Когда приходовать товар – в момент получения или предшествующий ему момент выписки накладной? Как отбиться от претензий человека, которому предыдущее руководство компании «нарисовало» запись в трудовой? Должен ли работодатель оплачивать сотруднику, направленному на курсы повышения квалификации, компенсацию за обучение в выходной день? Как правильно ставить печать на приходном кассовом ордере? Какой способ лучше выбрать для нумерации договоров компании?
Ответы на эти вопросы – в очередном обзоре форума Клерк.Ру.
Таков приход
«Впервые получаем товар издалека, - пишет Аноним. - Получилось так, что накладная и счет-фактура от поставщика выписаны 29 сентября. А получили мы товар (дата на экспедиторской расписке) 7 октября. Когда оприходовать товар и принять к вычету НДС? Датой выписки счет-фактуры или в момент получения товара?».
«Если в договоре нет ничего экстраординарного про переход права собственности, то, по общему правилу, право собственности переходит в момент передачи товара первому перевозчику, - отвечает Ярослав. - Т.е. вы должны приходовать товар по дате накладной».
«Получается, что я приходую товар сентябрем, а транспортные расходы на доставку товара по этой накладной - октябрем? – уточняет Аноним. - Вообще-то я хотела транспортные расходы включить в стоимость товара...».
«Ну, значит, не судьба», - утешает ее Ярослав.
«Куда же мне все-таки деть транспортные расходы?» - спрашивает Аноним.
«На 44 счет, - отвечает Ярослав. - Если до Нового года товар не продадите полностью, посчитаете транспортные расходы на остаток товара».
«А можно ли сделать так, - интересуется Аноним (другой):
1. 29 сентября Д41 "товары в пути" К60 "Продавец" - приобретен товар;
2. 07 октября Д41 "товары в пути" К60(76) "Транспортная организация" - оказаны услуги транспортной организацией;
3. 07 октября Д41 "товары на складах" К41"Товары в пути" - сформирована фактическая с/с с учетом транспортных расходов.
Если "да", то такой вариант должен быть прописан в учетной политике?».
«Считаю, что вы можете так сделать, - пишет Ярослав. - Могут придраться насчет формального нарушения требования ПБУ 5/01 о том, что фактическая себестоимость МПЗ не должна изменяться. Но по сути нарушения нет. Нигде не написано, что фактическая себестомиость должна формироваться одномоментно. Что касается "прописывания" в УП, то мне кажется, что нет такой надобности. Вполне достаточно, если будет написано, что транспортные расходы включаются в стоимость товаров. Вы всегда можете сослаться на этот пункт УП».
«Правильно ли я понимаю, что согласно ст. 320 НК РФ существуют только два варианта учета транспортных расходов, - уточняет Аноним (другой):
1. включать в стоимость приобретенного товара;
2. включать в состав издержек обращения и определять размер расходов по среднему проценту».
«Так и есть, - подтверждает Ярослав. - Транспортные расходы вместе со стоимостью товара - это прямые расходы в торговле.
Только насчет "среднего процента" уточнение. Более точно - нужно считать долю транспортных расходов на остаток товаров. При этом вовсе не обязательно учитывать остаток любых товаров. Вполне можно считать по остатку именно тех товаров, с которыми транспортные расходы связаны».
«А можно ли в УП прописать, что товары приходуются на сч41 по дате фактического поступления независимо от даты отгрузки поставщиком?» – спрашивает Ila2010.
«Товары должны приходовать по дате перехода права собственности, в тот момент, когда они становятся вашими, - отвечает Ярослав. - С этого момента они должны учитываться у вас на балансе. Если вы хотите приходовать товары по дате получения, то пишите в договоре, что момент перехода права собственности на товар определен датой его получения покупателем. А в УП ничего писать не надо, потому что подобная запись нарушает законодательство».
