Напомним, что, согласно статье 209 Трудового кодекса РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. То есть аттестация рабочих мест является одним из законодательно установленных требований об охране труда.
Новый Порядок проведения аттестации … утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н (далее – Порядок). Он будет применяться вместо документа, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569. При этом установлено, что результаты прежней аттестации, проведенной до вступления в силу нового Порядка, действительны до проведения очередной аттестации (п. 3 приказа № 342н).
Отметим: основные положения порядка проведения аттестации сохранены, но документ систематизирован, процедура изложена более четко. Главное изменение – в определении требований к аттестующей организации. Кроме того, всеобщий переход на электронный документооборот не обошел стороной и рассматриваемое мероприятие.
Итак, аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных или опасных производственных факторов. Ее результаты нужны организации, в частности:
– для разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
– для установления гражданам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
– для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и средствами коллективной защиты;
– для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– для санитарно-бытового и медицинского обеспечения персонала в соответствии с требованиями охраны труда;
– для обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.
Заметим: пункты об использовании результатов аттестации в целях наказания из списка исключены, в их числе:
– обоснование решений о применении административного наказания в виде приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков;
– рассмотрение вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;
– решение вопроса о применении мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.
Аттестации подлежат все рабочие места организации. Сроки аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка). Указанный срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации.
Аттестация может быть и внеплановой. Согласно пунктам 47, 48 Порядка, она проводится:
– в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (их аттестация должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода в эксплуатацию; в прежнем документе срок не был установлен);
– при замене производственного оборудования;
– при изменении технологического процесса;
– при изменении средств коллективной защиты;
– по результатам государственной экспертизы условий труда, осуществленной в целях оценки качества проведения аттестации (раньше была несколько иная формулировка – «при выявлении нарушений…»);
– при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда (такого требования прежде не предъявлялось).
Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя (ст. 212 Трудового кодекса РФ). Но проводит он ее совместно с аттестующей организацией, привлекаемой на основании договора гражданско-правового характера. Работодатель должен оказывать ей содействие, предоставлять необходимую информацию и документацию. Компании дано право привлечь несколько аттестующих организаций.
Установлены требования к аттестующей организации. приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569 >|В прежнем документе, утвержденном, требования к аттестующей организации установлены не были. Информация об этой организации и ее кадровом составе приводилась лишь справочно в приложении № 10.|<
Это должно быть юридическое лицо, аккредитованное в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации. Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, у которого проводится аттестация.
Перед заключением договора строительной компании следует убедиться в правомочности организации проводить аттестацию. Для этого нужно потребовать документальное подтверждение аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест, то есть представления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Механизм аттестации в целом остался прежним. Поправки можно назвать уточняющими и корректирующими (заменены некоторые формулировки, в другом порядке изложены отдельные положения, переутверждены формы составляемых документов). Поэтому процедуру мы излагать не будем, напомним лишь ее основные этапы, отметив изменения, если они есть.
Для проведения аттестации работодатель создает аттестационную комиссию и определяет график проведения работ. В состав комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации. Возглавляет ее представитель работодателя.
Состав комиссии и график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя.
В ходе аттестации осуществляется оценка:
– соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
– травмоопасности рабочих мест;
– обеспеченности работников СИЗ;
– условий труда на рабочих местах (в комплексе).
В перечне рабочих мест, подлежащих аттестации, теперь также должны быть указаны факторы производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ, которые необходимо измерять и оценивать.
Введено понятие комплексной оценки состояния условий труда на рабочем месте. Так, при соответствии условий труда гигиеническим нормативам, требованиям обеспеченности работников СИЗ и при невыявлении травмоопасности рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» (п. 37 Порядка).
Закреплено, что особенности аттестации могут устанавливаться локальным нормативным актом работодателя, согласованным с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников.
Также отмечено, что аттестационная комиссия вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок, если это угрожает безопасности работников или специалистов аттестующей организации. В случае принятия такого решения условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным.
По результатам аттестации комиссия составляет отчет с приложением оформленных ею документов (карт аттестации, сводной ведомости результатов аттестации, сводной таблицы классов условий труда, плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда и т. д.). >|Полный перечень оформляемых при проведении аттестации документов и их образцы содержатся в приложениях № 1–10 к Порядку.|<
Затем отчет вместе с итоговым протоколом передается работодателю. Руководитель компании издает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета, а также знакомит каждого работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.
В течение 10 календарных дней после подписания приказа работодателю необходимо проинформировать о проведенном мероприятии государственную инспекцию труда в своем регионе (субъекте Российской Федерации), направив ей сводную ведомость результатов аттестации и сведения об аттестующей организации.
Обращаем внимание на следующие новшества. Строительная компания должна составить отчет не только на бумаге, но и в электронном виде. А аттестующая организация обязана передать в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных документы по результатам аттестации на электронном носителе.
Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставленной в государственную трудовую инспекцию информации возлагается на работодателя. А за достоверность выполненных измерений и оценок – как на работодателя, так и на аттестующую организацию (п. 52 Порядка).
Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем Порядка проведения аттестации (в том числе госэкспертизу условий труда в целях оценки качества проведенной аттестации) осуществляет Роструд.
Кроме того, в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса РФ право контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений имеют профсоюзы.
Штрафы за непроведение аттестации составляют:
– для организаций – от 30 000 до 50 000 руб. (или административное приостановление деятельности нарушителя на срок до 90 суток);
– для должностных лиц – от 1000 до 5000 руб.
Такие меры ответственности установлены в статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако отметим, что размер штрафных санкций, налагаемых на юридических и должностных лиц за нарушения в области охраны труда, планируется существенно повысить.
Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №9, сентябрь 2011 г.
Начать дискуссию