1 июля стартовала очередная кампания по подготовке отчетности в ПФР. По старой (не сказать чтобы доброй) традиции бухгалтеры вновь сталкиваются с определенными проблемами при сдаче отчетности в части индивидуальных сведений. Причем, надо заметить, зачастую от самого бухгалтера далеко не все зависит.
Конечно, можно и не торопиться. Срок сдачи отчетности в ПФР – 15 августа. До этого срока бухгалтеру предстоит сдать еще немало других отчетов. Между тем, многие спешат побыстрее составить именно отчетность в ПФР. Причина в том, что при личной сдаче этой отчетности, возможно, придется преодолеть препятствие в виде немалой очереди из страждущих срочно отчитаться. И чем ближе срок сдачи отчетов, тем эта очередь больше.
К сожалению, нельзя расслабляться и в случае электронного способа сдачи. Опять же традиционно, ответ из Пенсионного фонда об успешной сдаче отчета приходится ждать довольно долго. В случае же, если в отчете будут обнаружены неточности, исправить их нужно будет в течение 2 недель. А так как бухгалтер – это обычный человек с обычными человеческими потребностями (да, да, ничего человеческое им не чуждо), то караулить возле рабочего компьютера весточку из ПФР, которая может прийти в любое неудобное время, удовольствие не из приятных. Ну, не прерывать же свой заграничный отдых, чтобы срочно пересдать отчет, в котором обнаружилась досадная ошибка?
К сожалению, иногда бухгалтеры не могут понять, что хотят от них инспекторы ПФР. Вроде бы и отчет сделан верно, а инспектора в нем что-то не устраивает. Уже второй год нормами законодательствапредусмотрено отражение в индивидуальных сведениях не только начисленных сумм в разрезе застрахованных лиц, но и уплаченных. Напомню, ранее обязанность распределения по лицам оплаты была возложена на ПФР. ПФР, в свою очередь, на основании Постановления Правительства № 407 от 12.07.2002, распределял ее в пропорции к начисленным суммам. Самое главное, что страхователь в этом процессе не участвовал, благодаря чему подготовка отчетности вызывала у бухгалтеров намного меньше вопросов, да и неоднозначностей в этом плане было меньше.
С 2010 года распределением занимается сам страхователь. Обязанность эту на него возложили, а вот подробных инструкций по этому поводу, увы, нет. Если нет писаных правил, то в действие вступают неписанные. А именно, «что не запрещено, то разрешено».
И хотя программы для подготовки индивидуальных сведений настроены именно на пропорциональное распределение оплаты, они же позволяют корректировать этот показатель вручную по усмотрению пользователя.
Если уж отдали процесс распределения оплаты между сотрудниками на откуп работодателя, то бухгалтер может дать волю своей фантазии. Он даже на вполне законных основаниях может воспользоваться свои служебным положением и поделить оплату так, чтобы все начисленные на зарплату бухгалтера взносы оказались оплаченными, а уже оставшуюся сумму распределить по остальным сотрудникам. Впрочем, вряд ли кто прибегает к такому методу распределения. Для бухгалтера гораздо актуальней отразить полную оплату уволенным в отчетном периоде сотрудникам. В противном случае их придется отразить в отчете следующего квартала. Это, в свою очередь, вводит в некоторое недоумение проверочные программы, которые, как правило, проявляют интерес к сотруднику, которого «обделили» начислением.
Тут стоит отметить, что иногда бухгалтеры и инспекторы ПФР придерживаются разных точек зрения по вопросу распределения оплаты между застрахованными лицами.
Более того, еще в первом квартале некоторые бухгалтеры столкнулись с, казалось бы, абсурдной ситуацией. Они с недоумением узнавали, что при загрузке отчетности, сотрудники ПФР перераспределили оплату в разрезе застрахованных лиц по своему усмотрению. То есть, другими словами, инспекторы ПФР без ведома страхователя поменяли данные подписанной страхователем отчетности. Причем далеко не всегда сам страхователь был в курсе такого явления. И при составлении отчетности уже за следующий период он ориентировался на предыдущую. А так как она была загружена в базу ПФР совсем не в том виде, в каком предполагал страхователь, то новая отчетность оказывалась неверной. Хотя в некоторых отделениях страхователям любезно были предоставлены исправленные работниками ПФР файлы.
