На вопросы отвечает Г. Г. Лалаев, к. э. н., доцент Государственного университета Минфина России, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса
Вопрос: Согласно заключенному договору подряда подрядчик обязан компенсировать заказчику суммы, взысканные с последнего по решению суда о возмещении материального ущерба и морального вреда по причине невыполнения, некачественного или несвоевременного выполнения подрядчиком условий договора.
По этому договору подрядчик выполнил работы по ремонту системы отопления в офисном центре. Впоследствии произошел прорыв, и одно из помещений оказалось затоплено. Арендатор данного офиса взыскал по суду с собственника здания причиненный ущерб. Ссылаясь на приведенный выше пункт договора, заказчик (собственник офисного здания) обратился в арбитражный суд, который обязал подрядчика вы-платить компенсацию расходов заказчика по возмещению материального ущерба арендатору.
Вправе ли подрядчик на основании решения суда, вступившего в силу, учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль сумму, перечисленную заказчику в качестве возмещения?
Подпункт 13 п. 1 ст. 265 НК РФ позволяет налогоплательщику включить в состав внереализационных расходов суммы признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
В описанной в вопросе ситуации подрядчик вправе воспользоваться данной нормой и уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму, подлежащую уплате заказчику в качестве возмещения материального ущерба.
Следует учитывать, что момент признания расходов не зависит от даты погашения задолженности перед заказчиком. Указанную сумму подрядчик обязан признать в составе внереализационных расходов на дату вступления в законную силу решения суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Вопрос: Изменится ли Ваша позиция по данному вопросу, если предположить, что подрядчик согласился уплатить такую компенсацию на основании по-лученной от заказчика претензии (то есть не дожидаясь обращения заказчика в суд)?
Если вина подрядчика была доказана, то для целей признания расходов неважно, обращался заказчик в арбитражный суд с иском о возмещении ущерба или нет. Этот вывод прямо следует из формулировки пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, в котором сказано не только о суммах, подлежащих уплате на основании решения суда, но и о признанных должником во внесудебном порядке.
Вопрос: В какой момент необходимо признать расходы при таком варианте раз-вития событий:
– на дату получения претензии от заказчика;
– на дату направления заказчику ответа на претензию;
– на дату фактического перечисления денежных средств на расчетный счет заказчика?
В соответствии с пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ расходы в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) признаются на дату признания их должником. Следовательно, правильный ответ на поставленный вопрос – второй вариант: вне-реализационные расходы возникают на дату направления заказчику ответа на претензию, в котором подрядчик признает наличие задол-женности (обязанность выплаты возмещения) и ее конкретный размер.
Комментарии
1Да, уточнение о дате признания расхода для целей исчисления налога на прибыль, здесь весьма существенно, спасибо за акцентирование внимания!!!