Налоги, взносы, пошлины

Налоги и не-налоги: велика ли разница?

Структура налога описана в п. 1 ст. 8 Налогового Кодекса РФ, согласно которому налогом признается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.
Налоги и не-налоги: велика ли разница?
Дмитрий Липатов, партнер юридической компании «Налоговик»

Структура налога описана в п. 1 ст. 8 Налогового Кодекса РФ, согласно которому налогом признается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

По действующей редакции НК РФ в России взимается 14 налогов, кроме того, установлены госпошлины за более чем сотню видов разных государственных действий и услуг. Таможенные пошлины взимаются при ввозе и вывозе товаров с территории России, а кроме того, согласно ст. 123 Федерального закона № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», взимаются таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением и хранением товаров. Причем правила уплаты этих сборов те же, что и для уплаты таможенных пошлин.

Но и этими платежами обязательные взносы в казну не исчерпываются, поскольку существуют еще и неналоговые платежи. Это взносы на обязательное социальное страхование, плата за загрязнение окружающей природной среды, за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам, сборы за выдачу лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ установлено, что сбор – это обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, (предоставление определенных прав, выдачу разрешений или лицензий). Согласно п. 3 ст. 1 Налогового кодекса РФ его действие распространяется на отношения по установлению и взиманию сборов лишь в тех случаях, которые прямо в Налоговом кодексе предусмотрены. От налогов их отличает, главным образом, целевой характер платежа. К тому же сборы могут устанавливаться не только Налоговым кодексом. Получается, что сборы только похожи на налоги, но по ряду формальных признаков ими не являются. В Постановлении Конституционного Суда РФ № 2-П от 28.02.2006 были описаны признаки неналоговых платежей, по которым видно принципиальное сходство сущности налогов и неналоговых сборов, а их разделение сводится к тому, установлены ли они Налоговым кодексом РФ или Бюджетным.

Получается, что разница между налогами и «не-налогами» не так уж и велика. Тогда зачем же плодить множество законов разного уровня о всяких-разных сборах?! Эффект сказался на статистических показателях – как только отделили страховые взносы в социальные внебюджетные фонды от налоговых платежей, так сразу же налоговое бремя в России стало чуть ли не самым низким на всей планете. Хотя на практике бизнес как и прежде отдает не менее 40% в виде обязательных платежей.

На этом фоне мелкими и незначительными выглядят платежи физических лиц за некоторые государственные услуги. Может быть, стоило бы хоть небольшие сборы за некоторые виды госуслуг физическим лицам вообще отменить? Именно этот вопрос стал предметом рассмотрения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в Письме № 03-05-05-03/11 от 21.04.2011, в котором финансисты, исходя из норм действующего законодательства, ссылаются на  ст. 8 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». По этой норме закона государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, кроме отдельных случаев. А поскольку по ряду государственных и муниципальных услуг государственная пошлина установлена Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и её субъектов, муниципальными правовыми актами – эти услуги предоставляются за счет средств заявителя.

О целесообразности взимания небольших по суммам сборов и пошлин (в 100 – 200 руб.) финансисты, конечно же, ничего не сказали, но повод задуматься о таком решительном действии есть. Отсутствие платы было бы особенно удобным при оказании значительного числа госуслуг через интернет-портал. И тогда не надо будет выяснять, почему же один платеж назван налогом, а другой – нет. Разница-то у них лишь формальная.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

3
  • W0lt

    А насколько налоги вообще законны в рамках той же конституции?

    На каком основании налогоплательщика принуждают осуществлять БЕЗВОЗДМЕНЫЙ ПЛАТЁЖ????

    Типа ты плати, а куда и на что потратятся бабло - не твоего ума дело.

  • Волков Андрей

    Честно говоря, е понял: какую цель преследовала данная статья?

  • Питерская

    А что непонятного-то?! В п.1 ст. 17 НК РФ перечислены обязательные элементы для установления налога, если рассматривать их (элементы) в целом и во взаимосвязи друг с другом - это и будет структура налога.
    И знаете, Налоговый кодекс - это обычный федеральный закон, чтобы его читать специальных знаний вообще-то не требуется.