Транспортный налог

Машина не роскошь.Если оспорить ставки транспортного налога

Недавно налогоплательщик из Тверской области оспорил законность регионального закона, устанавливающего ставки транспортного налога. Значит ли это, что налог можно не платить?

Наталья Боброва, юрист

Недавно налогоплательщик из Тверской области оспорил законность регионального закона, устанавливающего ставки транспортного налога. Значит ли это, что налог можно не платить?

Дело о ставках

Сейчас на большей части территории России введен транспортный налог, базовые ставки которого установлены в пункте 1 статьи 361 НК РФ. А в пункте 2 этой же статьи сказано, что региональные власти могут увеличить (но не более чем в пять раз) ставки, предусмотренные в НК РФ, чем и не преминули воспользоваться местные чиновники. Однако некоторые налогоплательщики усомнились в законности таких действий.

Например, Владислав Кшинин потребовал признать незаконными действующие ставки транспортного налога для легковых автомобилей, применяемые в Тверской области. Гражданин посчитал, что для его машины эта ставка сильно завышена, поскольку она втрое превышает ту, которая установлена на федеральном уровне.

Владислав Кшинин:

– У меня легковой автомобиль «Опель-Омега», мощность двигателя которого – 210 л. с. В областном законе ставка налога для такой машины – 45 рублей за 1 л. с., значит, я обязан заплатить 9450 рублей (210 л. с. х 45 руб.). Тогда как по НК РФ ставка – 15 рублей за 1 л. с., следовательно, по кодексу я должен заплатить всего 3150 руб. (210 л. с. х 15 руб.). А до 2003 года с меня брали еще меньше, ведь раньше ставка налога с владельцев транспортных средств, используемая в Тверской области, для моей легковушки составляла 12 рублей, а сам налог – 2520 рублей (210 л. с. х 12 руб.). [Налог с владельцев транспортных средств существовал до конца 2002 года, а сейчас заменен транспортным налогом.]

Повышение налога ударило по моему карману, да и обидно стало. Все время шли разговоры о введении предельной ставки, но этого так и не произошло. А в определении Конституционного суда РФ от 10 апреля 2002 г. № 104-О написано, что максимальную ставку должен устанавливать федеральный законодатель. Правда, судьи имели в виду налог с владельцев транспортных средств, но мне кажется, что нормы этого документа можно применить и к транспортному налогу. Кроме того, возникает противоречие: первый пункт статьи 361 НК РФ содержит конкретные ставки, а второй – позволяет увеличивать их в пять раз. Наконец, я считаю, что региональные власти обязаны обосновать свои ставки, ведь по статье 3 НК РФ налоги «должны иметь экономическое основание». А так получается, что, если чиновники захотят, – увеличат налог в три раза, захотят – в пять.

Поэтому я подал жалобу в Тверской областной суд, в которой не только привел все эти аргументы, но и сослался на Конституцию. По пункту 3 статьи 75 Конституции общие правила начисления налога регулируются федеральным законодательством. Значит, если они введены на областном уровне, налог незаконен, а платить надо только законно установленные налоги (ст. 57 Конституции).

Представитель Законодательного собрания Тверской области Татьяна Ипатова с доводами налогоплательщика не согласилась. По мнению тверских властей, их закон не противоречит Налоговому кодексу, ведь регионам разрешено увеличивать ставку налога. Нельзя говорить и о том, что в областном законе не учтено мнение, высказанное КС РФ в определении № 104-О, поскольку по транспортному налогу максимальная ставка существует.

Ненадежная победа

Выслушав обе стороны, областной суд согласился с налогоплательщиком. [Решение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 29 января 2003 года.] Но при этом судья ссылался не столько на доводы автовладельца, сколько на собственные аргументы. Суд указал на то, что ставка налога не может быть увеличена до тех пор, пока не вступит в силу соответствующая статья Налогового кодекса (в данном случае – 361-я). Областной закон о транспортном налоге был издан в ноябре 2002 года, а статья 361 НК РФ начала действовать только 1 января 2003 года. Следовательно, региональные ставки не могут применяться в этом году и сейчас налог нужно платить в соответствии с пунктом 1 статьи 361 НК РФ. То есть для Владислава Кшинина налог за 2003 год составит 3150 рублей, а не 9450 рублей.

