Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.11 № 15932/10
Скачать Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.11 № 15932/10Суть спора. Организация владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 55:36:13 01 01:266 с видом разрешенного использования «для производственных целей под строения», категория земель – «земли населенных пунктов».
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда были признаны незаконными действия Омского областного управления Роснедвижимости по внесению 27 декабря 2007 года в государственный земельный кадастр и государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости названного земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости. На управление возложена обязанность исключить из государственного кадастра недвижимости по Омской области указанные экономические характеристики (в том числе кадастровую стоимость) принадлежащего обществу земельного участка.
Организация представила в инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2008 год, согласно которой кадастровая стоимость этого земельного участка и сумма земельного налога по нему составили 0 руб., так как при наличии вступившего в законную силу судебного акта по упомянутому делу кадастровую стоимость указанного участка на 2008 год нельзя считать определенной.
По результатам камеральной налоговой проверки инспекция доначислила обществу и предложила уплатить 906 260 руб. земельного налога.
Поскольку решением суда действия управления Роснедвижимости по внесению в государственный кадастр недвижимости и государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка были признаны незаконными, инспекция пришла к выводу о том, что в настоящем случае для исчисления земельного налога за 2008 год применима кадастровая стоимость, которая ранее была внесена в государственный кадастр недвижимости и действовала до 27 декабря 2007 года.
При этом налоговый орган исходил из того, что установленный Земельным кодексом принцип платности землепользования не дает оснований для неуплаты земельного налога за исключением случаев, прямо предусмотренных Налоговым кодексом.
Организация обратилась в суд с заявлением о признании решения налоговой инспекции недействительным. Суд первой инстанции удовлетворил требование налогоплательщика. Однако суды кассационной и апелляционной инстанций отменили это решение.
Позиция суда. Президиум ВАС РФ оставил решение налоговой инспекции в силе по следующим основаниям.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка (ст. 390 НК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для расчета арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) для исчисления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок ее проведения устанавливает Правительство РФ.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В данном случае управление Роснедвижимости постановлением от 19.12.07 утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска. Оно было опубликовано в издании «Омский вестник» от 25 декабря 2007 года и с этой же даты доведено до неопределенного круга лиц.
Таким образом, несмотря на исключение в соответствии с решением арбитражного суда из государственного кадастра недвижимости незаконной записи о кадастровой стоимости земельного участка, и у общества, и у инспекции имелись правовые основания для определения налоговой базы по земельному налогу в 2008 году исходя непосредственно из указанного постановления.
Стоимость квадратного метра для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, была установлена в зависимости от вида разрешенного пользования, что отвечает требованиям пункта 2 статьи 66 ЗК РФ.
С учетом изложенного выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о неисполнении обществом обязанности по исчислению и уплате земельного налога за 2008 год и, следовательно, о правомерности доводов инспекции о платности землепользования являются правильными.
Содержащееся в настоящем постановлении Президиума ВАС РФ толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Примечание «ДК». В соответствии со статьей 390 НК РФ кадастровая стоимость определяет налоговую базу по земельному налогу. При этом, согласно статье 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены все элементы налогообложения, в том числе налоговая база.
По мнению Александры Ильиной, юриста компании «Арбитражные споры», позиция Президиума ВАС РФ, изложенная в комментируемом постановлении, по-видимому, объясняется тем, что нормативный акт, неверно определивший кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего обществу, был отменен лишь в 2009 году. В связи с этим, по логике судей, в 2008 году обществу следовало руководствоваться существующим постановлением при исчислении и уплате земельного налога, поскольку на тот момент оно еще не было признано незаконным.
Тем не менее комментируемое постановление не опровергает того обстоятельства, что, если на момент исчисления земельного налога кадастровая стоимость земельного участка не установлена, у налогоплательщика не возникает обязанности по его уплате. Это подтверждается, например, постановлением ФАС Северо-Западного округа от 28.12.10 № А56-16902/2010.
Начать дискуссию