Оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц, предоставляемых одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом, облагается НДФЛ. К такому неутешительному выводу пришел Минфин России. Однако данная позиция идет вразрез с мнением Президиума ВАС РФ. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 01.07.11 № 03-04-08/8-101)
Скачать ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 01.07.11 № 03-04-08/8-101
НДФЛ И ТРУДОВОЙ КОДЕКС
Как известно, в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за ребенком-инвалидом по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка в порядке, который устанавливается федеральными законами.
В частности, согласно пункту 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.09 № 213-ФЗ, финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования РФ.
Государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, не облагаются НДФЛ на основании пункта 1 статьи 217 НК РФ. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, по беременности и родам.
По мнению Минфина России, освобождение от налогообложения не распространяется на оплату дополнительных дней отпуска для ухода за детьми-инвалидами, поскольку среди государственных пособий (в частности, пособий гражданам, имеющим детей, которые выплачиваются на основании статьи 3 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей») она не поименована.
Подобные разъяснения специалисты главного финансового ведомства давали и раньше (например, в письмах от 12.12.07 № 03-04-05-01/407, от 13.06.07 № 03-04-06-01/184). Их поддерживали и налоговики (письмо УФНС РФ по г. Москве от 04.06.09 № 20-15/3/057048).
Безусловно, определенная логика в таком подходе есть. Ведь пособия по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) прямо названы в пункте 1 статьи 217 НК РФ как выплаты, облагаемые НДФЛ. А оплата дополнительных выходных дней имеет схожую экономическую и правовую природу: это оплачиваемое время, которое предоставляется работнику для ухода за ребенком, имеющим проблемы со здоровьем (в данном случае – инвалидом).
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
В то же время оплату четырех дополнительных дней отпуска можно отнести и к «иным выплатам и компенсациям, выплачиваемым в соответствии с действующим законодательством», о которых говорится в пункте 1 статьи 217 НК РФ. Ведь она осуществляется на основании статьи 262 ТК РФ.
Тем более что в перечне исключений из правила, приведенном в этой норме, об оплате четырех дополнительных выходных дней в месяц ничего не сказано.
Именно такой точки зрения придерживаются арбитражные суды. Более того, в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.10 № 1798/10, вынесенном по аналогичному делу, прямо указано, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Эта оговорка означает, что в дальнейшем при рассмотрении аналогичного спора арбитражный суд наверняка вынесет решение именно в пользу налогового агента (налогоплательщика). Например, позиция ВАС РФ учтена в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 06.09.10 № А45-15160/2009.
В связи с этим мнение Минфина России можно назвать по меньшей мере странным. Ведь налоговые органы станут руководствоваться указаниями финансового ведомства в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ, а выносимые налоговиками решения будут просто отменяться арбитражными судами как не соответствующие налоговому законодательству.
Кроме того, данная рекомендация противоречит письмам ФНС России от 14.09.07 № ШС-6-18/716, от 30.05.06 № ШС-6-14/550. В них налоговым инспекциям рекомендуется исходить из сложившейся судебной практики и вступивших в законную силу судебных решений в целях сокращения количества судебных споров, проигранных налогоплательщикам, и исключения принятия судебных решений не в пользу налоговых органов.
Стоит отметить, что и Минфин России систематически выпускает разъяснения, которые основаны насложившейся арбитражной практике, и доводит их до ФНС России и нижестоящих налоговых органов*.
* Например, письма Минфина России от 18.09.09 № 03-05-04-02/72, от 22.10.08 № 03-05-04-02/65, от 09.07.08 № 03-05-04-05/03.
Причина, по которой финансовое ведомство не стало руководствоваться судебной практикой на этот раз, – планируемые изменения в статью 217 НК РФ. Дело в том, что не так давно Госдума РФ приняла в пер-вом чтении законопроект**, который исключает неоднозначное толкование положений пункта 1 статьи 217 НК РФ, а именно убирает из данного пункта упоминание об «иных доходах», освобождаемых от налогооб-ложения.
** Проект Федерального закона № 514481-5 принят Госдумой РФ в первом чтении 17 мая 2011 года.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации позиция финансового ведомства будет оправданной только в том случае, если налоговый агент захочет избежать спора с налоговым органом и не будет обжаловать его решение в суде. Иначе решение суда почти наверняка окажется в пользу работодателя, не удержавшего НДФЛ из сумм оплаты дополнительных выходных дней.
Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №16, август 2011 г.
Комментарии
1Цитата:
Это в каком смысле? Минфин вообще-то начальство ФНС."Рекомендация Минфина не может противоречить Письмам ФНС "