Вчера Печерский районный суд города Киева вынес обвинительный приговор в отношении бывшего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко. В соответствии с приговором суда Тимошенко за превышение полномочий при подписании газовых контрактов с Россией в начале 2009 года была приговорена к семи годам лишения свободы.
Кроме того, суд удовлетворил и требования руководства НАК "Нефтегаз Украины", обязав лидера украинской политической оппозиции выплатить в доход компании порядка 1,5 млрд. гривен, что примерно равно 200 миллионам долларов США.
Как того и следовало ожидать, приговор получился неоднозначным и может иметь далеко идущие последствия. К примеру, уже сейчас сторонники Тимошенко порадовали общественность обещаниями грядущих терактов, а Евросоюз пригрозил Украине пересмотром дипломатических отношений и сменой курса экономической политики. К тому же в подоплеке “газового дела” не все так очевидно, что многих наводит на мысли о разном. Мысли о разном концентрируются в основном вокруг двух версий случившегося – политической и газовой.
Сторонники первой винят во всем действующего президента, объясняя столь суровый по меркам страны победившей апельсиновой революции приговор слабостью официальной власти и боязнью будущих свободных выборов. Иными словами, ранее неоднократно судимый Янукович попросту побоялся, что неоднократно судимая Тимошенко задавит его своим авторитетом. Версия имеет право на существование, поскольку это только на первый взгляд идея свободных выборов в Украине кажется абсурдной. На самом же деле здесь не все так просто, и грань между банальным уголовником и жертвой политических репрессий минимальна. По крайней мере, именно об этом свидетельствуют последние наработки общественно-политической мысли.
По другой версии уголовное преследование Тимошенко обусловлено попыткой украинских властей пересмотреть контракты с российской компанией в свою пользу. Точка зрения тем более состоятельна, что скоро Новый Год, а о “газовых войнах” стороны как-то до сих пор молчали. Говоря о необходимости ревизии контрактов, Тимошенко вменяется в вину именно предательство национальных интересов Украины, которой пришлось закупать газ по мировым ценам, да еще и втридорога оплачивать за свой счет все потери, случающиеся по вине технических особенностей национальных газовых задвижек.
Правда, государственные обвинители умалчивают, например, о том, что общемировые цены на газ в случае с Украиной – это двадцатипроцентная скидка на газ и прочие “братские” преференции. К тому же сторонниками пересмотра тарифов умалчивается и то обстоятельство, что на тот момент у Тимошенко и прочих координаторов сделки с украинской стороны не было альтернативы и конечные условия контрактов им пришлось принять под нажимом России и Еврозоны.
Наконец, венцом досужих измышлений политтехнологов и придворной прессы является третья версия. Конспирологическая. Ее суть заключается в том, что неокрепшим либеральным ценностям в восточной Европе наступает окончательный рукотворный финал. Весьма подробно указанная точка зрения раскрыта в публикациях из серии “Европа глубоко огорчена”, “Америка крайне раздосадована”, “Россия кается”, “Израиль недоговаривает” и так далее.
Здесь действующего президента Украины окрестили “вторым Лукашенко”, Украине на словах уже закрыли вход в Евросоюз и нарекли ее демо-версией Белоруссии, а 2011 с легкой руки самой Тимошенко был обозначен как 1937. Причем зачинщики истерии не уточняют, каким образом деятельность независимого суда может обуславливаться настроениями Януковича и кем бы то ни было вообще, и зачем вообще Украине нужно вступать в ЕС в то время, когда все оттуда хотят выйти. Но это неважно. Общий смысл улавливается и на расстоянии.
Существует, правда, и такое мнение, что Тимошенко получила-таки по заслугам, и будет сидеть за обычное, рядовое воровство. По сути, и сам приговор Печерского суда основан исключительно на текстах газовых контрактов. Откуда прямо следуют, по сравнению с предыдущими, дотимошенковскими договорами, явно высокие размеры цен (в 2-2,5 раза) и штрафных санкций за недобор ресурса, а между строк и вовсе просматриваются попытки в прямом смысле этого слова задушить крупнейших украинских потребителей.
И хотя формально Тимошенко не подписывала никаких контрактов и те не были оспорены и продолжают действовать до сих пор (до поры-до времени), курировать ситуацию с газом было поручено именно ей. То, что суд и следствие проигнорировали в этом деле всякие ссылки на институт контрасигнатуры, говорит лишь в их пользу. Следовательно, и приговор суда справедлив в этом случае ровно настолько, насколько справедливы формулировки и дух уголовного законодательства Украины. Но до этого, понятно, никому нет совершенно никакого дела. Версия эта сугубо уголовная, а, значит, неинтересная.
Куда больший интерес вызывают планы украинских властей по либерализации статей национального уголовного кодекса, предусматривающих ответственность за совершение экономических преступлений. По случаю о необходимости такой либерализации недвусмысленно дал понять и сам президент Янукович, заявивший о том, что точка в деле Тимошенко еще не поставлена. Действительно, точка будет поставлена в вышестоящих судебных инстанциях, которые будут разбирать дело уже с учетом неких законодательных поправок, о которых и намекнул газетчикам Янукович.
Будут ли соответствовать данные поправки международным антикоррупционным требованиям? Очевидно, не будут. Станет ли при этом проще воровать? Естественно, станет. А то, что непопулярные уголовные поправки и, опять же, непопулярная посадка Тимошенко так удачно сходятся по времени, это просто напросто кем-то так совпало. К слову, время выбрано как нельзя кстати.
Тем более, что нечто подобное в далекой России ранее уже проделывал бывший председатель совета директоров ОАО “Газпром” Медведев, реализовав курс на “либерализацию экономических составов”. Причем безболезненно и почти без критики со стороны широких масс. В украинском же варианте либерализации угодить, по всей видимости, по традиции постараются и волкам, и овцам.
Комментарии
3"вор должен сидеть в тюрьме" (с)
вот только сидит там пока невиновный.
Потеряли мы теперь общий язык с Украиной и, думаю, надолго=(
Конечно вор, должен сидеть в тюрьме, но когда один вор сидит, а другое ворье жизни радуется - становится тоскливо...
Я не берусь рассуждать о данном конкретном случае, но что у России , что на Украине правосудие носит избирательный характер - это факт. Несколько лет назад наша российская прокуратура пыталась привлечь к ответственности мадам Тимошенко за коррупционных характор сделок по газу и по поставкам для министерства обороны даже выдавала санкцию на арест Это было вообще еще до "оранжевой" революции. А потом она стала премьером в Правительстве Ющенко и этот вопрос как-то замяли. И об этом никто не вспоминает сейчас.
Точно такая же история с бывшим питерским мэром Собчаком - от российского "правосудия" скрывался во Франции - зато теперь ему памятник поставили и про то что его в воровсте обвиняли никто и не вспоминает.