Законодательство предусматривает материальную ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю (ст. 238 Трудового кодекса РФ).
Следует отметить, что если организация заключила договор добровольного страхования КАСКО, то все расходы на ремонт автомобиля, как правило, оплачивает страховая компания. При отсутствии такого договора прямой действительный ущерб – это понесенные компанией затраты на ремонт автомобиля.
Обратите внимание: обязанность работника по возмещению ущерба не зависит от того, был ли с ним заключен договор о полной материальной ответственности. Дело в том, что если сотрудник признан виновным в дорожно-транспортном происшествии (ДТП), то вред причинен скорее всего в результате несоблюдения правил дорожного движения (то есть водитель совершил административный проступок). А согласно пункту 6 статьи 243 Трудового кодекса РФ, это влечет полную материальную ответственность работника перед работодателем.
Доказательством вины служат документы, оформленные ГИБДД: справка об участии в ДТП, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности.
При этом материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может быть возложена на работника только в случае причинения им ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом. Это подчеркнуто в пункте 12 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 52. Если административное нарушение соответствующим образом не оформлено, ущерб можно взыскать лишь в размере, не превышающем средний месячный заработок работника (ст. 241 Трудового кодекса РФ).
Что касается договора о полной материальной ответственности, то необходимо помнить, что он может быть заключен только с определенными категориями работников, входящими в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности… (утвержден постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85). Иначе правовых последствий такой договор иметь не будет.
Прежде всего надо установить размер ущерба. По общему правилу он определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен (в конкретной местности) на день причинения ущерба, но не ниже остаточной стоимости имущества по данным бухгалтерского учета. Такой порядок предусмотрен статьей 246 Трудового кодекса РФ. То есть сумма ущерба – это понесенные компанией затраты на ремонт автомобиля за минусом страхового возмещения (при наличии страховки).
Кроме того, работодатель обязан установить причины возмещения ущерба. Для этого необходимо получить от работника письменное объяснение (в произвольной форме) – это требование статьи 247 Трудового кодекса РФ. Если работник отказывается от дачи объяснений, оформляют соответствующий акт (также в произвольной форме). Акт подписывают несколько должностных лиц компании.
После того как необходимые бумаги оформлены, приступают к процедуре взыскания. Порядок взыскания ущерба с работника прописан в статье 248 Трудового кодекса РФ. Он зависит от размера причиненного ущерба.
Если сумма не превышает среднего месячного заработка работника, взыскание производится по распоряжению работодателя, то есть в бесспорном порядке. Для этого руководитель компании должен издать соответствующий приказ. При этом, согласно статье 138 Трудового кодекса РФ, общий размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20 процентов.
Издать такой приказ нужно не позднее месяца со дня, когда размер причиненного ущерба был определен окончательно. Если же работодатель этого не сделает, взыскать с работника причиненный им ущерб он имеет право только в судебном порядке.
В судебном порядке подлежит взысканию ущерб и в случае отказа работника возместить сумму, превышающую его средний месячный заработок, добровольно. Если же удержание все-таки было произведено, то это является нарушением, которое работник вправе обжаловать в суде. Учтите: суд, рассматривающий трудовой спор по жалобе работника, в подобной ситуации примет решение о возврате незаконно удержанной суммы.
Добровольно возместить ущерб работник может полностью или частично. По соглашению с работодателем допускается рассрочка платежа (ст. 248 Трудового кодекса РФ). В этом случае работник подписывает письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.
Поврежденный автомобиль может быть отремонтирован силами самой компании либо в автосервисе.
Налогообложение. Расходы на ремонт основных средств в налоговом учете квалифицируются как прочие и признаются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат на основании пункта 1 статьи 260 и пункта 5 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Это правило применяется, если компания определяет доходы и расходы методом начисления. При кассовом методе затраты на ремонт учитываются после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 Налогового кодекса РФ).
Суммы возмещения ущерба, согласно пункту 3 статьи 250 Налогового кодекса РФ, включаются в состав внереализационных доходов. Следовательно, в качестве внереализационных доходов надо учесть и суммы, подлежащие взысканию с виновного работника.
Как правило, они равны затратам на ремонт автомобиля (включая сумму «входного» НДС, уплаченную автосервису). Однако здесь нужно учесть, что налоговая инспекция скорее всего не разрешит компании принять к вычету «входной» НДС по ремонтным работам. Дело в том, что в данной ситуации, по мнению налоговиков, компания не несет фактических расходов на оплату ремонта: оплата производится за счет денег, взысканных с виновника аварии.
Бухгалтерский учет. Для учета взыскиваемой с работника суммы ущерба используют счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»бычным видам деятельности на дату приемки выполненных работ у исполнителя (п. 7, 18 ПБУ 10/99). Сумма ущерба, взысканная с виновного работника, отражается в составе прочих доходов компании (по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы»). Это следует из требований пункта 7 ПБУ 9/99. ПБУ 10/99 № 32н № 33н >|ПБУ 9/99 «Доходы организации» и «Расходы организации» утверждены приказами Минфина России от 6 мая 1999 г. и соответственно.|<
Пример.
