Для начала отметим, что согласно нормам Налогового кодекса РФ, которые действуют в настоящее время, налоговики вправе проверить правильность примененных цен на соответствие рыночным:
– по сделкам между взаимозависимыми лицами;
– по товарообменным операциям;
– в отношении внешнеторговых сделок;
– при отклонении цены сделки более чем на 20 процентов (как в сторону повышения, так и в сторону понижения) от уровня цен, примененных самой организацией в течение непродолжительного периода времени. Это следует из пункта 2 статьи 40 Налогового кодекса РФ.
Однако с 1 января вступают в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ: начнут действовать шесть новых глав Налогового кодекса РФ – главы 14.1–14.6. Нормы статьи 40 Налогового кодекса РФ будут применяться в отношении сделок, по которым расходы и доходы были признаны при расчете налога на прибыль до 2012 года.
Определено, что контролируемые сделки – это сделки, цены которых налоговики вправе проверить на их соответствие рыночным (ст. 105.14 Налогового кодекса РФ). По новому закону для признания сделок контролируемыми необходимо, чтобы они соответствовали одному условию: в результате их совершения хотя бы одна сторона должна учесть доходы, расходы или стоимость добытых полезных ископаемых, в результате чего должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на добычу полезных ископаемых или НДС (п. 13 ст. 105.3 Налогового кодекса РФ). К контролируемым сделкам в первую очередь относятся сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ).
К ним приравниваются:
– совокупность сделок по реализации товаров, работ, услуг, совершаемых с участием посредников, не признаваемых взаимозависимыми, и взаимозависимыми лицами. Значит, перепродажа товаров, работ, услуг взаимозависимому лицу подпадает под контроль, даже если напрямую никаких операций между взаимозависимыми лицами нет;
– сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефть, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгметаллы и драгоценные камни), если сумма доходов по ним, совершенным с одним лицом, за год превышает 60 млн руб.;
– сделки с лицами, зарегистрированными или проживающими в офшорных зонах, либо резидентами офшорных зон, если сумма доходов по ним, совершенным с одним лицом, за год превышает 60 млн руб.
По новому закону не все сделки между взаимозависимыми лицами подпадают под контроль. Налоговики будут проверять те сделки (за исключением особых случаев), сумма доходов по которым превышает 1 млрд руб. за календарный год (в 2012 году – 3 млрд руб., в 2013 году – 2 млрд руб.).
Есть и иные ограничения. Например, по сделкам, одна из сторон которых является плательщиком ЕСХН или ЕНВД, предельный размер доходов в календарном году должен превышать 100 млн руб., а по сделкам с компаниями, освобожденными от уплаты налога на прибыль или применяющими по нему нулевую ставку, – 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ).
Перечень взаимозависимых лиц и порядок определения доли участия одной организации в другой или физического лица в организации установлены в статьях 105.1 и 105.2 главы 14.1 Налогового кодекса РФ. Сейчас взаимозависимыми признаются компании, которые прямо или косвенно участвуют одна в другой (доля участия – свыше 20%), лица, подчиненные по должностному положению, и родственники. При этом суд вправе признать лиц взаимозависимыми, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок. Новые правила значительно расширяют перечень взаимозависимых лиц. Теперь он состоит из 11 пунктов. К примеру, компании считаются взаимозависимыми, если у них один учредитель, который владеет долей в обеих компаниях более 25 процентов, или организации с одним и тем же директором.
В целях признания лиц взаимозависимыми доля участия одной компании в другой увеличена с 20 до 25 процентов (п. 2 ст. 105.1 Налогового кодекса РФ). Положение о том, что суд может признать лиц взаимозависимыми, только если отношения между ними способны оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок и (или) экономические результаты их деятельности, сохранилось.
В настоящее время налоговики при проверке цен используют метод сопоставимых рыночных цен. И лишь если на рынке нет информации о сделках с идентичными товарами, то применяется метод цены последующей реализации или затратный метод (ст. 40 Налогового кодекса РФ).
В следующем году будет предусмотрено пять методов оценки сопоставимости цен при проведении налогового контроля. Помимо трех существующих, предусмотрено еще два: сопоставимой рентабельности и распределения прибыли.
Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным. И лишь когда его применение невозможно или не позволяет оценить соответствие цен, допустимы иные методы. Также разрешено использование комбинации двух и более методов.
>|Подробное описание методов приведено в статьях 105.9–105.13 Налогового кодекса РФ.|<
Новые правила контроля за ценообразованием в целях налогообложения привели к возникновению дополнительных обязанностей как у учреждения (налогоплательщиков), так и у чиновников (налоговых органов).
Так, определено, что о проведении контролируемых сделок учреждение должно сообщить в инспекцию (ст. 105.16 Налогового кодекса РФ). Форм уведомлений еще нет, но в скором времени их разработает ФНС России. За непредставление в срок уведомления компании грозит штраф в размере 5 тыс. руб. (ст. 129.4 Налогового кодекса РФ).
>|Впервые о сделках за 2012 год надо будет отчитаться в 2013 году (до 20 мая).|<
Кроме того, Закон № 227-ФЗ вводит новый вид налоговых проверок. Это проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Контролировать соответствие цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверок территориальные налоговые инспекции и управления больше не смогут, на это есть прямой запрет впункте 1 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ. В то же время проведение проверки правильности применения цен не препятствует проведению выездных и камеральных проверок за этот же период.
Основания для проверки соответствия цен следующие:
– уведомление о контролируемых сделках, которое подано самой компанией;
– извещение ИФНС, которая в ходе камеральной или выездной проверки выявила факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
– выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки.
Не позднее двух лет со дня получения этих данных может быть вынесено решение о проведении проверки правильности применения цен. Под контроль подпадают не более трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения. Общий срок проверки равен шести месяцам с возможностью продления на срок до 12 месяцев. Оформлять результаты проверок налоговики будут в обычном порядке – по правилам статей 100 и 101 Налогового кодекса РФ.
В том случае, если проверяющие выявят отклонение цены сделки от рыночных цен, учреждение могут привлечь к ответственности в соответствии с новой статьей 129.3 Налогового кодекса РФ.
Штраф за неуплату налога в результате применения нерыночных цен составит 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тыс. руб. В таком размере санкция будет применяться только при вынесении решений за налоговые периоды, которые начнутся в 2017 году. В 2012–2013 годах штраф назначаться не будет, а в 2014–2015 годах сумма штрафа составит 20 процентов от неуплаченной суммы налога (п. 9 ст. 4 Закона № 227-ФЗ).
Если по результатам проверки ФНС России доначислила одному из участников сделки налоги, то другой участник сделки вправе скорректировать свои налоговые обязательства. Причем симметричная корректировка допустима, лишь если контрагент, привлеченный к ответственности, исполнит решение ФНС России в части уплаты недоимки (п. 2 ст. 105.18 Налогового кодекса РФ). Но учреждение может быть и освобождено от ответственности. В частности, если оно представит в ФНС России документацию, обосновывающую рыночный уровень цен, либо заключит с ней соглашение о ценообразовании (гл. 14.6 «Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения» Налогового кодекса РФ).
>|Соглашение о ценообразовании с ФНС России смогут заключать только крупнейшие налогоплательщики. Ведь за рассмотрение ФНС России заявления о его заключении налогоплательщику придется уплатить госпошлину в размере 1,5 млн руб.|<
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №10, октябрь 2011 г.
Начать дискуссию