5 октября 2011 года на Клерк.Ру прошла интернет-конференция «Отчетность в ФСС в вопросах и ответах». На ваши вопросы ответила Анна Баранова, системный аналитик сервиса для расчета заработной платы «Эврика» ЗАО «ПФ «СКБ Контур» .
Пользователь Галина Маняхина: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, для работников-инвалидов, работающих по совместительству, страховые взносы начисляются по пониженным ставкам?
Спасибо.
Анна Баранова: Добрый день! Да, по пониженным ставкам. П.3 ч. 1 ст. 58 212-ФЗ указывает, что пониженные ставки (1,9 % в ФСС) применяются в отношении выплат и вознаграждений сотрудникам – инвалидам I, II или III группы. При этом никакого различия между сотрудниками-совместителями и остальными сотрудниками не делается.
Пользователь Mmmaximmm: Организация на УСН, в прошлом году не являлась плательщиком взносов по материнству, получали возмещение по б/л от фонда, но возместить расходы по страхованию за 4-й квартал 2010 г. нам отказались, сославшись на то, что эти расходы можно указать в расчете в 2011 г. Я их указала по строке 12 "Задолженность за фондом на начало периода", отчет был сдан через Контур, пришли протоколы о приеме. В июле выяснилось, что ФСС у себя в этой строке поставил 0, соответственно было требование об уплате и инкассовое. Правомерны ли действия фонда?
Анна Баранова: Если следовать инструкции по заполнению 4-ФСС (приложение к приказу Минздравсоцразвития от 28 февраля 2011 г. N 156н), то долг на конец расчетного периода должен указываться на основании данных бухучета. Естественно, данные в отчетности у Вас должны быть такие же. Что можно было сделать? В 4 квартале подать документы на возмещение. Но Вам фонд предложил оформить возмещение в следующем году. В первом квартале надо было подать промежуточный отчет на возмещение, ну и потом эти суммы отразить в отчете за первый квартал. Думаю, именно такой вариант действий предполагали в ФСС. Если по какой-то причине Вы документы на возмещение в прошлом году не подали, то задолженности за фондом на конец прошлого не возникло, и поэтому в данных в ФСС "Остаток на начало года" возник как бы ниоткуда, они его и обнулили. Т.е. в этом случае действия фонда правомерны.
Если же Вы все-таки в 4 квартале подали документы на возмещение и не получили отказа, а Вам просто устно сказали, что возместят в следующем году, то Вы имели право включить сумму задолженности в отчет за 1 квартал этого года и ожидать возмещения. Однако теперь придется как-то доказывать фонду, что была такая договоренность.
Пользователь Никалина: Не понятно как расчитывать боьничные по новой схеме выплат по больничным. Не понятно в какие клеточки и что писать - тем более не понятно ЧТО ИМЕННО ПИСАТЬ... короче - не было печали - купила баба порося...
Анна Баранова: Общие правила расчета больничных с 2011 года описаны в 255-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 13-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 08.12.2010 N 343-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 25.02.2011 N 21-ФЗ). Если у Вас есть какие-то конкретные вопросы, возможно, они были рассмотрены в онлайн-конференциях по соответствующей теме:
https://forum.klerk.ru/forumdisplay.php?f=147
https://forum.klerk.ru/forumdisplay.php?f=149
Правила заполнения новой формы больничного описаны в приложении к приказу Минздравсоцразвития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности» и в письме ФСС РФ от 05.08.2011 № 14-03-11/05-8545.
Пользователь Солнышко: Как правильно заполнять в листке нетрудоспособности средний заработок, суммы пособия начиная с первого квадратика, или ориенироваться на последний?
к примеру какой вариант заполнения правильный:
_ _ 40500 р 20 к или
40500_ _ р 20 к
Анна Баранова: Согласно п. 56 приложения к приказу Минздравсоцразвития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности» все записи проставляются, начиная с первой ячейки. Поэтом правильное заполнение такое:
40500_ _ р 20 к
Пользователь Солнышко: Спасибо. Прочерки ставить нельзя, как то пустые клетки остаются справа-типа пиши сколько хочешь нолей. Бухгалтера "ломает".
