Игорный бизнес

Бухгалтеру игорного заведения

Федеральным законом от 27.12.02 г. № 182-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах” НК РФ дополнен главой 29 “Налог на игорный бизнес”, которая вступает в силу с 1 января 2004 г.

Федеральным законом от 27.12.02 г. № 182-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах” НК РФ дополнен главой 29 “Налог на игорный бизнес”, которая вступает в силу с 1 января 2004 г.

Налог на игорный бизнес включается в перечень региональных налогов с 1 ноября 2003 г. Федеральным законом № 182-ФЗ в Закон Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (п.п. “з” п. 1 ст. 20). Это означает, что с 1 января 2004 г. налог будет обязателен к уплате только на территории того субъекта Российской Федерации, где принятым в соответствии с НК РФ соответствующим законом субъекта Российской Федерации налог введен в действие. До 1 января 2004 г. налог на игорный бизнес сохраняет статус федерального налога (п.п. “т” п. 1 ст. 19 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”).

В настоящее время налогоплательщики и элементы налогообложения по налогу на игорный бизнес установлены Федеральным законом от 31.07.98 г. № 142-ФЗ “О налоге на игорный бизнес” (в ред. от 27.12.02 г. № 182-ФЗ) (далее - Закон). По сути, налог на игорный бизнес является разновидностью налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в данном случае это использование игровых столов, игровых автоматов, содержание касс тотализаторов и касс букмекерских контор).

НК РФ предусмотрены некоторые особенности нал огообложения игорного бизнеса. Например, в соответствии с п.п. 8 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса. При этом согласно п. 5 данной статьи налогоплательщик вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

В соответствии с п. 9 ст. 274 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу. Налогоплательщики, являющиеся организациями игорного бизнеса, а также организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности. Расходы организаций, занимающихся игорным бизнесом, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, не вправе применять упрощенную систему налогообложения (п.п. 9 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Статьей 364 главы 29 НК РФ введены понятия, которые применяются в целях исчисления и уплаты налога на игорный бизнес: “организатор игорного заведения” и “организатор тотализатора”, заменившие понятие “игорное заведение”, используемое в Законе. Подчеркивается, что извлечение доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари не является реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

В определении игрового стола появилось понятие “игровое поле” - специальное место на игровом столе, где проводится азартная игра, стороной которой является представитель игорного заведения. Понятие “участник” используется в ст. 364 НК РФ только в целях определения иных понятий и самостоятельного значения не имеет.

Налогоплательщики

В НК РФ сохранено понятие налогоплательщиков, содержащееся в Законе (ст. 365 НК РФ). Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Порядок исполнения обособленными подразделениями обязанностей организации по уплате налога на игорный бизнес НК РФ не предусмотрен.

Объекты налогообложения

В ст. 366 НК РФ установлены четыре объекта налогообложения:

игровой стол - специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор;

игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения;

касса тотализатора - специально оборудованное место у организатора тотализатора, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате;

касса букмекерской конторы - специально оборудованное место у организатора игорного заведения, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

Конкретизирована обязанность налогоплательщика по регистрации в налоговом органе объектов налогообложения. Хотя в НК РФ указывается, что регистрации подлежит каждый объект, на практике, как это происходит и в настоящее время, будет проводиться регистрация общего количества объектов.

Заявление о регистрации на бланке установленной формы должно быть направлено налогоплательщиком в налоговый орган не позднее чем за два рабочих дня до установки соответствующего объекта налогообложения. Согласно действующему Закону регистрация объектов должна быть проведена до момента их установки без фиксирования срока такой регистрации.

Регистрация объектов налогообложения будет проводиться по месту регистрации налогоплательщика (в отличие от действующего до 1 января 2004 г. порядка, согласно которому такая регистрация проводится по месту нахождения объектов налогообложения).

Порядок регистрации имеет уведомительный характер (объект считается зарегистрированным (выбывшим) с даты представления в налоговый орган заявления). В таком же порядке регистрируется любое изменение количества объектов налогообложения. Согласно Закону изменения подлежат регистрации в течение 5 рабочих дней со дня установки (выбытия) объекта. Объект считается выбывшим по истечении 10 дней с даты подачи заявления.

