Нередко товар упаковывается в процессе производства - без такой упаковки товар невозможно хранить, транспортировать и продавать (пакет для молока, банка для консервов, тюбик для крема и т.д.).
Иногда товар упаковывают дополнительно - например, чтобы товар выглядел более презентабельно или чтобы сохранить качество и внешний вид основной упаковки товара. Упаковка используется не только в торговле, но и при оказании различного рода услуг (к примеру, если организация оказывает складские услуги или услуги хранения, занимается фасовкой товара). Такая упаковка, как правило, - тара однократного использования, которая передается покупателю вместе с товаром и отдельно им не оплачивается. Ее учет мы и рассмотрим.
Бухгалтерский учет тары однократного использования
Бухгалтерский учет такой тары зависит от вида деятельности вашей организации.
Производственные организации относят упаковочные материалы к материально-производственным запасам <1> и учитывают на счете 10 "Материалы", субсчет 4 "Тара и тарные материалы" <2>.
Далее учет стоимости тары зависит от того, на какой стадии производства товар упаковывается <3>:
<если> товар упаковывается в процессе производства товара, то тара со счета учета МПЗ списывается в дебет счета 20 "Основное производство", после чего включается в себестоимость готовой продукции (дебет счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)", 43 "Готовая продукция" - кредит счета 20);
Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс транспортировки, хранения и реализации продукции <4>.
<если> продукция упаковывается уже после изготовления, то стоимость тары списывается в дебет счета 44 "Расходы на продажу".
Торговые организации учитывают тару на счете 41 "Товары", субсчет 3 "Тара под товаром и порожняя". Далее стоимость упаковки списывается в дебет счета 44 "Расходы на продажу" <5>.
Расходы на упаковку вы также можете сразу включить в себестоимость (списать в дебет счета 90, субсчет 90-2 "Себестоимость продаж") <6>.
Учет одноразовой упаковки в целях налогообложения
Налог на прибыль
В целях исчисления налога на прибыль затраты на упаковку однократного использования можно учитывать так же, как и в бухгалтерском учете. Производственные организации учитывают их как материальные расходы <7> в себестоимости продукции или в расходах на продажу. Торговые организации, как правило, учитывают их в расходах на продажу, но могут также включить их в стоимость товаров <8>.
Если упаковка является неотъемлемой частью производимой продукции, то расходы на приобретение (изготовление) упаковки признаются прямыми <9>. Во всех остальных случаях такие расходы, как правило, косвенные, и их полностью относят на уменьшение базы по налогу на прибыль отчетного периода.
Если товар упаковывается на стадии производства, то к таким расходам у налоговиков претензий не возникает. Ведь без такой упаковки товар вообще не может существовать в том виде, в котором он пригоден для продажи. А вот если без упаковки в принципе можно обойтись или можно использовать более дешевую упаковку, то претензии вполне вероятны.
При проверке налога на прибыль у контролирующих органов, которые всегда тщательно следят за обоснованностью и целесообразностью различного рода затрат, могут возникнуть вопросы о том, например, насколько упаковка необходима или нужна ли вам именно эта упаковка, если она дорогостоящая. Так, они неоднократно пытались "убрать" как необоснованные расходы на пакеты, которые бесплатно выдавались покупателям для приобретенных в магазине товаров <10>.
Конечно, налоговики не могут оценивать затраты с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата <11>, но лишний раз спорить не хочется никому, поэтому мы решили уточнить, как относятся к таким затратам в Минфине.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
БУЛАНЦЕВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА - Начальник отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, заслуженный экономист Российской Федерации
"Для целей налогообложения прибыли признаются все расходы, документально подтвержденные, экономически оправданные и связанные с деятельностью организации. Если организация может обосновать необходимость дополнительной упаковки, например, для повышения сохранности товара во время его транспортировки, то такие расходы считаются обоснованными и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. При этом документальным подтверждением таких затрат будут являться: приказ руководителя о необходимости дополнительной упаковки товаров, счет-фактура и накладная, выставленные продавцом упаковки, документы, подтверждающие принятие и отпуск упаковки со склада (унифицированные формы первичной документации N М-4 и М-11) <12>".
