Онлайн-кассы

Новая ККТ: как бороться с дефицитом

Замена «электронной кассовой ленты защищенной» (ЭКЛЗ) в центре техобслуживания растягивается на два-три месяца. Из-за этого мы оказываемся перед выбором: либо временно прекращать торговлю, либо покупать новый аппарат. Как решить проблему?

Сергей НОВИКОВ

«Замена «электронной кассовой ленты защищенной» (ЭКЛЗ) в центре техобслуживания растягивается на два-три месяца. Из-за этого мы оказываемся перед выбором: либо временно прекращать торговлю, либо покупать новый аппарат. Как решить проблему?» Такой вопрос от имени предпринимателей города Новозыбкова Брянской области прислал в редакцию ПБОЮЛ Анатолий Коломейцев. Исследовав тему, корреспондент «УНП» выяснил: спасти владельцев кассовой техники могут лишь переговоры с центрами технического обслуживания.

Как известно, с 1 октября 2004 года налоговые органы ставят на учет только те модели, которые снабжены чипом ЭКЛЗ. Чип часто выходит из строя, а без чипа кассовый аппарат не работает. При этом на замену ЭКЛЗ уходят недели, а то и месяцы: чипы для всей страны выпускает один-единственный завод, и детали распределяются по квотам. Подчеркнем, что речь идет не о частном случае. Наличие обеих проблем - несовершенство чипов и их огромный дефицит нам подтвердили представители налоговых органов, владельцы техники, сотрудники центров технического обслуживания... Поэтому перед выбором - сворачивать на время торговлю или приобретать на время замены чипа новый аппарат может оказаться любой владелец новой модели ККТ. Есть, правда, и третий вариант - добиваться своевременной замены чипа от центра техобслуживания. Но возможно ли это сделать?

Казалось бы, ответ лежит на поверхности. Дело в том, что ЦТО обязан в течение 36 часов с момента подачи заявки (в городских условиях) либо отремонтировать ККТ, либо в те же сроки выдать клиенту кассовый аппарат из резерва. Причем, если сломалась машина с ЭКЛЗ, на время замены центр должен предоставить аппарат с новым чипом. Этот алгоритм установлен пунктом 11.2 Положения о продаже и обслуживании контрольно-кассовой техники (утверждено решением Государственной межведомственной экспертной комиссии от 06.03.95 № 2/18-95). Вроде бы остается сущий пустяк - заставить ЦТО соблюдать данное правило. Но, как мы выяснили, центр техобслуживания может отказаться выполнять решение ГМЭК, абсолютно ничем не рискуя!

Во-первых, действующее законодательство не предусматривает санкций за игнорирование решений ГМЭК. Во-вторых, следить за выполнением решений просто некому. Межведомственная комиссия расформирована. Вместо нее госреестр ККТ сейчас ведет Федеральное агентство по промышленности (Роспром). Однако в перечне функций Роспрома контроль за действиями ЦТО не упомянут. Вообще лишить центр техобслуживания соответствующего статуса практически невозможно. Так, в Москве ЦТО регистрируются в департаменте потребительского рынка и услуг г. Москвы. Но, как нам заявили специалисты департамента, «лишить центры их статуса мы можем только по представлению налоговых органов или по решению суда». При этом в столичном налоговом управлении нам сказали: «Контроль за центрами техобслуживания находится вне пределов нашей компетенции».

Так что единственный рычаг, который остается у владельца ККТ, - договор на обслуживание техники. Нередко в договоре четко указан срок проведения ремонта, причем замена ЭКЛЗ отдельно не оговаривается. В этом случае надо просто потребовать от ЦТО соблюдения сроков, пригрозив судом. Именно так поступила предприниматель из Оренбурга Е.В. Федорова. Она предупредила ЦТО, что намерена взыскать с центра прямой ущерб и упущенную выгоду.

Однако многие центры, указывая в договоре сроки ремонта, пишут: «за исключением случаев, связанных с заменой ЭКЛЗ». Если изменить это условие не удается, можно «уйти» в более сговорчивый ЦТО. Ведь владелец ККТ не «привязан» к конкретному центру (единственное ограничение - ЦТО должен находиться в том же субъекте Федерации, где стоит на налоговом учете хозяин аппарата). При этом конкуренция среди ЦТО весьма высока (в Москве, например, действует около 140 центров). Корреспондент «УНП» позвонил в один из них, представившись владельцем кассового аппарата, и там ему согласились пойти навстречу: «Да, мы можем гарантировать в договоре замену ЭКЛЗ в устраивающий вас срок. Но в этом случае вам придется оплатить запасной чип. Ну и плата за обслуживание по договору будет несколько выше обычной».

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию