Бюджетный учет

Родительский комитет собрал средства в пользу школы

В настоящее время в образовательных учреждениях родительские комитеты не редкость. Однако действующим законодательством такой термин не раскрыт.

 

 

В настоящее время в образовательных учреждениях родительские комитеты не редкость. Однако действующим законодательством такой термин не раскрыт. А вот в проекте нового Закона об образовании родительский комитет относится к органам самоуправления образовательной организации. Мы рассмотрим правила учета средств, поступивших в школу через родительский комитет.

Правовая основа пожертвований
Итак, образовательное учреждение вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. Это установлено пунктом 8 статьи 41 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», пунктом 1 статьи 582 Гражданского кодекса РФ.

При этом массовый сбор средств со всех родителей компетентными органами может быть признан незаконным. Например, в письме Минобрнауки России от 28 января 2011 г. № СМ-66/08 «О минимизации коррупционных проявлений в системе общего образования…» отмечено, что взимание с родителей учащихся денежных средств на охрану общеобразовательных учреждений, их материально-техническое оснащение, проведение ремонта, приобретение методлитературы педагогам через родительские комитеты не должно носить принудительного характера.

Родители могут вносить денежные средства на нужды учреждения только добровольно.

А в письме Минобразования России от 1 октября 2002 г. № 31ю-31нн-40/31-09 сказано следующее: «...установление в договорах помимо платы за обучение «безвозмездных единовременных сумм на содержание образовательного учреждения» противоречит законодательству». Аналогичные запреты содержатся в письме Минобразования России от 19 января 2000 г. № 14-51-59ин/04.

Если родители учащихся действительно добровольно жертвуют свои деньги учреждению, то при сборе средств рекомендуется оформлять письменный договор пожертвования.

Хотя Гражданский кодекс РФ этого не требует.

Случаи, когда договор дарения должен быть совершен в письменной форме, установлены статьей 574 Гражданского кодекса РФ (рассматриваемого варианта там нет).

Однако именно задокументированная на бумаге форма передачи денег за подписью дарителя в большинстве случаев будет подтверждением их целевого характера и обоснованием их добровольной передачи для контролирующих и проверяющих органов.

Учет поступивших средств
Определяясь с учетом средств, немаловажными будут такие аспекты.

Если родительский комитет собрал средства на нужды школы (конечно, при условии добровольного внесения средств), считается, что получателем пожертвованных денежных средств является именно образовательное учреждение (не родительский комитет).  

>|Учет средств, полученных от родителей в соответствии с пунктом 3 статьи 582 Гражданского кодекса РФ, следует вести обособленно.|<

Помните: не может быть представитель родительского комитета и подотчетным лицом образовательного учреждения, через которое деньги будут поступать в кассу.

Во-первых, подотчетными лицами являются только штатные работники.

Во-вторых, это просто не предусмотрено бюджетным законодательством.

Не предусмотрены бухгалтерские записи, которые позволили бы отразить рассматриваемую ситуацию в учете с участием родительского комитета как «посредника» и в Инструкции по применению Единого плана счетов.

Таким образом, какое бы ни было участие родительского комитета в сборе средств с родителей, в бюджетном учете оно никак своего отражения не находит.

Следовательно, денежные средства образовательным учреждением наиболее целесообразно принять от каждого из родителей и только на основании заключенного договора пожертвования.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации ( приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 190н), рассматриваемые доходы относятся на статью 180 КОСГУ «Прочие доходы».

Средства могут поступить через кассу учреждения или его банковский (лицевой) счет.

В первом случае кассиром оформляются бланки строгой отчетности – Квитанции (ф. 0504510), Приходные кассовые ордера (ф. 0310001). Датой указанных документов формируются бухгалтерские записи по поступлению денег.

Во втором случае даритель должен представить учреждению банковскую квитанцию (или иной документ). На ее основании, а также на основании выписки из лицевого счета бухгалтер сделает соответствующие записи в учете по поступлению денежных средств.

В соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов  (утверждена приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н) бухгалтерские записи по учету поступивших средств выглядят следующим образом:
 

Содержание операции Дебет Кредит
Признан (начислен) доход в виде пожертвованных средств 2 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
2 401 10 180
«Прочие доходы»
Поступили денежные средства в кассу учреждения 2 201 34 510
«Поступления средств в кассу учреждения»
2 205 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Поступили денежные средства на лицевой счет учреждения
2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
2 205 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Порядок налогообложения внесенных сумм
Пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ, относятся к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Такие поступления не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

А как быть, если пожертвования выражены в проведении ремонтных работ в учебных помещениях образовательного учреждения? Вопрос не праздный.

Сложность заключается в том, что конкретно ремонтные работы в качестве пожертвований в пункте 1 статьи 582 Гражданского кодекса РФ не поименованы.

Согласно статье 5 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», благотворительные пожертвования могут быть выражены в форме бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

На основании вышесказанного можно сделать такой вывод. Безвозмездное проведение ремонтных работ также допустимо рассматривать в качестве пожертвования образовательному учреждению.

Однако учреждение в обязательном порядке должно вести обособленный учет такого имущества.

В противном случае, а также при нецелевом использовании средств они признаются внереализационными доходами и облагаются налогом на прибыль на основании пункта 14 статьи 250 Налогового кодекса РФ.

Аналогичные выводы сделаны в письме Минфина России от 2 августа 2010 г. № 03-03-06/4/72.

Социальный вычет родителю
Внося средства в рамках договора пожертвования, нередко родители приходят в бухгалтерию школы с таким вопросом: вправе ли в этом случае они получить социальный налоговый вычет по НДФЛ?

Ответ на данный вопрос есть в письме Минфина России от 11 февраля 2011 г. № 03-04-05/7-78.

В частности, там чиновники пояснили: налогоплательщики, оказывающие благотворительную помощь образовательным учреждениям в виде добровольных пожертвований денежных средств на ведение ими уставной деятельности, имеют право на получение социального налогового вычета, если образовательное учреждение частично или полностью финансируется из средств соответствующих бюджетов.

Обратите внимание: в составе социального налогового вычета на благотворительные цели учитываются лишь денежные взносы. А вот помощь в виде передачи имущества при оформлении вычета во внимание не принимается (письмо от 2 марта 2010 г. № 03-04-05/8-78).

Данный вычет оформляется в заявительном порядке, для чего по окончании календарного года человек должен представить в налоговую инспекцию декларацию по налогу на доходы физических лиц. Непосредственно образовательное учреждение предоставить такой вычет родителям не может. >|К декларации следует приложить копии документов, подтверждающих внесение средств. Поэтому важно оформить эти документы верно.|<

Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №8, август 2011 г.

Начать дискуссию