Казалось бы, деятельность именно вашей компании никоим образом не сказывается на загрязнении окружающей среды. А значит, платить «за экологию» не нужно. На самом же деле чиновники ждут таких платежей абсолютно от всех организаций и предпринимателей. Как избежать претензий со стороны контролеров в нашем интервью рассказал Санакоев Гивриз Заурович, начальник Департамента по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
— Давайте начнем с главного: кто и за что должен платить экологические платежи?
— Платить за негативное воздействие на окружающую среду должны природопользователи — компании и индивидуальные предприниматели. Такая обязанность установлена статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно закону, плата предусмотрена за выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты загрязняющих и иных веществ. Платить также нужно за загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления. К негативному воздействию относятся еще шум, тепло, электромагнитные, ионизирующие и другие виды физических воздействий. Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается в соответствии с Порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.
— Понятно, что промышленные предприятия оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Но как быть с офисами?
— Предприятия так называемого офисного бизнеса также должны платить экологические платежи, так как в результате их деятельности образуются отходы потребления. Это могут быть отработанные люминесцентные лампы или лампы накаливания, мусор от хозяйственно-бытовой деятельности сотрудников — использованные картриджи для оргтехники и, конечно, бумага.
— Многие организации работают на арендуемых площадях. Чья обязанность вносить экологический платеж: арендатора или арендодателя?
— У нас нет такого понятия, как арендодатель и арендатор, есть понятие природопользователь. И каждый природопользователь платит сам за себя. Например, если на балансе фирмы есть автомобиль, то ей самостоятельно придется заплатить экологический платеж. Но если в договоре компании с арендодателем на вывоз мусора указано, что право собственности на отходы переходит к последнему, то и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду должен именно он. Но напомню арендодателям, что деятельность по сбору мусора подлежит лицензированию.
— Когда нужно платить и отчитываться?
— Платить за загрязнение нужно ежеквартально. Такая периодичность установлена в пункте 1 приказа Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557. Оплачивать нужно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Более подробную информацию и все необходимые реквизиты можно найти на сайте нашего департамента: www.rpncfo.ru.
Отчетность по формам, утвержденным приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204, нужно сдавать также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Расчет можно направлять в отделение Росприроднадзора по почте письмом с уведомлением. Со следующего года отчитываться можно будет и в электронном виде по ТКС через спецоператора. Сейчас мы ведем работу над соответствующим программным обеспечением.
— Как быть, если в течение отчетного периода компания не работала?
— Такое предприятие обязано сдавать так называемый нулевой расчет. В нем нужно указать, что сбросы и выбросы в отчетный период компания не осуществляла, на полигоны отходы не вывозила.
Если наши инспекторы узнают, что все же деятельность была, то будет начислен штраф. Ответственность предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ. Должностных лиц оштрафуют на сумму от 3000 до 6000 руб., компании — от 50 000 до 100 000 руб. Как правило, штрафуют и тех и других одновременно. Подчеркну, что оплата штрафа не освобождает предприятие от уплаты экологических платежей.
— Чтобы узнать, все ли оплачено, компании нужно провести сверку расчетов. Многие говорят, что сделать это непросто. В чем проблема?
— Проблема в том, что функции по администрированию платы за негативное воздействие перешли к нам от Ростехнадзора в конце прошлого года. И, к сожалению, предыдущий администратор не передал в полном объеме информацию о начисленных и уплаченных суммах. Поэтому провести сверку расчетов мы можем лишь за определенный период — с октября 2010 года по сегодняшний день. За более ранний период свериться с плательщиками не получится, так как у нас нет необходимой информации по поступившим платежам.
Кроме того, многие компании первое время после передачи нам функций администрирования платили по реквизитам Ростехнадзора. Деньги попали в разряд невыясненных платежей. Работу по их уточнению мы ведем до сих пор. Подчеркну, что компаниям, оказавшимся в этой ситуации, штрафы не грозят. В ближайшее время все платежи будут уточнены и наконец-то поступят в бюджет.
Статья напечатана в журнале "Спутник главбуха (Москва)" № 10, 2011
Начать дискуссию