Конъюнктура рынка печатных изданий постоянно меняется, поэтому часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда реализован не весь тираж печатного издания. Особенно это характерно для периодических печатных изданий. Потребительская ценность периодических печатных изданий заключается в содержащейся в них информации, которая быстро теряет свою актуальность. По статистическим данным срок полезного использования журналов составляет 3-4 месяца, а газет – 1 месяц.
При передаче печатной продукции распространителям по договору комиссии стоимость отгруженной продукции учитывается на счете 45 «Товары отгруженные» в корреспонденции со счетом 43 «Готовая продукция».
При возврате нереализованной части тиража стоимость соответствующего количества изданий списывается с кредита счета 45 в дебет счета 43.
Статьей 264 НК РФ определены сроки, после которых стоимость нереализованных изданий может быть списана:
для периодических печатных изданий - в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания;
для книг и иных непериодических печатных изданий - в пределах 24 месяцев после выхода их в свет;
для календарей (независимо от их вида) - до 1 апреля года, к которому они относятся.
Согласно пункту 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции, относятся к операционным расходам организации. Такие расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы»/субсчет 91-2 «Прочие расходы».
Пример 1.
Издательство передало распространителю по договору комиссии 8000 экземпляров журнала. Себестоимость одного экземпляра - 50 рублей. До выхода в свет следующего номера журнала распространитель реализовал 7500 экземпляров, 500 экземпляров возвратил издательству. Нереализованный тираж журнала уничтожен.
Содержание операции | Дт | Кт | Сумма, руб. |
Передан распространителю тираж журнала (8000 х 50) | 45 | 43 | 400 000 |
Списана себестоимость реализованного тиража (7500 х 50) | 90-2 | 45 | 375 000 |
Отражен возврат нереализованного тиража (500 х 50) | 43 | 45 | 25 000 |
Списана себестоимость нереализованного тиража | 91-2 | 43 | 25 000 |
С точки зрения налогового учета статьей 264 НК РФ определено, что в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, относятся:
43) расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и недостающих экземпляров периодических печатных изданий в упаковках, но не более 7 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания;
44) потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в настоящем подпункте (морально устаревшей) продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 10 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.
Согласно пункту 41 статьи 270 НК РФ расходы, превышающие нормативы, установленные статьей 264 НК РФ, не учитываются при определении налоговой базы.
Федеральным законом от 29 мая 2002 года №57-ФЗ в статью 250 НК РФ был внесен пункт 21, согласно которому к внереализационным доходам относятся доходы:
21) в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции по основаниям, предусмотренным подпунктами 43 и 44 пункта 1 статьи 264 настоящего Кодекса.
Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
Таким образом, если реализован не весь тираж печатного издания, то по истечении сроков, указанных в статье 264, всю стоимость нереализованного тиража нужно включить во внереализационные доходы, а в расходы может быть включена только стоимость изданий в пределах, установленных пунктом 44 статьи 264 (10 % от общей стоимости тиража).
Пример 2.
Издательство передало распространителю по договору комиссии 9000 экземпляров журнала. Общий тираж журнала - 10 000 экземпляров. Себестоимость одного экземпляра журнала - 50 рублей. В срок до выхода в свет следующего номера журнала распространитель реализовал 7500 экземпляров, 1500 экземпляров возвратил издательству.
Содержание операции |
Сумма, руб. |
Определена общая себестоимость тиража (10 000 х 50) |
500 000 |
Стоимость нереализованного тиража включена в состав внереализационных доходов (1500 х 50) |
75 000 |
Стоимость нереализованного тиража включена в состав прочих расходов (500 000 х 10%) |
50 000 |
Таким образом, если в целях бухгалтерского учета вся себестоимость нереализованного тиража относится в состав операционных расходов, то в налоговом учете может сложиться ситуация, когда часть стоимости нереализованного тиража увеличит налоговую базу по налогу на прибыль.
Начать дискуссию