Пользователь Вера г. Рязань: Сотрудница 4 июля 2011 года принесла больничный лист, в связи с оформлением отпуска по беременности и родам. Я поспешила, и оформляя раздел "ЗАПОЛНЯЕТСЯ РАБОТОДАТЕЛЕМ" я заполнила его синей шариковой ручкой и непечатными буквами. Ошибка в каждой строке! Допустимо ли это? Как это исправить?
Читаю Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" пункт 65
"Для исправления ошибок, допущенных при заполнении настоящего раздела, ошибочная запись аккуратно зачеркивается, правильная запись взамен ошибочной вносится на оборотную сторону бланка листка нетрудоспособности, подтверждается записью "исправленному верить", подписью и печатью работодателя (для работодателя - физического лица печать проставляется при ее наличии). Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства."
Я не понимаю фразу “правильная запись взамен ошибочной вносится на оборотную сторону бланка листка нетрудоспособности”. Оборотная сторона бланка листка нетрудоспособности – это Информация по заполнению бланка. В каком именно место оборотной стороны нужно отразить правильные записи?
Анна Баранова:
Сотрудница 4 июля 2011 года принесла больничный лист, в связи с оформлением отпуска по беременности и родам.
Я поспешила, и оформляя раздел "ЗАПОЛНЯЕТСЯ РАБОТОДАТЕЛЕМ" я заполнила его синей шариковой ручкой и непечатными буквами. Ошибка в каждой строке!
Допустимо ли это? Как это исправить?
Если больничный был заполнен до 22.07.2011 (когда вступил в действие приказ Минздравсоцразвития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н, согласно которому заполнять больничный надо печатными буквами и НЕ шариковой ручкой), то ничего исправлять не надо. Если же больничный был заполнен после 22.07.2011, то, согласно мнению Т. М. Ильюхиной из ФСС РФ, также можно ничего не исправлять.
Пользователь tiger1902: Добрый день! Подскажите пожалуйста, какой брать период для расчета среднего заработка для пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1.5 лет в случае, если женщина была в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, и, не выходя из него, родила в июне 2011 года? Большое спасибо!
Анна Баранова: Добрый день! Пункт 1 ст. 14 255-ФЗ предусматривает возможность использовать для расчета не 2 года, непосредственно предшествующие наступлению страхового случая, а другие годы. Условие такое: заменить можно год или годы, если в нем или в них был отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком.
Предположим, у Вас такая ситуация:
2005 – обычный год
2006 – обычный год
2007 – отпуск по беременности и родам
2008 – отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу до 1,5 лет
2009 – отпуск по уходу до 1,5 лет
2010 – отпуск по уходу до 1,5 лет
В этом случае для расчета могут быть использованы 2005 и 2006 годы. Для этого надо написать заявление. Убедитесь, что при расчете исходя из этих годов, средний заработок окажется больше, чем при использовании 2007 и 2008 годов, а также 2009 и 2010 годов.
Другой вариант:
2006 – обычный год
2007 – обычный год
2008 – отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу до 1,5 лет
2009 – отпуск по уходу до 1,5 лет, в этом году этот отпуск (оплачиваемый за счет ФСС) закончился
2010 – отпуск по уходу с 1,5 до 3х лет.
Вот тут появляется неопределенность. Я думаю, что с точки зрения ФСС и закона 255-ФЗ отпуск по уходу – это отпуск по уходу до 1,5 лет. Поэтому если в году нет отпуска по уходу до 1,5 лет, но есть отпуск по уходу с 1,5 до 3х лет, то такой год должен учитываться при расчете и заменить его нельзя. Однако быть уверенной в такой позиции я не могу. Лучший выход – Вам или Вашему бухгалтеру связаться с отделением ФСС и выяснить этот вопрос. Если все обстоит именно так, то заменить Вы можете только 2009 год, вместо него можно использовать 2007 год. Для этого опять же понадобиться написать заявление. Если же в ФСС скажут, что заменить можно и год, в котором был отпуск по уходу с 1,5 до 3 лет, то для расчета можно взять 2006 и 2007 годы.
Словом, ответ зависит от того, в каких годах у Вас были отпуска по беременности и по уходу до 1,5 лет.
Пользователь lom585: Подскажите пожайлуста нужно ли уведомлять ПФР и ФСС о среднесписочной численности вновь открывшемуся ООО ??? Если да по каким формам? Заранее благодарен.
Анна Баранова: В ПФР и ФСС ничего специально сообщать не надо. Передать такие сведения надо в налоговую не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана. Используйте форму «Сведения о среднесписочной численности работников» (Форма по КНД 1110018).