Приняв такое решение, суд признал незаконными требования тверских чиновников, а значит, разрешил всем владельцам легковых машин области игнорировать местный закон. Однако, несмотря на это, говорить о победе налогоплательщиков еще рано.

Владислав Кшинин:

– Я не знаю, что скажет Верховный суд. Он может спокойно отменить решение нашего суда, сославшись на то, что конституционность пункта 2 статьи 361 НК РФ никто не проверял. А если подать жалобу в Конституционный суд РФ, то она будет рассматриваться очень долго. Если же Верховный или Конституционный суд поддержит налогоплательщиков, то большинству регионов придется пересматривать доходы бюджетов.

Как показывает практика, судьи ВС и КС РФ при принятии решений часто руководствуются интересами бюджета, а не нормами законодательства. В качестве примера можно привести спор о правомерности взимания платежей на содержание пожарной службы, который в прошлом году рассматривал Конституционный суд. КС РФ согласился с тем, что эти платежи незаконны, но при этом распорядился перечислять их до 2003 года, поскольку они учтены при расчете доходов бюджета. То же самое может произойти и с транспортным налогом. Видимо, поэтому региональные законодатели пока не комментируют решение областного суда.

Татьяна Ипатова:

– Решение Тверского областного суда обжаловано, и дело будет рассматриваться в Верховном суде. Если мы дадим комментарий, то это будет расцениваться как попытка давления на суд.

Пока решение Тверского областного суда – только прецедент. Им могут руководствоваться лишь налогоплательщики этой области, и то им следует учитывать, что решение местных судей может быть отменно. Но вместе с тем рассмотренный спор очень важен, так как доказывает, что региональные ставки транспортного налога можно оспорить. Надо лишь не бояться защищать свои права.

От редакции. На наш взгляд, областной суд правильно указал, что в 2002 году региональные власти не могли издавать законы, устанавливающие повышенные ставки транспортного налога. Закон, вводящий такие ставки, может быть принят лишь в 2003 году и должен начать действовать с начала нового налогового периода (п. 1 ст. 5 НК РФ). По транспортному налогу этот период – год (ст. 360 НК РФ), значит, увеличенные ставки надо применять только с 2004 года. Но согласится ли с этим Верховный суд? Непонятно и то, учтут ли судьи противоречие между первым и вторым пунктами статьи 361 НК РФ. А оно налицо. В первом пункте сказано, что «ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации… в следующих размерах», и приводятся фиксированные ставки. Получается, что региональные власти должны применять именно их. Тогда почему же во втором пункте той же статьи законодатель разрешает увеличивать ставки в пять раз?

Думаем, что в ближайшее время Верховный суд РФ ответит на этот вопрос, и мы обязательно сообщим о его решении. Пока же можем посоветовать одно: не платите транспортный налог авансом и ждите последнего дня, отведенного для его уплаты. В большинстве республик, краев и областей он еще не настал. А к тому времени, пока подойдет этот срок, региональные ставки налога могут отменить. Перечислить часть налога раньше положенного срока нужно лишь в одном случае – если вы собираетесь оспаривать региональный закон. Тогда от вас, как и от Владислава Кшинина, потребуют доказать, что этот закон нарушает ваши права. Для того чтобы выполнить эту задачу, Владислав Кшинин внес авансом часть налога – 10 рублей. Сумма небольшая, однако, перечислив ее, гражданин смог утверждать, что он является налогоплательщиком, а значит, региональный закон о транспортном налоге затрагивает его интересы, поэтому он вправе оспаривать правомерность введения этого закона.

Приход Расход
Размер региональных ставок транспортного налога можно оспорить, а это позволит уменьшить сумму налога Окончательное решение о законности ставок принимает Верховный суд, который может отменить решение областных судов

Начать дискуссию

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

Интересные материалы

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.