Факт регистрации подтверждается свидетельством о регистрации, которое должно быть выдано налоговым органом в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика (в действующем до 1 января 2004 г. Законе такой срок закреплен только для выдачи свидетельства в случае изменения объектов налогообложения).

За нарушение обязанности по представлению в налоговые органы сведений об объектах налогообложения устанавливается ответственность. Включение норм об ответственности в часть вторую НК РФ противоречит общим положениям об ответственности за совершение налоговых правонарушений. Согласно ст. 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 НК РФ, которой установлены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Статьей 366 НК РФ предусмотрено, что неисполнение налогоплательщиком обязанности по регистрации объектов налогообложения (неуведомление налогового органа об объектах налогообложения) влечет за собой взыскание штрафа: трехкратная ставка налога для соответствующего объекта налогообложения, который должен был быть зарегистрирован, и шестикратная - если нарушение допущено более одного раза. Неопределенность правового содержания составов налоговых правонарушений противоречит принципам юридической ответственности. Установленная ст. 366 НК РФ ответственность в действительности не обусловливается характером правонарушения, его последствиями, а также наличием вины правонарушителя.

Максимальный размер налоговой санкции, предусмотренный ст. 122 НК РФ, составляет 40% от неуплаченной суммы налога при неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенных умышленно.

Подлежащие принудительному взысканию суммы штрафов в соответствии со ст. 366 НК РФ в совокупности многократно превышают размер налогового обязательства, что может стать причиной судебных разбирательств.

Принцип соразмерности предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (см. постановление Конституционного суда Российской Федерации от 15.07.99 г. № 11-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР” и Законов Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и “О федеральных органах налоговой полиции”, определение от 18.01.01 г. № 6-О и др.).

Согласно действующему Закону наличие незарегистрированных объектов налогообложения может являться основанием для отзыва лицензии (порядок лицензирования предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.02 г. № 525 “О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений”, принятым в соответствии с Федеральным законом от 8.08.01 г. № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (в ред. от 9.12.02 г., 10.01.03 г.).

Налоговая база

Налоговая база в отношении объекта налогообложения рассчитывается как общее количество объектов налогообложения (ст. 367 НК РФ). Такого понятия, как “налоговая база”, в действующем Законе не содержится.

Налоговый период

Налоговый период, как и в настоящее время, будет равен календарному месяцу.

В редакции Закона, действовавшей до принятия Федерального закона от 12.02.01 г. № 8-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О налоге на игорный бизнес”, налоговый период не был четко определен. При этом налоговые ставки устанавливались в расчете на год.

Согласно ст. 5 НК РФ акт законодательства о налогах и сборах вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Следует учитывать, что в том случае, если изменение налогового периода по налогу актом законодательства о налогах и сборах приводит, например, к возникновению обязанности представления деклараций или, более того, сопровождается повышением налоговых ставок, применение новой редакции закона о налоге должно производиться с начала очередного налогового периода, который был установлен первоначальным текстом закона, а не его новой редакцией. Поэтому произведенное Федеральным законом от 12.02.01 г. № 8-ФЗ повышение налоговых ставок применительно к введенной поправками продолжительности налогового периода в один месяц можно рассматривать на предмет его соответствия ст. 5 НК РФ.

Налоговые ставки

В ст. 369 НК РФ приводятся минимальный и максимальный размеры ставок, в пределах которых субъектами Российской Федерации устанавливаются конкретные ставки. Максимальный размер превышает минимальный в пять раз.

Определением Конституционного суда Российской Федерации от 9.04.02 г. № 69-О было признано неконституционным право субъектов Российской Федерации устанавливать ставки налога для игорных заведений, превышающие установленные федеральным законом минимальные размеры налоговых ставок без ограничения федеральным законом предельных размеров этих ставок. Налог на игорный бизнес устанавливался только в минимальном размере в год, а конкретный размер ставок для всех игорных заведений, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, превышающих минимальный предел, определялся законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 31.07.98 г. № 142-ФЗ в ред. от 12.02.01 г.).