Все это усугубляется еще и той «огромной» скоростью, с которой сданные организациями сведения загружаются в базу ПФР. В ПФР отчет сдаем, проток полгода ждем. Подошел срока сдачи отчета за 1 полугодие 2011 года, а некоторые бухгалтеры все еще ждут вестей о судьбе своего прошлогоднего отчета (что уж говорить про отчет за 1 квартал текущего года). Зачастую получение положительного протокола из ПФР становится для бухгалтера своего рода праздником.
При сдаче отчета за это 1 полугодие 2011 года некоторые страхователи, уже отправившие отчет по «электронке» получили в ответ отрицательные протоколы. Причем, причина отказа вызывает недоумение. Так, некоторым нашим читателям в протоколах сообщили, что начисленные взносы в форме АДВ 6-2 (там фигурируют взносы за 2 квартал) должны совпадать с данными, отраженными в строке 110 раздела 1 формы РСВ-1 (а там, к слову, отражаются данные за полугодие). При этом в 1 разделе РСВ-1 есть строка 114, данные по которой и должны совпадать с суммой взносов, отраженной в АДВ 6-2. Почему в Пенсионном фонде вместо сравнения этих результатов, предпочитаю сопоставлять несопоставимые суммы, объяснить трудно. Очевидно, неверно настроена на сверку их программа приема отчетности.
В частности, много жалоб по этому и по другим поводам на нашем форуме высказывается «клиентами» московского отделения ПФР №10.
Вот как прокомментировала ситуацию со сдачей отчетности модератор нашего форума Январь:
- Отчеты сдаю электронно через Такском. Как водится, сдала все вовремя. Однако до сих пор (а на дворе уже июль месяц) не получила протоколы ни за 2010 год, ни за 1 квартал 2011 года.
Зато получила сообщение от оператора связи, в котором говорится, что у ПФР есть проблемы, связанные с принятием отчетов. Вот что, в частности, сообщает оператор: «По информации от 10 Главного Управления Отделения Пенсионного Фонда Москвы и Московской области, в настоящий момент обработка отчетности возобновлена, ранее направленная отчетность по персонифицированному учету обрабатывается в штатном режиме.
Выдача протоколов по результатам проверки содержания отчетов будет осуществляться с задержкой, так как производится сотрудниками ПФР вручную».
Другой модератор форума Клерк.ру, Тоня, которая также сдает отчетность в это отделение ПФР,сообщила следующее:
- Отчетность за 2010 год отправила через Контур 3 февраля 2011 года, подтверждение получения от ПФР пришло 12 февраля, а протокол о принятии только15 июня. Отчетность за 1 квартал 2011 года была отправлена 4 мая, протокол получен 27 июня, но ради этого пришлось совершить поездку в ПФР, выстоять огромную очередь из таких же «горемык», выясняющих судьбу своих отчетов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ПФР оказался не готов к нововведениям. Если со сдачей отчетности один раз в полугодие, как это было в 2010 году, инспекторы еще как-то справлялись, то с ежеквартальной сдачей справиться уже куда как сложнее. Нагрузка на каждого отдельного инспектора ПФР, безусловно, увеличилась. И самих работников ПФР такая периодичность сдачи отчетности отнюдь не радует. Страхователи также не испытывают по этому поводу восторга. А что до застрахованных лиц, так им, скорее всего, абсолютно все равно, с какой периодичностью на них подаются сведения.
Напрашивается вывод, что старый добрый вариант с ежегодной сдачей сведений был наиболее оптимален. В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда…
Комментарии
12Надо сдавать ежемесячно и "пускай долгоносик подавится" нашими отчетами
У меня 2 немаленькие организации в ПФР №10. Отправила по почте, и поеду в отпуск. Потому что сил моих нет. И вправду - кому было плохо от годовой персонифицированной отчетности? На хрена она - квартальная?