В июне 2011 года водитель ЗАО «МегаСтрой» А.С. Костин, управляя служебным автомобилем, совершил ДТП. Машина получила незначительные повреждения, никакой другой транспорт не пострадал. Автомобиль использовался для управленческих нужд фирмы (затраты на его содержание учитывались в составе общехозяйственных расходов), по КАСКО не застрахован. Костин был признан виновником ДТП и добровольно согласился полностью возместить причиненный работодателю ущерб.
В том же месяце автомобиль был отремонтирован в автосервисе. Стоимость ремонта составила 14 160 руб. (в том числе НДС – 2160 руб.). Затраты подтверждены счетом-фактурой и актом выполненных работ.
Оклад Костина – 40 000 руб. (права на стандартные налоговые вычеты нет). Поскольку сумма ущерба не превышает среднего месячного заработка работника и он возмещает ущерб добровольно, директор ЗАО «МегаСтрой» издал приказ об удержании этой суммы из зарплаты водителя начиная с июля 2011 года.
В июле Костину причитается на руки 34 800 руб. (40 000 руб. – 40 000 руб. × 13%), поэтому с него удержано 6960 руб. (34 800 руб. × 20%). Сумма удержаний в следующих месяцах рассчитывается аналогично до полного взыскания всей суммы причиненного ущерба – по ноябрь 2011 года включительно (34 800 руб./ 6960 руб/мес. = 5 мес.).
Согласно учетной политике, при исчислении налога на прибыль ЗАО «МегаСтрой» использует метод начисления. Расходы на ремонт автомобиля в сумме 12 000 руб. (без учета НДС) включены в состав прочих расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, в июне 2011 года.
Сумма ущерба (14 160 руб.), которую работник согласился возместить, отражена в составе внереализационных доходов в июне 2011 года. «Входной» НДС в сумме 2160 руб. отнесен за счет полученного возмещения (к вычету не принимался).
Бухгалтер ЗАО «МегаСтрой» отразил операции следующими записями.
В июне 2011 года:
ДЕБЕТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– 14 160 руб. – учтена сумма ущерба, подлежащая взысканию с виновного работника;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60
– 12 000 руб. – отражена стоимость ремонта, выполненного автосервисом;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 2160 руб. – выделен «входной» НДС по ремонтным работам;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 14 160 руб. – оплачен ремонт;
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 19
– 2160 руб. – списан «входной» НДС.
В июле–ноябре 2011 года (ежемесячно):
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 70
– 40 000 руб. – начислена зарплата Костину за соответствующий месяц;
ДЕБЕТ 70
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»
– 5200 руб. (40 000 руб. × 13%) – удержан НДФЛ;
ДЕБЕТ 70
КРЕДИТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»
– 6960 руб. – удержана часть суммы ущерба из зарплаты водителя.
Предположим, что работник строительной компании стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого был поврежден автомобиль, принадлежащий другому юридическому или физическому лицу. Статья 1068 Гражданского кодекса РФ определяет, что компания обязана возместить вред, причиненный ее работником при исполнении трудовых, служебных или должностных обязанностей.
Это относится не только к сотрудникам, работающим по трудовым договорам, но и к тем, кто выполняет работы по гражданско-правовому договору и действует по заданию компании (заказчика).
Следовательно, если обязательная страховка (ОСАГО) не покроет ущерб, причиненный чужому автомобилю, компании придется компенсировать разницу.
А такая ситуация весьма вероятна, поскольку сумма страхового возмещения по договору ОСАГО ограничена. При наступлении каждого страхового случая она составляет:
– в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 000 руб., имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 000 руб.;
– в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 000 руб.
>|Размеры страхового возмещения установлены в статье 7 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».|<
Причем не поможет и тот факт, если сторонний автомобиль был застрахован в системе КАСКО.
Страховая компания возместит его владельцу ущерб, но потом взыщет с виновной стороны разницу между страховым возмещением и суммой, полученной по ОСАГО.Таким образом, часть ущерба все равно придется компенсировать организации, в которой работает виновный водитель. В свою очередь организация вправе потребовать от работника возмещения своих затрат (регресса). Это следует из положений статьи 1081 Гражданского кодекса РФ.
Бухгалтерский учет
Затраты на возмещение убытков третьим лицам строительная компания учитывает в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Взыскание ущерба с виновника аварии в данной ситуации осуществляется в порядке, приведенном выше.
Указанные затраты являются для компании внереализационными расходами (подп. 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).
Обратите внимание на такой важный нюанс: статья 240 Трудового кодекса РФ предусматривает право работодателя отказаться от взыскания с работника причиненного ущерба (исходя из конкретных обстоятельств), приняв соответствующее обоснованное решение.
Однако в этом случае компания будет нести дополнительную налоговую нагрузку, поскольку не сможет учесть для целей налогообложения прибыли расходы на выплату возмещения стороннему участнику аварии.
С точки зрения чиновников, в подобной ситуации расходы являются экономически не обоснованными, поскольку не направлены на получение дохода и соответственно не удовлетворяют требованиям статьи 252 Налогового кодекса РФ. Данное мнение высказано Минфином России в письмах от 24 июля 2007 г. № 03-03-06/1/519 и от 9 апреля 2007 г. № 03-03-06/2/66.
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №8, август 2011 г.
Начать дискуссию