средства для переработки и консервирования рыбных продуктов |
8903 91 100 0 |
Суда парусные морские с вспомогательным двигателем или без него |
8903 92 100 0 |
Лодки моторные и катера, кроме лодок с подвесным двигателем - морские |
8904 00 |
Буксиры и суда - толкачи |
8905 |
Плавучие маяки, пожарные суда, земснаряды, плавучие краны и прочие суда, для которых судоходные качества являются второстепенными по сравнению с их основной функцией; доки плавучие; плавучие или работающие под водой буровые или эксплуатационные платформы |
8906 00 |
Суда прочие, включая военные корабли и (кроме спасательные суда, кроме гребных шлюпок и судов 8906 90 910 0) массой не более 100 кг |
9022 14 000 0, 9022 19 000 0 |
Рентгеновские установки для медицинского, хирургического, ветеринарного использования и прочие |
9301 |
Оружие боевое, кроме револьверов, пистолетов и оружия товарной позиции 9307 |
9306 |
Бомбы, гранаты, торпеды, мины, ракеты и аналогичные средства для ведения боевых действий и их части; патроны, прочие боеприпасы, снаряды и их части, включая дробь и пыжи для патронов |
Таким образом, если вы осуществляете экспортную поставку товаров, не входящих в этот перечень, то с авансового платежа, полученного от иностранного партнера, необходимо начислить НДС. При этом в соответствии с требованиями пункта 32.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 года. №БГ-3-03/447, НДС начисляется на сумму экспортного аванса, пересчитанную в рубли по курсу ЦБ РФ на дату поступления данного авансового платежа.
При этом используется расчетная ставка, установленная пунктом 4 статьи 164 НК РФ:
При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 настоящего Кодекса, при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 настоящего Кодекса, при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 настоящего Кодекса, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 настоящей статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
Сумма этих платежей и расчетная сумма НДС должны быть отражены в строке 120 листа 06 декларации по нулевой ставке. Налог вносится в бюджет в общем порядке, то есть до 20 числа месяца, следующего за месяцем поступления денежных средств на расчетный счет организации-экспортера.
Пример.
ООО «Весна» получило по контракту поставки партии товара авансовый платеж от иностранного контрагента - 360 000 рублей. Общая стоимость контракта - 500 000 рублей. Впоследствии товар был оплачен полностью и право применение ставки налога 0% было подтверждено. Для упрощения примера расчеты между организациями производятся в рублях.
При получении аванса бухгалтер ООО «Весна» должен сделать следующие проводки:
Дебет 51 Кредит 62 – 360 000 рублей – получен аванс по контракту;
Дебет 62 Кредит 68 – 60 000 рублей – выделен НДС по авансовому платежу с отражением в декларации к оплате;
Дебет 68 Кредит 51 – 60 000 рублей – уплачен НДС С аванса в бюджет;
После получения подтверждения со стороны налоговых органов права применения нулевой ставки бухгалтер должен сделать проводку:
Дебет 68 Кредит 62 – 60 000 рублей – предъявлен НДС по полученному авансу к возмещению.
Вычеты НДС при экспорте
Итак, прочитав предложенный материал, вы, наверняка, убедились в сложности порядка применения налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций. Фактически, в НК РФ порядок применения налоговых вычетов при принятии к учету товаров (работ, услуг), предназначенных (в полном объеме или частично) для производства и реализации экспортной продукции, не урегулирован. Таким образом, налогоплательщики должны исходить из общих правил, связанных с вопросами зачета НДС (статьи 171 и 172 НК РФ) Это касается и моментов, когда заранее не известно, будет этот товар направлен на экспорт или реализован на внутреннем рынке.
Согласно ункту.3 статьи 172 НК РФ:
Вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Вычеты сумм налога, предусмотренные настоящим пунктом, производятся на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 настоящего Кодекса.
Налоговые вычеты у налогоплательщика регулируются статьей 171 НК РФ, в соответствии с которой, если налогоплательщик осуществляет операции, являющиеся объектом налогообложения, то по материально-производственным ресурсам, использованным для осуществления такой деятельности, он имеет право на вычет «входного налога». То есть нормы статьи 171 НК РФ обязывают налогоплательщика принять к вычету налог, уплаченный поставщикам по товарам (работам, услугам), используемым в дальнейшем для экспорта.
