ЕСХН

Аттестация рабочих мест проводится по новым правилам

Минздравсоцразвития России утвердило новый Порядок аттестации рабочих мест. Он вступает в силу с 1 сентября.

 

 

Минздравсоцразвития России утвердило новый Порядок аттестации рабочих мест. Он вступает в силу с 1 сентября.

Когда необходима аттестация
Каждое предприятие обязано проводить аттестацию рабочих мест для оценки условий труда и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (ст. 209, 212 Трудового кодекса РФ). Требования нового Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н  (далее – Порядок), распространяются на работодателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Итак, аттестации подлежат все рабочие места.

Отметим, что если условия труда на рабочих местах угрожают безопасности персонала либо членов аттестационной комиссии, то они сразу могут быть признаны опасными (п. 5 Порядка). Каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации (п. 8 Порядка). Датой начала очередной аттестации считается день, когда будет издан соответствующий приказ работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика проверочных мероприятий. Датой завершения аттестации считается день подписания соответствующего приказа и утверждения отчета об аттестации.

Обратите внимание, что в некоторых случаях работодатель обязан проводить внеплановую аттестацию.

Это необходимо делать:

– при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

– по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества аттестации;

– при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;

– при замене производственного оборудования;

– при изменении технологического процесса или средств коллективной защиты.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (п. 8 Порядка). Особенности аттестации устанавливают в локальном нормативном акте предприятия. Документ согласуют с профсоюзом или иным представительным органом работников (п. 43 Порядка).

Этапы проведения аттестации
Аттестация рабочих мест состоит из трех этапов. Рассмотрим их.

Подготовительный этап
На первом этапе сельхозпредприятие должно заключить договор с аккредитованной аттестующей компанией. Причем данная компания должна быть независимой по отношению к предприятию. Заметьте: для аттестации разрешено привлекать несколько таких компаний. Работа может быть распределена между ними по количеству рабочих мест и по ее видам (п. 6 Порядка). Далее предприятие создает аттестационную комиссию и утверждает приказом ее состав, а также график проведения работ (п. 9, 11 Порядка). Возглавляет комиссию представитель сельхозпредприятия. В ее состав помимо работников предприятия должны быть включены представители аттестующей компании, профсоюза или иного представительного органа работников. Участие в комиссии специалиста по охране труда обязательно.

Аттестационная комиссия на подготовительном этапе выполняет следующие действия:

– формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, а также организационно-распорядительных и методических документов и изучает их;

– готовит перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием факторов, которые необходимо измерять и оценивать, и мест проведения измерений;  (Образец перечня приведен в приложении № 1 Порядку. Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ).

– готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Данные документы утверждены постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787;

– нумерует рабочие места (п. 12 Порядка).

Оценка
На втором этапе оценивается соответствие условий труда государственным нормативным требованиям. В частности, соответствие гигиеническим нормативам определяют в ходе инструментальных измерений. По каждому оцениваемому фактору составляют протоколы.

Для оценки травмоопасности проверяют соответствующее производственное оборудование, приспособления и инструменты. Также в данном случае выясняется, насколько хорошо работники знакомы с вопросами и требованиями охраны труда (п. 21, 22 Порядка). По результатам тоже оформляют протокол (образец – в приложении № 4 к Порядку).

В ходе аттестации проверяется и обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты. То есть сопоставляются номенклатуры фактически выданных средств с типовыми нормами. Проверяется наличие сертификатов или деклараций соответствия на переданные работникам средства. Может быть проверено и соответствие выдаваемых средств защиты фактическому состоянию условий труда на рабочем месте (п. 30, 31 Порядка). (По результатам составляют протокол, образец которого приведен в приложении № 5 к Порядку. Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ).

По итогам мероприятий по оценке оформляют карты аттестации рабочих мест (образец – в приложении № 2 к Порядку). При проверке наличия вредных и опасных производственных факторов можно оценивать соответствие условий труда государственным нормативным требованиям не по каждому рабочему месту, а по их группам. Так называемым аналогичным рабочим местам.

Но при этом данные группы должны обладать следующими совокупными признаками:

– профессии или должности одного на-именования;

– одинаковые обязанности, режим работы, условия труда (например, помещения, освещение, отопление, системы вентиляции и кондиционирования);

– одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;

– однотипный технологический процесс, оборудование, инструменты и т. п.;

– одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты и т. п.

