Взносы в ПФР

Штрафы от ПФР - вне закона

Наверняка многим юридическим лицам и предпринимателям приходилось сталкиваться с ситуацией, когда органы Пенсионного фонда за то или иное нарушение требовали уплатить штраф. НЕ ИЗБЕЖАЛА ПЕЧАЛЬНОЙ УЧАСТИ и наша организация. В прошлом году мы на несколько дней нарушили срок постановки на учет в территориальном органе Пенсионного фонда, установленный в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее - закон о взносах) и равный 30 дням с даты государственной регистрации организации.

Опубликовано:Газета "Учет, налоги, право"

С.А. Викторов, юрисконсульт ООО "Золотой Дворец", г. Москва

Наверняка многим юридическим лицам и предпринимателям приходилось сталкиваться с ситуацией, когда органы Пенсионного фонда за то или иное нарушение требовали уплатить штраф. НЕ ИЗБЕЖАЛА ПЕЧАЛЬНОЙ УЧАСТИ и наша организация. В прошлом году мы на несколько дней нарушили срок постановки на учет в территориальном органе Пенсионного фонда, установленный в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее - закон о взносах) и равный 30 дням с даты государственной регистрации организации.

В результате работники фонда составили акт о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании. На основании этого акта руководитель фонда вынес решение о наложении штрафа в размере 5 тысяч рублей по статье 27 закона о взносах. Вскоре мы получили из Пенсионного фонда требование о добровольной уплате штрафа. Но, проанализировав законодательство, приняли решение этот штраф не платить. И ПФР был вынужден обратиться за взысканием штрафа в суд.

В суде мы привели следующие аргументы.

Первым делом мы обратили внимание суда на то, что срок, в течение которого работодатель обязан встать на учет в ПФР, установлен одновременно в двух законах. Причем по-разному! Так, пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (в ред. до 31.12.02: далее - закон № 27-ФЗ) обязывает работодателя (страхователя) зарегистрироваться в ПФР в течение месяца со дня постановки на учет в налоговом органе. А пункт 1 статьи 11 закона о взносах предусматривает уже другой срок - один месяц с момента государственной регистрации организации-работодателя по месту ее нахождения.

Получается, что срок по закону № 27-ФЗ на 15 дней больше, чем срок по закону о взносах. Почему? Да потому, что постановка на налоговый учет следует сразу за регистрацией. Организация обязана подать документы для постановки на налоговый учет в течение 10 дней со дня государственной регистрации (ст. 83 НК РФ). А налоговики должны "учесть" ее в течение 5 дней после подачи документов (ст. 84 НК РФ).

Поэтому, объяснили мы суду, мы ничего не нарушили, мы просто соблюдали срок, установленный в законе № 27-ФЗ. И в этот "удлиненный" срок мы как раз и уложились.

Кроме вышеизложенных рассуждений мы привели и дополнительные доводы.

Согласно статье 2 закона о взносах, отношения, связанные с уплатой взносов на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством о налогах и сборах. Если, конечно, иное не предусмотрено этим законом.

"Иное" установлено только в отношении недоимки по страховым взносам и пеней, право взыскания которых передано органам ПФР (ч. 2 ст. 25 закона о взносах). Таким образом, доказывали мы суду, законодатель четко ограничил права Пенсионного фонда только взысканием недоимки и пеней и не предоставлял ему права взыскивать штрафы.

А к взысканию штрафов применяются нормы законодательства о налогах и сборах. Поэтому надо обратиться к Налоговому кодексу, который устанавливает, что привлекать налогоплательщиков к ответственности могут только налоговые органы (ст. 101 НК РФ). Органы же государственных внебюджетных фондов могут осуществлять налоговый контроль и пользоваться соответствующими правами налоговых органов (включая право составлять акт о нарушении, выносить решение о привлечении к ответственности и пр.) только когда такое право им прямо предоставлено законом. Между тем ни НК РФ, ни закон о взносах не предоставляет Пенсионному фонду права налагать штрафные санкции. Следовательно, Пенсионный фонд не имеет права взыскивать штрафы с организаций и предпринимателей.

Суд принял решение в нашу пользу (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.01.03 по делу № КА-А40/8774-02). И указал, что в силу закона о взносах у Пенсионного фонда нет права на взыскание штрафных санкций. Поэтому при выявлении нарушений закона о взносах сотрудники фонда могут лишь сообщить об этом в налоговый орган, который и займется взысканием штрафа. Сам же ПФР может взыскивать лишь недоимки и пени.

В заключение замечу, что выводы суда актуальны не только для штрафов за несвоевременную регистрацию, но и для других штрафов, установленных в законе о взносах. Ведь на основании выигранного нами дела получается, что ни за одно из этих нарушений ПФР ШТРАФОВАТЬ НЕ ВПРАВЕ!

А в статье 27 закона о взносах еще много санкций - за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий, а также за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, предусмотренных законом о взносах.

Начать дискуссию