Незарегистрированный пользователь: Обязана ли поликлиника выдать справку о постановке на учет в ранние сроки беременности, или достаточно галочки в листке нетрудоспособности. И что делать, если в поликлинике отказываются выдавать данную справку.
Анна Баранова: Обязанность медицинской организации выдать справку о постановке на учет в ранние сроки беременности установлена п. 22 приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н (ред. от 07.06.2011) «Об утверждении Порядка и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей». Этим же документом установлена обязанность работодателя выплатить женщине данное пособие именно при предъявлении справки. Не смотря на то, что в новой форме больничного листа появилось поле для отметки о постановке на учет в ранние сроки, положения Порядка остаются в силе, документ не отменен.
Поэтому в поликлинике Вам должны выдать справку. Вам остается только отстаивать свои права, объясняясь с работниками мед. учреждения и их начальством. Можете посоветовать им обратиться в отделение ФСС за разъяснениями (или получите разъяснения сами, желательно в письменном виде с указанием ФИО и должности отвечающего).
Незарегистрированный пользователь: Сотрудник работает в одном структурном подразделении , и одновременно является совместителем в другом структурном подразделении. Производится расчет больничного листа , определяется среднедневая ставка , производится расчет 3-х дней за счет работодателя. Вопрос - как рассчитать взносы по каждому структурному подразделению с учетом таких больничных листов? Вопрос - к какому структурному подразделению нужно относить оплаченные 3 дня ?
Анна Баранова: С точки зрения отчетности в ФСС, это совершенно не важно - здесь каждая организация определяет это самостоятельно. Вам решать, делить ли затраты и каким образом. Разделение сумм важно только в том случае, если сотрудник работает в разных обособленных подразделениях. Тогда учет и отчетность идут по каждому такому подразделению отдельно и разделение сумм имеет значение.
Пользователь Coward: Добрый день! Вопрос такой: На начало расчетного периода висит задолженность за ФСС по травматизму 1000р., ее отразили в табл.7 по стр.10 отчета Форма-4 ФСС РФ во 2кв.11. В июле не заплатила взносы (около 500р.), чтобы уменьшить переплату. Как мне теперь это правильно отразить в отчете в 3кв.11? Заранее благодарю!
Анна Баранова: Добрый день!
Заполните таблицу 7 следующим образом:
• укажите в строке 10 1000р переплаты
• в строке 12 отразите реальную ситуацию (насколько я понимаю, уплаты не было ни в одном месяце, поэтому заполните только сумму уплаченных взносов на начала отчетного периода).
Общая сумма начисленных взносов с начала года у вас получится меньше, чем 1000р переплаты + уплаченные суммы с начала года, поэтому все будет корректно и ошибок не возникнет.
Пользователь Елена Г.М.: Добрый день! Подскажите, пожалуйста, каков порядок отражения пересчетов за текущий год в связи с получением разъяснений в сторону увеличения (уменьшения) базы страховых взносов в 1 и 2 кварталах.
Как сдавать 4-ФСС за 9 месяцев текущего года, отражать пересчеты в месяцах текущего квартала или пересдавать отчеты за 1-й квартал и 6 месяцев?
Анна Баранова: Добрый день! Я считаю, Вам надо делать корректировки за 1 и 2 кварталы. Иначе данные отчета разойдутся с данными ФСС, в частности, могут отличаться переходящие остатки. Поэтому надо сдать корректирующие формы, а отчет за 9 месяцев уже с учетом пересчитанных сумм.
Пользователь Маки: Можно ли свернуть больничный лист вдвое. Если сотрудник принес мятый больничный лист его брать к расчету?
Анна Баранова: Больничный лист может быть не принят только в случае неправильного заполнения в медицинском учреждении (как он должен быть заполнен – в приложении к приказу Минздравсоцразвития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности») или если больничный принесли позднее, чем через 6 месяцев со дня окончания больничного. В остальных случаях даже сложенный и мятый больничный должен быть принят к расчету.
Незарегистрированный пользователь: С недавних пор работаю бухгалтером в коммерческом банке.
1) Расскажите, есть ли какие-либо специфические особенности заполнения и сдачи формы 4-ФСС именно банками?