Исходя из этого, можно порекомендовать налогоплательщикам несколько схем для принятия «входного» НДС по экспортным операциям.
Схема 1. Факт экспорта подтвержден в течение 180 дней:
1) при соблюдении условий статьи 171 НК РФ НДС принять к зачету в общей декларации;
2) после факта экспорта в текущей декларации восстановить ранее зачтенную сумму НДС;
3) принять НДС к зачету снова после подтверждения реального экспорта в декларации по ставке 0%, в разделе I.
Схема 2. Факт экспорта не подтвержден в течение 180 дней:
1) вычесть НДС по товарам, работам и услугам, используемым для производственных целей, в общем порядке без учета того, что часть произведенной продукции может быть в дальнейшем экспортирована (в общей налоговой декларации);
2) восстановить ранее зачтенную сумму НДС после факта экспорта в текущей декларации (в общей налоговой декларации);
3) после истечения 180 дней с даты выпуска товаров в таможенном режиме экспорта в декларации, на которую приходится 181-й день, отразить начисление НДС и снова принять НДС, уплаченный поставщикам, к зачету (в декларации по налоговой ставке 0%, раздел II).
Схема 3. При получении документов, подтверждающих факт экспорта, в декларации по налоговой ставке 0%, раздел II, за период, на который приходится 181-й день с даты выпуска товаров в указанном режиме, внести следующие изменения:
1) уменьшить сумму налога, уплаченную поставщикам в связи с операцией по производству и реализации товаров на экспорт;
2) исключить данные о стоимости реализованного на экспорт товара, право на применение нулевой ставки, по которому документально подтверждено;
3) одновременно с внесением указанных изменений подать отдельную налоговую декларацию по налоговой ставке 0%, где в разделе I отразить соответствующую положительную сумму налоговых вычетов, стоимость реализованного на экспорт товара, нулевую ставку и сумму налога.
Схемы 4,5,6 могут быть использованы налогоплательщиком при получении авансовых платежей.
Из пункта 8 статьи 171 и пункта 6 статьи 172 НК РФ следует, что при отгрузке товаров на экспорт НДС с авансов подлежит вычету. Однако в декларации за тот же период отражается стоимость товаров, отгруженных на экспорт (пункт 6 статьи 172 и пункт 9 статьи 167 НК РФ).
Схема 4. Если комплект документов, подтверждающих право на применение нулевой налоговой ставки, собран в период отгрузки, то налогоплательщик должен:
- в налоговой декларации по ставке 0%, в разделе II, отразить начисление НДС с полученного аванса;
- в налоговой декларации по ставке 0%, в разделе I, отразить в составе вычетов сумму налога, уплаченную с полученного аванса;
- в этой же налоговой декларации отразить стоимость отгруженных товаров, нулевую ставку и нулевую сумму налога.
Схема 5. Если комплект документов не собран в период отгрузки, но собран до истечения 180 дней, то налогоплательщику следует:
- применить схему 1"+";
- в налоговой декларации по ставке 0%, на период которой приходится получение последнего из недостающих документов, в разделе I, отразить в составе вычетов сумму налога, уплаченную с полученного аванса.
Схема 6. Если комплект документов не собран в периоде отгрузки, а собран по истечении 180 дней, то налогоплательщику следует:
- применить шаги схемы 2 "+";
- отразить в составе вычетов сумму налога, уплаченную с полученного аванса в налоговой декларации по ставке 0%, на которую приходится 181-й день, в разделе I;
- применить шаги схемы 3 "+";
- в уточненной декларации исключить также зачет НДС с полученного аванса;
- в отдельной декларации по ставке 0%, в разделе I, отразить снова зачет НДС с полученного аванса.
Таким образом, в период, когда будет собран полный комплект документов, подается отдельная налоговая декларация по ставке 0%, в разделе I которой отражаются стоимость отгруженных товаров, нулевая ставка и нулевая сумма налога. Одновременно подается заявление о внесении изменений в ранее поданную налоговую декларацию за период, в котором наступил 181-й день. Из нее исключаются сведения о реализации и начислении НДС с аванса.
Комментарии
4Цитата:
"Ну исправьте арифметические ошибки - невозможно читать!!! " Это Вы кому? Статье 12 лет. Авторов её уже никто у нас не найдет ))
Скажите, на данный момент статья актуальна? или были какие-либо критические изменения? Спасибо!