НДС
С вычетом НДС, предъявленного при приобретении упаковки, проблем не будет - если вы плательщик налога, вы принимаете его к вычету в обычном порядке <13>.
Но тут есть один нюанс. Если стоимость упаковки товара отдельно в документах не выделена, а покупатель получает два вида продукции - товар и упаковку, но оплачивает только товар, то получается, что упаковка передается покупателю безвозмездно. А безвозмездная передача товара признается его реализацией <14>. Тогда на стоимость упаковки, в которой вы реализовали товары, вроде бы как надо начислить НДС. Кроме того, если считать передачу упаковки покупателю безвозмездной реализацией, вы не можете учесть эти расходы при расчете налога на прибыль <15>.
Такой подход - неверный. То, что покупатель, оплачивая товар, получал не только товар, но и упаковку, не означает, что он упаковку получал бесплатно. Расходы на приобретение упаковочных материалов включены в себестоимость реализуемого товара, то есть получается, что НДС на стоимость этой упаковки уплачен покупателем в цене приобретаемых товаров <16>. Поэтому ни о какой безвозмездной передаче речи не идет и начислять НДС не надо.
Мы решили уточнить позицию Минфина по данному вопросу.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВИХЛЯЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА - Советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
"Налоговая база по НДС определяется как стоимость товаров, исчисленная по ценам, указанным сторонами сделки, без включения в них налога, и считается соответствующей уровню рыночных цен, пока не доказано обратное <17>.
Поскольку исчисление налога по отдельным составляющим договорной цены реализуемых товаров не предусмотрено, то налоговая база по НДС в отношении товаров, цена которых формируется с учетом затрат на их упаковку, определяется как договорная цена этих товаров. То есть на стоимость упаковки, в которой товары реализованы, начислять НДС отдельно не нужно".
* * *
Если упаковка - это часть товара, без которой его нельзя хранить и транспортировать, то учесть затраты на приобретение такой тары как в налоговом, так и в бухгалтерском учете не составит труда. А вот если без упаковки в общем-то можно обойтись, у налоговиков могут возникнуть претензии.
При этом учтите, что если вы нанесете на упаковку логотип фирмы или информацию о товарах и услугах, предстоящих акциях и скидках, то расходы на упаковку должны будут учитываться как рекламные <18>. И если упаковка будет стоить более 100 руб. за единицу, вам придется начислить на ее стоимость НДС <19>.
-------------------------------
<1> п. 160 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания)
<2> п. 166 Методических указаний; Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н
<3> п. 172 Методических указаний
<4> Межгосударственный стандарт "Упаковка. Термины и определения. ГОСТ 17527-2003", введ. Постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 N 85-ст
<5> Инструкция по применению Плана счетов
<6> ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н
<7> подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ; Письмо Минфина России от 05.10.2010 N 03-03-06/4/95
<8> ст. 320 НК РФ
<9> Постановление Президиума ВАС РФ от 02.11.2010 N 8617/10
<10> Постановления ФАС МО от 26.02.2010 N КА-А40/951-10, от 21.01.2008 N КА-А40/13938-07-2
<11> п. 3 Определения КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П; Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2009 N 15585/08
<12> пп. 49, 100, 160 Методических указаний
<13> п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ
<14> подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ
<15> п. 16 ст. 270 НК РФ
<16> Постановления ФАС ВВО от 10.06.2008 N А82-4718/2007-27; ФАС МО от 14.05.2010 N КА-А40/3565-10, от 26.02.2010 N КА-А40/951-10
<17> п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 154 НК РФ
<18> подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ; ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"; Постановление ФАС СЗО от 04.05.2008 N А05-7970/2007
<19> подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ; Письмо Минфина России от 27.04.2010 N 03-07-07/17
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N14, 2011
Начать дискуссию