2) Мы заключили гражданско-правовые договоры на оказание услуг с физическими лицами. На вознаграждение по договору 2,9% не начисляли, а взносы на травматизм – начислили. Правильно ли мы сделали? Получилось что база для начисления в таблице 3 и таблице 6 - разная. Это не вызовет вопросов у ФСС?
Анна Баранова: 1) Мне не известны особенности заполнения отчета именно банками. Думаю, что их просто нет.
2) Работодатель не обязан начислять взносы на травматизм своим сотрудникам, работающим по гражданско-правовым договорам. Однако работодатель может прописать в таких договорах свою обязанность выплачивать взносы на травматизм и тогда и начислять, и уплачивать их, конечно, будет нужно. Вы правы, в этом случае база в таблице 3 и таблице 6 будет разная. Но никаких проблем с этим не будет – это совершенно естественная ситуация. Кроме того, никаких контрольных соотношений, которые сравнивали бы эти значения, просто не существует.
Пользователь YuSa: Добрый день!
Не могу понять - сдача отчетности в эл. виде значительно усложнилась? В прошлом квартале я просто зашла на портал ФСС http://fz122.fss.ru/ под своим логином и паролем (наша организация зарегистрировалась там и получила расширенные права), загрузила отчет в требуемом формате, отправила его, а через некоторое время там же увидела, что он принят. Распечатала квитанцию и, как говорится, сплю спокойно. А теперь нужно пройти долгую и мучительную (для меня) процедуру установки новых сертификатов и скачивания бесплатной утилиты для шифрования и подписания ЭЦП документов. Мучительная она потому, что файл, при запуске которого утилита должна начинать работать, какой-то странный - без расширения EXE. Компьютер всё время выдаёт сообщения об ошибках. С горем пополам на просторах интернета "правильная" утилита была найдена и установлена. Но это ещё полбеды. Выясняется, что нужно получать ЭЦП, т.е. ОБЯЗАТЕЛЬНО ехать в удостоверяющий центр с пакетом документов. Времени для этого очень мало (срок сдачи до 17.10). Т.е. так, как было раньше - за день и не вставая с рабочего места - не получится? Опять у бухгалтеров новые проблемы и лишняя трата времени? В связи с чем эти сложности и чем плох установленный ранее порядок?
Приношу извинения, если "слишком много букафф"...
Анна Баранова: Добрый день! Требование ФСС использовать сертификат для отправки сведений вполне понятно – это безопасность Ваших же данных. Более того, отправка через шлюз ФСС осуществляется с помощью ЭЦП уже не первую отчетность. Остается только выполнять их требования.
Незарегистрированный пользователь: можно ли использовать сертификаты ЭЦП, применяемые для сдачи отчетности в налоговую и пенсионный? или есть какие-то особенности?
Анна Баранова: Для отправки в ФСС пригодны только сертификаты, которые в поле «Субъект» содержат регистрационный номер в ФСС и код подчиненности для Вашей организации. Если в Вашем сертификате этих данных нет, отправить отчет не удастся.
Незарегистрированный пользователь: в организации имеется несколько подразделений численностью 14, 73 и 70 человек в каждом. сколько сертификатов цифровой подписи необходимо7 рассчитывать от общей численности работников?
Анна Баранова: Начнем с того, что представлять отчет 4-ФСС в электронном виде обязаны представлять работодатели, у которых СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 100 человек. Конечно, сдать отчет по ТКС Вы можете и при меньшей численности.
Если у Вас обособленные подразделения и за каждое из них Вы хотите отчитаться в электронном виде, то на каждое из подразделений нужен свой сертификат ЭЦП. В сертификате должны быть указаны регистрационный номер в ФСС и код подчиненности для подразделения, за которое Вы собираетесь отправить отчет.
Пользователь Лариса 1980: В новом бланке б/л листа есть графа: Средний заработок для исчисления пособия. Что указывать в этой графе в случае, если пособие по беременности считается по-старому способу? Необходимо ли где-то указать, что дней расчетного периода будет не 730, а меньше? Пример: З/пл за 12 мес, предшествующих месяцу начисления пособия, – 140000 руб. Дней расчетного периода - 360.
Анна Баранова: Никакой специальной отметки делать не надо. В графе «Средний заработок для исчисления пособия» надо указать 140000р., в графе «Средний дневной заработок» - средний дневной заработок, рассчитанный по выбранному способу, т.е. 140000/360=388,88 в Вашем случае.
