Первичные документы

Если утеряна первичка – идите в суд

Общеизвестно, что в соответствии с действующим законодательством плательщики налога на прибыль, понесшие убыток в предыдущих налоговых периодах, вправе перенести этот убыток на будущее. Однако законодателем предусмотрено одно обязательное условие для осуществления подобного переноса.

Общеизвестно, что в соответствии с действующим законодательством плательщики налога на прибыль, понесшие убыток в предыдущих налоговых периодах, вправе перенести этот  убыток на будущее, то есть  уменьшить налоговую базу последующих периодов на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (п. 1 ст. 283 НК РФ).

Однако законодателем предусмотрено одно обязательное условие для осуществления подобного переноса: наличие подтверждающих документов (п. 4 ст. 283 НК РФ).

По мнению Минфина, такими документами может быть только первичка. В своем письме № 03-03-06/1/276 от 23.04.2009 он пояснил, что даже если у вашей организации проведена выездная налоговая проверка, и по ее результатам замечаний по поводу обоснованности переноса убытков на будущее нет, вы все равно обязаны хранить первичные документы в течение всего срока, пока уменьшаете на этот убыток базу текущего периода.

Однако судебная практика по данному вопросу складывается, мягко говоря, не столь однозначно.

Последнее постановление ФАС Уральского округа от 01.06.2011 №Ф09-2789/11-С3 – яркое тому подтверждение. Суд исходит из того, что размер понесенного налогоплательщиком убытка может быть  надлежащим образом подтвержден итоговыми документами выездной налоговой проверки. И если по ее результатам отражен данный убыток и подтверждено отсутствие нарушений при исчислении налога на прибыль, то иных документов уже не требуется.

К подобному выводу пришел и ФАС Волго-Вятского округа в своем Постановлении №А11-2175/2007-К2-20/131 от 11.02.2008 г. А вот ФАС Северо-Западного округа поддержал позицию Минфина в своем Постановлении №А44-5770/2009 от 16.08.2010.

Каждому понятно, что вопрос о намеренном уничтожении первичной документации сразу после проведения налоговой проверки лучше не ставить. Особенно если еще предстоит осуществлять перенос убытков на будущее. Однако в практике возможны ситуации, когда происходит ненамеренная порча или утеря первички. И в этом случае итоги проведенной когда-то выездной налоговой проверки могут стать решающими.

Особенно если бухгалтер знаком с судебной практикой, сложившейся в его территориальном округе

Начать дискуссию