Нарисуйте мне стаж
Люба.Любарассказывает о казусе в своей профессиональной деятельности: «Предыдущий бухгалтер, не оформляя сотрудника, сделала запись в ее трудовой книжке- "принята на должность 25 мая 2007 года", и печать еще поставила. (Записала, я так поняла, под нажимом старого директора - якобы для стажа, оба , кстати уже уволились). У "сотрудницы" в это время был уже ребенок 5 месяцев. Сейчас она пришла для того, чтобы ей сделали запись об увольнении. Вот сижу, думаю ,как выпутаться. Никаких упоминаний о ней и, естественно, выплат, начисления налогов и т.д. нет. Чем может нам это грозить?».
«Увольте ее 26 мая 2007 года, - советует Toriя. - Кто знает, что у нее на уме? Встречаются умники, которые обращаются в суд за невыплаченной зарплатой...».
«Я ей сходу предложила написать, что запись ошибочно сделана (мне кажется, что это единственный правильный выход), - продолжает Люба.Люба. – Но ей НУЖЕН стаж - ничего не доказать, не слушает ничего. Естественно, угрожает и трудовой комиссией, и судом. Понятно, что блеф чистой воды -как она сможет доказать ,что работала? Сотрудники подтвердят, что ни разу ее в магазине не видели».
«А на чём может настаивать человек, который реально не работал? – недоумевает Аноним. - И какой может быть стаж без взносов? Трудовой договор у неё на руках есть? К работе не приступила, следовательно, он не состоялся, даже если и был заключён. И кто при 5-месячном ребёнке ей пособие до полутора лет оплачивал?».
«Просто делаете запись о недействительности записи о приеме и выдаете книжку фальшивой "работнице", - пишет Kassir. - Либо просто элегантно посылаете ее куда подальше, пускай делает что сможет. Иначе этакая, которой "ничего не доказать, не слушает ничего", потом потребует зарплату за весь период с компенсацией за несвоевременную выплату, а откажетесь - так снова продолжит "угрожать и трудовой комиссией и судом". Ей нужен стаж - так пускай и выкручивается как хочет. А Вам оно надо? Ведь если получится, что у Вас числился работник и не получал з/п, то, сами понимаете, по головке не погладят в суде. Советую просто сказать ей строго: "Так, всё, ничего я писать не буду, Вы свободны, попрошу очистить помещение", и все, закончить разговор».
«Я считаю, Вам бояться нечего, - добавляет ks-77. - Раз она по документам у вашей организации не прошла, сотрудники знать ее не знали, не видели - все козыри у Вас. Пишите от себя служебку: мол, такая-то явилась, то-то запрашивает, с моей стороны не вижу необходимости удовлетворять ее просьбу по тем-то причинам. Подписываетесь и дату. Можно собрать подписи от сотрудников в подтверждение Ваших слов. И все! Либо она ее подписывает, и Вы ей пишете "Запись под номером... недействительна", либо пусть идет в суд. Коротко и ясно. Пусть ищет ту бухгалтершу с тем директором, и они ей пишут, что хотят».
Не хочу учиться
«Работодатель направляет меня на курсы повышения квалификации, - сообщает Аноним. - Так получилось, что курсы эти состоятся в мой выходной день. Приказ о направлении на учебу составлять не хотят, возместить мне выходной отгулом отказываются, оплатить по среднему заработку - тоже, мотивируя это тем, что обучение проходит без отрыва от производства. Правомерно ли такое поведение работодателя? Обучающая организация имеет и свидетельство, и лицензию».
«Наши сотрудники, например, с удовольствием учатся бесплатно даже в свой выходной, - замечает еще один Аноним. - Знания - это то, что останется с вами, даже если вы уволитесь».
«Да уж, - бросает реплику Генук. - Представил себе абитуриента, который говорит: "Заплатите мне, тогда пойду учиться в ваш университет».
«Можно, конечно, и так все расценить, а можно посмотреть и с другой стороны, - протестует автор темы. - Обучение, насколько мне известно, это право работника, а не его обязанность, а посвятить обучению выходной день, поверьте, бывает очень проблематично. И вопрос задавался не для субъективной моральной оценки, а с целью узнать, правомерно ли поступает работодатель».
«Не ходите, раз вам не надо, - отвечает Аноним. - В чем проблема-то? Без согласия вашего вас не могут направить учиться».
