Интервью

Тарифы страховых взносов еще не раз пересмотрят, считают в Минздраве

На экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент заявил, что основная ставка по страховым взносам будет снижена в 2012 году. Какие именно изменения ждут страхователей с нового года, мы узнали у статс-секретаря — заместителя министра здравоохранения и социального развития Юрия Воронина.

 

 

На экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент заявил, что основная ставка по страховым взносам будет снижена в 2012 году. Какие именно изменения ждут страхователей с нового года, мы узнали у статс-секретаря — заместителя министра здравоохранения и социального развития Юрия Воронина.

Коротко о важном

— Когда официально утвердят ставку по взносам на 2012 год?

— В ноябре—декабре этого года.

— Будет ли в дальнейшем очередное повышение тарифов?

— Не исключено.

— Передадут ли администрирование взносов обратно ФНС?

— Нет.

— Юрий Викторович, недавно решили все же снизить ставки страховых взносов во внебюджетные фонды до 30 процентов, а для малого неторгового бизнеса — до 20 процентов. Это решение еще будет обсуждаться?

— Изменения будущего года обусловлены распоряжением нашего президента. И оно не подлежит обсуждению, его нужно исполнять. Стоит также заметить, что эти изменения носят временный характер. До того времени, пока не будет предложено комплексное решение по развитию пенсионной системы. Работа над этим решением начнется осенью, когда министерство предложит к общественному обсуждению Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года.

— Сейчас правительство склоняется к введению регрессивной ставки по страховым взносам. Предполагается, что с высоких зарплат компании будут начислять дополнительные взносы. Как вы относитесь к такому варианту?

— Такой компромиссный вариант предусматривает обложение сумм годовых зарплат более 463 000 рублей по ставке 10 процентов. Это относится к компаниям крупного и среднего бизнеса. Что касается малого неторгового бизнеса, то такие организации будут начислять 7 процентов с зарплат, превышающих сумму в 463 000 рублей в год.

Данная мера носит больше налоговый характер, чем страховой. То есть дополнительные взносы не будут формировать пенсионные права работников. На наш взгляд, данное решение наиболее рационально в настоящей ситуации.

— Когда будет принят закон по новым ставкам страховых взносов?

— В осеннюю сессию Госдумы — ориентировочно в конце ноября — начале декабря.

— Вы упомянули, что ставки снизят лишь на время. Скажите, впоследствии ваше ведомство будет предлагать возврат к ставке 34 процента?

— Этот вопрос можно рассматривать только в связке, соотнося возможную величину страхового тарифа с объемом обязательств государственных внебюджетных фондов. Наше министерство отвечает за пенсионные права людей. Соответственно, мы выступаем за то, чтобы пенсии в стране выплачивались регулярно и в достойном размере.

— Возможна ли передача обязанностей по уплате страховых взносов от работодателей к работникам? Допустим ли в будущем такой сценарий?

— Конечно, правильнее, чтобы пенсионные права граждан формировались только за счет отчислений из заработной платы. Поскольку пенсия — это компенсация утраченного работником заработка.

— Как вы оцениваете идею передать администрирование страховых взносов из Пенсионного фонда обратно налоговой службе?

— Не совсем понятна аргументация сторонников этого предложения. Мы проводили исследование еще в 2009 году, когда принимали решение о передаче функций администрирования от Федеральной налоговой службы Пенсионному фонду и Фонду социального страхования. Выводы были следующими. Когда эту функцию исполняла налоговая служба, системы «одного окна» не было. Налоговая служба не собирала недоимку по страховым взносам. И не администрировала страховые взносы на обеспечение от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Поэтому работодателю приходилось взаимодействовать как с ФНС, так и с ПФР и ФСС одновременно.

Кроме того, Федеральная налоговая служба никогда не администрировала и сбор персонифицированных данных, которые на всех своих работников по закону обязан сдавать работодатель во внебюджетные фонды. Получался разорванный процесс. Поэтому соединение функции администрирования страховых взносов и ведения персонифицированного учета в руках Пенсионного фонда представляется логичным. Об эффективности этого решения говорит рост процента собираемости страховых взносов с работодателей.

Юрий Воронин

Родился 17 октября 1962 г. в Москве. В 1996 г. окончил МГСУ. После работал в Мосгорисполкоме, Госкомитете по труду и соцвопросам, Минтруда и соцвопросов. В 90-е годы работал в Минтруда и занятости, Минсоцзащиты населения. С 1996 по 2004 гг. — руководитель Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда и соцразвития. В 2004—2007 гг. — директор Департамента развития соцстрахования и гособеспечения Минздравсоцразвития. С 12 апреля 2008 г. назначен статс-секретарем — заместителем министра здравоохранения и социального развития. Кандидат экономических наук.

Заслуженный юрист РФ.

 

Статья напечатана в журнале "Главбух" № 16, 2011

Начать дискуссию