Пользователь El'za: В ноябре 2010 г. нашей организацией были оплачены страховые взносы от НС и ПЗ в полном размере и сроки, установленные законодательством. Средства в нужном размере были на расчётном счёте и были списаны с нашего расчётного счёта, о чём имеется выписка банка. Через несколько дней у банка была отозвана лицензия и начата процедура банкротства (Традо-Банк г. Москва). В январе 2011 г. в филиал ФСС было направлено письмо об оплате взносов с приложением копий платёжных поручений. Несмотря на это специалисты ФСС заставляют указывать данные суммы в отчёте 4-ФСС как задолженность. Правомерны ли их действия? Ссылка на закон 212-ФЗ о том, что нами была исполнена обязанность по уплате взносов (ст. 18, п. 5) не помогает. Специалисты фонда (ГУ-МОРО ФСС РФ филиал №23 по г. Истра Московской обл.) настаивают на том, чтобы эти суммы указывались либо в задолженности, либо заново были оплачены. Что нам делать?
Анна Баранова: Я считаю, Вы делаете все правильно. Думаю, Вам нужно посоветоваться с юристами. Возможно, надо будет получить от ФСС письменное доказательство, что до фонда Ваши деньги не дошли. Затем обратиться с этим объяснением и платежными документами в суд, чтобы банк вернул Вам деньги. К сожалению, не смотря на отсутствие Вашей ошибки, будет проще и быстрее (или даже дешевле) повторно уплатить взносы.
В любом случае, действовать лучше через юристов.
Незарегистрированный пользователь: Скажите, какие сервисы "Контура" лучше использовать для отчетности в ФСС?
Анна Баранова: У каждого из сервисов своя специфика, выбирать Вам.
Контур-Зарплата позволяет сформировать и выгрузить отчет по данным о зарплате, больничных и т.д. В этой программе учтены все возможные случаи и сложности.
Эврика позволяет малым и средним предприятиям по зарплатным данным и сформировать, и тут же отправить отчет в ФСС.
Эльба поможет сформировать отчет ИП и ООО, у которых нет сложностей и хитростей заполнения.
В Контур-Экстерне можно и загрузить готовый отчет, и заполнить новый, а затем отправить отчет в ФСС.
Пользователь Аноним 007: Возможно ли до 17.10 сдать одну форму 4-ФСС для целей получения страхового возмещения, которая одновременно будет являться отчетностью за 9 месяцев. На титульном листе код отчетного периода в этом случае будет 09/01. Или же надо сформировать 2 отчета - один с кодом 09/00, другой с кодом 09/01?
Анна Баранова: Обычно отчет на возмещение формируется в межрасчетный период, когда у организации недостаточно собственных средств для выплаты пособий. А если сдается отчет за квартал, то нет необходимости одновременно с ним сдавать еще и 4-ФСС на возмещение средств. Т.е. возмещение должно пойти по квартальному отчету. Только не забудьте приложить все документы, необходимые для возмещения, к отчету (перечень документов можно посмотреть на сайте ФСС).
Пользователь GlI: Добрый день. Подскажите, пожалуйста, на основании каких данных заполняется Таблица 2 Расчета 4ФСС: на основании сумм начисленных пособий или фактически выплаченных в отчетном периоде? Заранее спасибо за ответ.
Анна Баранова: Добрый день! В соответствии с Инструкцией по заполнению формы 4-ФСС в таблице 2 надо указывать фактические суммы выплат, т.е. непосредственные расходы.
Пользователь iraw: Расскажите пожалуйста о выплате пособия на погребение по месту работы умершего в случае кремации. Какие документы необходимы на подтверждение пособия на погребение в случае кремации .
Анна Баранова: Пособие на погребение в случае кремации выплачивается по тем же правилам и в том же порядке, что и другие пособия по погребение.
Порядок установлет ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ.
Родственники или законные представители умершего сотрудника в течение 6 месяцев со дня смерти должны предоставить такие документы:
[*]заявление о выплате пособия
[*]справку о смерти
[*]счет на оплату похоронных услуг
[*]платежное поручение или квитанцию
на оплату похоронных услуг
Организация на основании этих документов должна в день обращения выплатить пособие (но не более 4000р.), а затем обратиться в ФСС за возмещением средств.
Комментарии
1Цитата:
"Форма по КНД 1110018 "