Предприятия обязаны проводить и финансировать мероприятия по улучшению условий и охране труда своих работников. Учитывая разъяснения чиновников, рассмотрим, что именно должны делать работодатели и как правильно учесть возникающие при этом расходы.
– безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, при использовании инструментов, сырья и материалов, при осуществлении технологических процессов;
– условия труда на каждом рабочем месте, которые соответствуют требованиям охраны труда;
– выдачу за счет собственных средств специальной одежды, обуви, других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
– обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи лицам, пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
– аттестацию рабочих мест;
– проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, внеочередных медосмотров.
Да, можно. Основание для этого – подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
И это подтвердили специалисты Минфина России в письме от 9 августа 2011 г. № 03-03-06/4/95.
О возможности налогового учета некоторых расходов, связанных с улучшением условий труда работников, на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ чиновники говорили и раньше. К примеру, они поясняли, что можно признавать расходы на проведение медосмотров, предусмотренных требованиями законодательства (письмо Минфина России от 31 марта 2011 г. № 03-03-06/1/196).
А также расходы на содержание созданных на территории предприятия здравпунктов, в которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, занятых на вредных и тяжелых работах (письмо Минфина России от 4 марта 2010 г. № 03-03-06/1/109).
Пример 1.
ООО «Производственник» в октябре 2011 года провело периодический медосмотр работников, которые трудятся во «вредном» цехе. Стоимость услуг медицинской организации по медосмотру составила 300 000 руб. Бухгалтер сделал такие записи:
ДЕБЕТ 20 (25) КРЕДИТ 60
– 300 000 руб. – отражены расходы на проведение медосмотра работников;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 300 000 руб. – оплачены услуги специализированной медицинской организации.
При приобретении спецодежды нужно учитывать требования Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утверждены приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н).
Так, если срок эксплуатации спецодежды согласно нормам ее выдачи не превышает 12 месяцев, ее стоимость можно списывать единовременно в момент передачи (отпуска) сотрудникам организации.
В остальных случаях переданная в эксплуатацию спецодежда переводится на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы» («Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»).
После этого ее стоимость ежемесячно списывается на расходы в течение всего срока полезного использования спецодежды.
Правила финансового обеспечения таких мероприятий утверждаются ежегодно. Правила на 2011 год утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 11 февраля 2011 г. № 101н.
Воспользоваться такой возможностью могут предприятия, которые подали пакет документов в территориальный орган соцстраха в срок до 1 августа 2011 года и получить соответствующее разрешение.
Общий объем средств, направляемых на финансирование предупредительных мер в 2011 году, не может превышать 20 процентов от суммы страховых взносов, которые были начислены организацией за 2010 год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по «несчастному» страхованию (больничных, дополнительных отпусков), которые были произведены в том же 2010 году.
На сумму расходов, «разрешенных» фондом и фактически осуществленных в 2011 году, можно уменьшить сумму страховых взносов на травматизм за 2011 год.
1) проведение аттестации рабочих мест;
2) реализацию мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями;
3) обучение по охране труда определенных категорий работников, в частности:
– работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалиста по охране труда, а также руководителей таких организаций;
– руководителей и специалистов служб охраны труда;
– членов комитетов (комиссий) по охране труда;
– уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
4) приобретение средств индивидуальной защиты для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, а также смывающих и обезвреживающих средств;
5) санаторно-курортное лечение работников, занятых на вредных работах;
6) проведение обязательных периодических медосмотров работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами;
7) обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых такое питание предусмотрено Перечнем, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н;
8) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные (предрейсовые) медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры);
9) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).
После завершения запланированных мероприятий, согласно пункту 10 Правил, нужно представить все документы, подтверждающие произведенные расходы, в территориальный орган ФСС России. Траты, которые не будут подтверждены, к зачету в счет уплаты страховых взносов не принимаются.
Безусловно, необходимо вести в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представлять в территориальный орган ФСС России отчет об их использовании. Правда, форма такого отчета Правилами не установлена.
Поэтому лучше всего по вопросу о том, по какой форме нужно отчитываться, обратиться в свой территориальный орган соцстраха.
Отметим, что в прошлом году ФСС России рекомендовал использовать для этих целей форму, приведенную в письме от 30 апреля 2010 г. № 02-03-10/07-4138.
Финансирование мероприятий по профилактике травматизма и профзаболеваний фактически производится за счет средств, начисленных в ФСС России – в тот фонд, в который производится уплата страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и заболеваний.
При этом сам ФСС России – это государственный внебюджетный фонд.
Значит, при отражении операций по финансированию подобных мероприятий нужно исполнять требования ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (утверждено приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н). Таким образом, на дату получения решения из фонда о том, что те или иные предупредительные меры разрешается профинансировать за счет средств соцстраха, сумму причитающегося целевого финансирования нужно отразить проводкой:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
– отражена сумма целевого финансирования.
Далее по мере осуществления расходов сумма использованного целевого финансирования переносится с дебета счета 86 в кредит счетов 91 «Прочие доходы и расходы» (при финансировании текущих расходов) или 98 «Доходы будущих периодов» (при финансировании капитальных расходов и расходов на приобретение материальных ценностей).
Если по материальным ценностям, работам и услугам, приобретаемым в ходе подобных мероприятий, организация предъявила к вычету «входной» НДС, восстанавливать его не нужно. То, что данные расходы полностью или частично финансируются за счет средств ФСС России, никак не влияет на вычеты.
Об этом сказано в письме Минфина России от 24 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/615.
Пример 2.
ООО «Производственник» в июле 2011 года подало комплект документов в территориальный орган ФСС России для финансирования расходов на проведение медосмотров работников, занятых в основном производстве.
Стоимость услуг медицинской организации по проведению медосмотра составила 300 000 руб. При этом за счет средств фонда будет профинансировано 200 000 руб. А разница в размере 100 000 руб. финансируется за счет средств предприятия.
Медицинский осмотр был проведен в октябре.
Бухгалтер составил такие записи.
В июле:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
– 200 000 руб. – отражено целевое финансирование в размере утвержденного объема финансирования.
В октябре:
ДЕБЕТ 20 (25) КРЕДИТ 60
– 300 000 руб. – отражены расходы на проведение медосмотра работников;
>|Медуслуги, оказываемые медицинскими организациями, НДС не облагаются (подп. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).|<
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 300 000 руб. – оплачены услуги специализированной медицинской организации;
ДЕБЕТ 86
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– 200 000 руб. – признана в составе доходов сумма использованного целевого финансирования;
ДЕБЕТ 69 КРЕДИТ 76
– 200 000 руб. – зачтена сумма использованного финансирования в счет уменьшения начисленных страховых взносов на травматизм.
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №11, ноябрь 2011 г.
Начать дискуссию