Итак, 25 июля 2011 года был подписан Федеральный закон № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования…», который давно ждали представители страхового бизнеса и аграрии. За исключением отдельных норм, он вступит в силу с 1 января 2012 года. Рассмотрим его основные положения.
Закон, по сути, устанавливает правовые основы оказания государственной поддержки в сфере сельхозстрахования и защищает связанные с производством продукции имущественные интересы сельхозпроизводителей (ст. 1 Закона).
Страховщиком признается страховая организация, оказывающая услуги по сельскохозяйственному страхованию страхователю в рамках соответствующего договора. Он должен быть членом объединения страховщиков, которое создано согласно новому и другим федеральным законам и осуществляет сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой. Также одним из ключевых понятий Закона является «сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой» (далее – сельскохозяйственное страхование). Это страхование имущественных интересов, связанных с риском утраты (гибели) урожая сельхозкультуры, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных в соответствии с новым и другими федеральными законами.
Порядок оказания государственной поддержки в сфере сельхозстрахования в общих чертах описан в статье 3 Закона.
Согласно части 1 данной нормы, он устанавливается нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с требованиями данного Закона и общими требованиями правительства.
Получается, что законодатель конкретизировал нормы нового Закона на уровне подзаконных актов органов исполнительной власти. Но при этом главную роль все-таки возложил на правительство. Поэтому успех данного документа будет зависеть от качества и адекватности принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов. Механизм господдержки аграриев заключается в частичном возмещении их затрат на уплату премий по заключенным договорам сельхозстрахования (далее – договоры).
>|Правительство устанавливает порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение и методику их расчета, а также утверждает правила определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельхозкультуры.|<
Субсидии предоставляются при наличии условия о перечислении уполномоченным органом субъекта РФ бюджетных средств на возмещение части затрат на расчетный счет страховщика – в размере 50 процентов начисленной страховой премии на основании заявления сельхозтоваропроизводителя.
Положения Закона, касающиеся государственной поддержки по договорам страхования в отношении сельхозживотных, будут применяться с 1 января 2013 года.
В него включают:
– перечень объектов сельскохозяйственного страхования, которые подлежат господдержке в плановом году;
– предельные размеры ставок для расчета размера субсидий, дифференцированные относительно субъектов РФ и объектов сельхозстрахования с учетом участия страхователя в риске (ст. 6 Закона).
Например, при страховании урожая сельхозкультуры или посадок многолетних насаждений объектами страхования являются имущественные интересы страхователя, выгодоприобретателя, связанные с риском утраты или гибели урожая сельскохозяйственной культуры или посадок многолетних насаждений (ч. 1 ст. 7 Закона).
Обратите внимание: не позднее 1 февраля 2012 года должен быть утвержден план сельскохозяйственного страхования на 2012 год (ч. 4 ст. 12 Закона).
Они должны отвечать требованиям, перечисленным в статье 4 Закона. Так, например, если речь идет о страховании сельхозживотных, нужно соблюсти следующее:
– заключить договор на все имеющееся у сельхозтоваропроизводителя поголовье животных определенных видов;
– срок договора должен быть не менее одного года.
Общими требованиями к договору являются вступление его в силу и уплата сельхозтоваропроизводителем 50 процентов начисленной по нему страховой премии. Напомним: страховая премия – это плата за страхование, которую сельхозпроизводитель обязан перечислить страховой компании. Порядок и сроки ее уплаты устанавливаются в договоре.
При этом страховая сумма должна быть установлена в размере не менее чем 80 процентов страховой стоимости урожая сельхозкультуры, посадок многолетних насаждений, животных.
Согласно статье 947 Гражданского кодекса РФ, страховая сумма – это сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить возмещение по договору имущественного страхования. Для имущества страховая сумма равна действительной стоимости в местонахождении в день заключения договора. Страхователь должен участвовать в страховании сельскохозяйственных рисков в пределах 40 процентов страховой суммы по договору. То есть покрывать часть убытка самостоятельно. Убыток в пределах доли участия в страховании указанных рисков страховщиком не возмещается. Доля же премии, которая применяется при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначена для страховых и компенсационных выплат страхователям и выгодоприобретателям, не может быть менее 80 процентов.
В новом Законе приведен перечень рисков в отношении сельхозкультур и многолетних насаждений, а также по сельскохозяйственным животным.
Так, например, господдержка оказывается при страховании рисков утраты или гибели сельхозживотных в результате воздействия следующих событий:
– массовых отравлений и заразных болезней, включенных в перечень, утвержденный уполномоченным органом;
– стихийных бедствий (удара молнии, землетрясения, пыльной бури, ураганного ветра, сильной метели, бурана, наводнения, обвала, лавины, сели, оползня);
– нарушения снабжения электрической, тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий, если условия содержания животных предусматривают обязательное их использование;
– пожара.
При наступлении таких событий и наличии разногласий сторон договора страховщик (страховая компания) проводит экспертизу по правилам, утвержденным Правительством РФ (ст. 5 Закона). >|Для подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба к экспертизе привлекают независимых экспертов.|<
Кроме вышеперечисленного они выполняют следующие функции:
– представляют и защищают интересы своих членов в органах власти и иных организациях;
– формируют компенсационный фонд и производят выплаты из него. Речь идет о ситуациях, когда страховщик, заключивший договор с сельхозпроизводителем, не может выплатить страховое возмещение в связи с банкротством или применением в отношении него мер, предупреждающих банкротство. Фонд формируется за счет отчислений страховщиками части полученных страховых премий по договорам. Размер отчислений объединение устанавливает на год. Но он не может быть менее 5 процентов полученных премий. Положения Закона о компенсационных выплатах объединением страховщиков будут применяться с 1 января 2014 года (ст. 10, 12).
Также объединения:
– готовят предложения для включения в проект плана сельхозстрахования и методики определения страховой стоимости, размера ущерба, а также ставок для расчета размера субсидий;
– копят и хранят необходимые для расчета страховых тарифов первичные статистические данные;
– ведут статистический учет;
– исполняют предусмотренные учредительными документами объединения функции (ст. 9 Закона).
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в сельском хозяйстве" №9, сентябрь 2011 г.
Начать дискуссию