Заключение о соответствии делают на основании данных, полученных при аттестации 20 процентов аналогичных рабочих мест от общего их числа (но не менее двух). И если при проверке выявлено хотя бы одно место, не отвечающее признакам аналогичности, смотрят все 100 процентов. После этой оценки определяют новый перечень рабочих мест с учетом результатов измерений и оценок (п. 40 Порядка). На аналогичные места заполняют одну карту аттестации рабочего места по условиям труда. Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного из числа 20 процентов аналогичных мест, едины для них всех.

Если рабочее место соответствует гигиеническим требованиям, прошло проверку на травмоопасность, а защитные средства выдаются работникам в соответствии с установленными правилами и нормативами, то ему ставится комплексная оценка «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда». В противном случае рабочее место считается аттестованным с оценкой «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» (п. 36–38 Порядка).

При отнесении условий труда к опасным сельхозпредприятие должно разработать и реализовать комплекс мер, которые направлены на снижение уровня воздействия опасных факторов либо на уменьшение времени их действия (п. 39 Порядка). Все протоколы подписывают проводившие оценку специалисты и ответственные должностные лица аттестующей организации с проставлением ее печати.

Оформление результатов проведенной аттестации
Результаты комиссия оформляет в виде отчета об аттестации, к которому нужно приложить (п. 44 Порядка):

– приказ о создании комиссии и утверждении графика аттестации;

– перечень подлежащих аттестации рабочих мест;

– карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок;

– сводную ведомость результатов аттестации (образец – в приложении № 6 к Порядку  );

– сводную таблицу классов условий труда, установленных по результатам аттестации, и компенсаций, которые необходимо установить работникам (образец – в приложении № 7 к Порядку);

– план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (в нем в обязательном порядке указывают источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнителей и устраняемые вредные или опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам). (Образец плана приведен в приложении № 8 к .Порядку. Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ.)

– итоговый протокол заседания комиссии по результатам аттестации (образец – в приложении № 9 к Порядку);

– сведения об аттестующей организации с приложением копий документов на право проведения измерений и оценок (образец – в приложении № 10 к Порядку);

– протоколы заседаний аттестационной комиссии;

– заключения по итогам государственной экспертизы условий труда и предписания должностных лиц о нарушении Порядка (при наличии).

Комиссия рассматривает отчет в течение 10 календарных дней со дня его поступления, подписывает итоговый протокол по результатам аттестации и передает их работодателю. Предприятие в течение 10 рабочих дней с даты получения этих документов подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета. А также знакомит работников с результатами аттестации их рабочих мест под роспись (п. 44 Порядка). Кроме того, в течение 10 календарных дней с даты издания приказа и утверждения отчета необходимо направить сводную ведомость результатов аттестации и сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда. Сделать это нужно в бумажном и электронном виде.

Эти же документы на электронном носителе аттестующая организация передает в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных (п. 45, 46 Порядка).

Порядок признания расходов на проведение аттестации
Затраты на аттестацию сельскохозяйственная организация может учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Как затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ.

Расходы на проведение аттестации можно включить в расчет единого налога при упрощенной системе налогообложения согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Поскольку они направлены на подтверждение соответствия процессов производства, эксплуатации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Но только при их соответствии пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

Предприятия, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, могут уменьшить налогооблагаемые доходы на затраты на аттестацию рабочих мест по условиям труда. В составе расходов на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами (подп. 6.1 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

Важно запомнить
За нарушение законодательства об охране труда предусмотрена административная ответственность согласно статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Должностных лиц сельхозпредприятия могут оштрафовать на сумму от 1000 до 5000 руб. А если они ранее уже были наказаны за аналогичное правонарушение, возможна их дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Для самого юридического лица предусмотрен штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление его деятельности на срок до 90 суток.

Статья напечатана в журнале "Учет в сельском хозяйстве" №8, август 2011 г.

Комментарии

2
  • Внимательно

    Сплошные засады кругом - у нас офис 4 на 5 и три стола с оргтехникой, причем не факт, что мы это помещение будем арендовать и дальше - и что, кажый раз при переезде эту аттестацию оплачивать? А потом еще и налорг расходы не признает.

  • Роман

    У нас в деревне 2000 руб. за место, причем у малого бизенса атестовано где-то процентов 5