Независимо от того, каким является налог - федеральным или региональным, федеральный законодатель обязан определить максимальную налоговую ставку. Такой вывод вытекает из позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной, в частности, в постановлении от 30.01.01 г., согласно которой применительно к налогам субъектов Российской Федерации “законно установленными” могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом; существенные элементы каждого регионального налога, в том числе предельная ставка, должны регулироваться федеральным законом.

В целях выполнения определения Конституционного суда Российской Федерации от 9.04.02 г. № 69-О было принято решение о внесении изменений в Закон. Согласно новой редакции ст. 5 Закона, вступившей в силу с 1 января 2003 г., законом субъекта Российской Федерации могут быть увеличены закрепленные минимальные размеры ставок, но не более чем в пять раз. При этом устанавливать ставки ниже минимального предела, установленного как Законом, так и НК РФ, субъекты Российской Федерации не вправе.

НК РФ налоговые ставки установлены в рублях. В Законе налог рассчитывается исходя из ставок, кратных минимальному размеру оплаты труда.

В ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда” (в ред. от 26.11.02 г.) определено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 г. по 31 декабря 2000 г. исходя из базовой суммы, равной 83 руб. 49 коп., с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы, равной 100 руб.

Если законом субъекта Российской Федерации не будет установлен конкретный размер налоговой ставки, т.е. будет указана только дата введения налога на территории, то согласно п. 2 ст. 369 НК РФ налог будет взиматься по минимальным ставкам. Указанное положение принижает значение законодательного регулирования на уровне субъектов Российской Федерации и в последующем может расцениваться как противоречащее части первой НК РФ, согласно которой при установлении регионального налога законодательными органами субъектов Российской Федерации должны быть определены налоговые ставки и сроки уплаты налога.

НК РФ увеличены размеры ставок. Так, минимальная ставка с 1 января 2004 г. составит (в рублях):

за игровой стол - 25 000 (в 2002 г. - 20 000);

за игровой автомат - 1500 (в 2002 г. - 750);

за одну кассу тотализатора - 25 000 (в 2002 г. - 20 000);

за одну кассу букмекерской конторы - 25 000 (в 2002 г. - 10 000).

Право установления дифференцированных ставок не предусмотрено. Не предусмотрены и льготы в зависимости от количества используемых налогоплательщиком объектов налогообложения (согласно действующему Закону ставки в отношении соответствующего объекта могут понижаться на 20% при регистрации более чем 30 игровых столов, более чем 40 игровых автоматов).

Исчисление налога

Налог исчисляется как произведение количества соответствующих объектов налогообложения и ставки налога. Ставка на игровой стол рассчитывается пропорционально имеющимся на игровом столе игровым полям. Вместе с тем регистрации в налоговом органе подлежит игровой стол, а не игровое поле. Процедура контроля за наличием игровых полей на игровом столе НК РФ не определена.

Налоговый период в целях исчисления налога может состоять из двух частей: с 1 по 15, с 16 до окончания месяца. При этом формулировка п. 3 ст. 370 НК РФ не позволяет однозначно определить сумму налога, подлежащую уплате при установке объектов налогообложения после 15 числа месяца. Согласно НК РФ в этом случае сумма налога исчисляется как произведение общего количества объектов налогообложения (включая новый объект) и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов. Это позволяет предполагать, что одна вторая ставки применяется в отношении не только новых объектов, но и ранее установленных. Аналогичным образом может быть рассмотрен вопрос о выбытии объектов налогообложения до 15 числа текущего налогового периода (п. 4 ст. 370 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты налога

Срок подачи декларации и срок уплаты налога согласно ст. 371 НК РФ - не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчет сдается не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим. Уплата налога производится в течение пяти дней со дня представления расчета.

В НК РФ в отличие от Закона не включены положения о зачислении (распределении) сумм, поступающих от налога. Соответствующие нормы составляют предмет бюджетного законодательства.

/"Финансовая газета", /

Источник http://www.businesspress.ru/

Начать дискуссию