Земельный налог

Особенности уплаты земельного налога зависят от местных законодателей

Рассматриваемый спор касается правомерности применения обществом пониженной ставки земельного налога в размере 1 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении земель, занятых градообразующими предприятиями, а также иными предприятиями, численность работников которых превышает 5 тыс. человек.

 

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.11 № 18222/10

Скачать Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.11 № 18222/10

Суть спора. Рассматриваемый спор касается правомерности применения обществом пониженной ставки земельного налога в размере 1 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении земель, занятых градообразующими предприятиями, а также иными предприятиями, численность работников которых превышает 5 тыс. человек.

Арбитражные суды трех инстанций отказали в удовлетворении требования организации об отмене решения налоговой инспекции о доначислении ей земельного налога. По их мнению, инспекция обоснованно признала неправомерным применение обществом при исчислении земельного налога за 2007 год пониженной налоговой ставки в размере 1 процента вместо надлежащей ставки – 1,5 процента.

Довод общества о праве на применение пониженной налоговой ставки на основании того, что общая численность его работников превышает 5 тыс. человек, судами был отклонен, поскольку общество зарегистрировано в городе Таштаголе Кемеровской области, а на территории муниципального образования «Город Новокузнецк», где действуют льготные ставки налога, находится лишь его филиал, численность работников которого составляет 2284 человека.

Позиция суда. Президиум ВАС РФ отменил решение судов и налоговой инспекции.

В постановлении отмечено, что Новокузнецкий городской совет народных депутатов постановлением от 29.11.06 № 3/5 «Об утверждении положения о земельном налоге на территории города Новокузнецка» утвердил дифференцированные налоговые ставки по налогу на земли, расположенные внутри границ муниципального образования «Город Новокузнецк». В пункте 8.1 приложения 1 установлена ставка земельного налога в размере 1 процента от кадастровой стоимости земельных участков, занятых объектами промышленности и принадлежащих градообразующим предприятиям, а также иным предприятиям, численность работников которых превышает 5 тыс. человек. Для предприятий, не отвечающих названным критериям, в отношении земельных участков, занятых объектами промышленности, установлена ставка земельного налога в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.

Толкуя указанную правовую норму, суды первой и кассационной инстанций отнесли к обязательным условиям применения предприятием пониженной ставки земельного налога наличие свыше 5 тыс. человек, работающих непосредственно в филиале на территории Новокузнецка.

Президиум ВАС РФ счел этот вывод судов ошибочным.

Из буквального содержания и смысла приложения 1 следует, что при определении налоговой ставки необходимо учитывать категорию земель, а также вид разрешенного использования.

Кроме того, согласно статье 19, пункту 1 статьи 388 НК РФ, плательщиками земельного налога являются организации, а не их обособленные подразделения. Следовательно, правовая норма, устанавливающая условия применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков, занятых объектами промышленности и принадлежащих предприятиям, численность работников которых превышает 5 тыс. человек, подлежала истолкованию как определяющая соответствующие критерии для юридических лиц, а не для их обособленных подразделений.

Этой нормой возможность применения пониженной ставки земельного налога для предприятий, имеющих численность персонала свыше 5 тыс., не ограничена необходимостью соблюдения дополнительного требования о том, что указанное количество работников должно быть задействовано в подразделениях юридического лица, находящихся на территории Новокузнецка.

С учетом названных обстоятельств использование обществом ставки земельного налога в размере 1 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении участка, расположенного на территории Новокузнецка и принадлежащего предприятию, численность работников которого превышает 5 тыс. человек, является правомерным.

Примечание «ДК». В комментируемом случае спор возник в связи с разными подходами к толкованию норм права, устанавливающих порядок исчисления земельного налога, уплачиваемого в местный бюджет.

Налоговый орган посчитал, что оснований для применения пониженной налоговой ставки нет, так как на территории муниципального образования «Город Новокузнецк» находится лишь филиал налогоплательщика, численность работников которого составляет 2284 человека, то есть менее 5 тыс. человек. Логику такого решения можно понять, возможно, она даже соответствовала воле местных законодателей, но на деле в нормах документа о применении пониженной ставки земельного налога таких ограничений не было.

Данное дело в очередной раз показывает, как важно законодателям всех уровней грамотно формулировать свою волю в тех или иных положениях закона. Налоговые органы, налогоплательщики, суды и все прочие должны руководствоваться положениями права в том виде, в котором они сформулированы законодателем. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
 

Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №18, сентябрь 2011 г.

Начать дискуссию