Предприятие перевозит работников до производства автобусами от точки сбора и обратно. Чиновники считают, что транспортные расходы в данном случае можно учесть при расчете налога на прибыль. А как быть с налогом на доходы физлиц и страховыми взносами? Ответы – в статье.
Но из него есть два исключения. Во-первых, расходы на перевозку признаются, если они обусловлены технологическими особенностями производства.
А вот под технологическими особенностями можно понимать, например, удаленность предприятия от населенного пункта, отсутствие городских маршрутов, ночной режим работы предприятия, иные обстоятельства, которые не позволяют работникам самостоятельно добираться до места своей работы (письмо Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/809).
Подтвердить технологические особенности производства (и соответственно обоснованность понесенных затрат в целях налогообложения прибыли) помогут, к примеру, следующие документы:
– приказы руководителя компании об организации доставки работников к месту деятельности и обратно;
– график работы предприятия, свидетельствующий о сменном характере работы или о наличии непрерывного производства;
– разработанный предприятием маршрут и график движения транспорта, используемого для доставки работников. Они должны учитывать режим работы (начало и окончание рабочего дня или смены) предприятия или его отдельных обособленных (структурных) подразделений;
– график движения общественного транспорта, из которого видно, что организация доставки работников собственными силами просто необходима.
Во-вторых, признание расходов возможно, если доставка предусмотрена трудовым или коллективным договором. В таком случае расходы на нее могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда на основании пункта 25 статьи 255 Налогового кодекса РФ.
Причем надо отметить, что Минфин России указывает на то, что два названных нами условия должны выполняться одновременно. В частности, такое мнение высказано в письме от 20 мая 2011 г. № 03-03-06/4/49. Выражали его чиновники и ранее – в письме от 5 июля 2005 г. № 03-03-04/1/54.
>|Штраф для налоговых агентов (в случае если они не удержали или не перечислили налог в бюджет) составляет 20 процентов от суммы недоимки (ст. 123 Налогового кодекса РФ).|<
Если же предприятие не имеет каких-либо технологических особенностей, а расходы на транспортировку просто предусмотрены трудовыми (или коллективными) договорами, то у работников возникает доход в натуральной форме в виде оказанных в их интересах услуг на безвозмездной основе. Соответственно с этой суммы предприятию как налоговому агенту придется удержать налог (подп. 1 п. 2 ст. 211 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, затраты предприятия на транспортировку работников включаются в базу для начисления страховых взносов.
Статьей 41 Налогового кодекса РФ доход определен как экономическая выгода в денежной и натуральной форме, учитываемая в случае, когда есть возможность ее оценить. Однако на практике это иногда затруднительно сделать. И вот почему:
– расходы на перевозку имеют фиксированное значение независимо от количества транспортируемых человек;
– сложно, а иной раз и невозможно организовать персонифицированный учет получаемого работником дохода.
В такой ситуации вопрос о необходимости начисления НДФЛ и страховых взносов является спорным.
Минфин России в письме от 15 апреля 2008 г. № 03-04-06-01/86 (правда, применительно к другой ситуации – при проведении корпоративных праздничных мероприятий) указал, что если персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым специалистом, невозможно, то дохода, подлежащего обложению НДФЛ, не возникает.
Такая позиция подтверждается и арбитражной практикой, согласно которой с обезличенного дохода НДФЛ начислять не нужно (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 1 марта 2006 г. № Ф04-685/2006(20075-А45-6)).
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №8, август 2011 г.
Начать дискуссию