Печать на ПКО
«Подскажите, как правильно оформляется приходный кассовый ордер, - просит Аноним. - Т.е. как ставить печать на квитанции, и какой вид у ордера, подшитого в кассе. Если на самом ордере вообще ничего не ставить - ни печать, ни часть печати, не могут ли посчитать это нарушением при проверке? Или если ставить печать на обе половинки, не могут ли возникнуть проблемы у клиента? Например, не примут такую квитанцию при социальном вычете. И для чего вообще это страховка с идентификацией двух половинок?».
«А ни в одном документе и не прописана такая страховка, - отвечает Просто Таша. - Так исторически сложилось. Не могут посчитать это нарушением при проверке. ПКО - документ внутренний, на нем достаточно подписей ответственных лиц. На РКО же печать не ставим, и всех это устраивает. А вот на квитанции к ПКО печать по логике должна быть полная, чтоб в случае чего тот, кто вносил деньги, мог доказать, что отдал их именно в кассу этого предприятия».
«Опять слепая вера в "Круглую синюю печать", - негодует BorisG. - Пора бы зарубить на носу, что сама по себе печать ничего не доказывает».
«В те времена былинные, по рассказам древних, свирепствовал страшный дракон - ОБХСС, отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности, - раскрывает тайну Генук. - Собственность была практически только одна - общая. И проверяли общее движение денег, без различия конкретных предприятий. Посадить могли за несколько рублей. Вот почему бухгалтеры ставили печать посередине линии разреза - чтобы следователю можно было доказать без всякой экспертизы, что ордер и корешок были одним документом... Уже двадцать лет, как юридические лица полностью независимы друг от друга. Внутренняя проверка кассы вашего предприятия абсолютно независима от внутренней проверки кассы другого предприятия. Поэтому если Ваше руководство устраивает ПКО без всяких печатей, если оно Вам доверяет, то и не надо лепить на свою часть... А вот политику руководства контрагента Вы не знаете и знать не можете. Вот почему ставьте полную печать на корешок для них. Это 100% гарантии, что не придёт нудная просьба о переделке».
Нумерация – дело тонкое
«Недавно зарегистрировали фирму, - пишет makdak. - Сейчас составляем первый договор. У меня маленький простой вопрос: какой ставить номер договора? Есть ли какие-то правила? Где-то видел такой формат: 0001-2011. Как проще и лучше?».
«Такие форматы обычно используют, когда количество заключаемых договоров очень большой, или есть четкое разграничение по видам сделок или отделам, - отвечает Alushka. - В одной из компаний, например, количество договоров у нас не превышало 1000 в год. Каждый год шла новая нумерация - начиная с 001, 002...022 и т.д. Кому как удобно».
«Если договоров мало - можно их не нумеровать, хватит даты», - считает булатова.
«Я делаю следующим образом: №14/10-11 в формате дата/месяц-год», - сообщает Трусиха.
«Получается ссылка на него - договор №14/10-11 от 14.10.2011, - замечает булатова. - Не проще ли так: Договор б/н от 14.10.2011».
«Если компания заключает кучу договоров разной тематики, тем более с одним и тем же контрагентом, в номере договора можно для удобства отражать вид договора, - советует Гренка. - Например, купля-продажа - №КП-..., поставка - №П-..., агентский - №АГ-..., и т.д.».
«Да по-всякому можно нумеровать договоры, - пишет Аноним333. - В зависимости от того, какие виды, сколько их и т.д.
Если, к примеру, займы бывают раз в год, то их лучше вообще не нумеровать. Если чаще, то ставить просто порядковый номер. Если у меня, к примеру, идет много договоров аренды по одному зданию, формировать номер договора, исходя из порядкового его номера и номера помещения. И конечно, вести регистрацию договоров.
Номер по дате? Не вижу смысла, дата заключения и так является одним из реквизитов. И потом, что делать, когда в один день заключается много однородных договоров? Сплошь и рядом такое бывает. И что тогда, нумеровать их 1/10-11-1, 1/10-11-2 и т.д.? А смысл лишние цифры писать?».
Начать дискуссию