В целях снижения фискальной нагрузки на малый и средний бизнес для таких компаний предусмотрен пониженный тариф по уплате взносов на обязательное социальное страхование. Но все это хорошо только до тех пор, пока выполняются условия для применения пониженных тарифов, установленные законом. Как только право на льготу потеряно, у плательщика страховых взносов возникают проблемы. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ от 15.09.11 № 3333-19)
Скачать ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ от 15.09.11 № 3333-19
ЛЬГОТНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Во все времена для малого бизнеса существовали налоговые преференции. Одной из них является возможность применять упрощенную систему налогообложения, которая до недавнего времени позволяла экономить на уплате взносов в государственные внебюджетные фонды.
Однако с введением новых правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование данная льгота была упразднена, что, несомненно, привело к повышению фискальной нагрузки на малые предприятия.
В целях поддержки налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществ-ляющих некоторые виды деятельности в производственной и социальной сфере, Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ) был дополнен нормами, установившими для них переходный период. В течение 2011–2012 годов такие налогоплательщики будут уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ по пониженным тарифам в размере 18 процентов вместо 26 процентов (ч. 3.2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).
Чтобы воспользоваться этой льготой, основным видом экономической деятельности налогоплательщика, применяющего УСН, должен быть один из видов, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.
При этом основным видом экономической деятельности налогоплательщика признается только тот, доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по которому составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов (ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).
Проверять соответствие доли дохода от основного вида деятельности критерию, установленному Законом № 212-ФЗ, необходимо по истечении отчетного (расчетного) периода.
Расчетным периодом по уплате страховых взносов считается календарный год, отчетными – I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года и календарный год (подп. 1, 2 ст. 10 Закона № 212-ФЗ). Таким образом, расчет доли производится по доходам, определяемым нарастающим итогом с начала календарного года.
Если доля доходов по итогам отчетного периода составит не менее 70 процентов, то страховые взносы в Пенсионный фонд РФ уплачиваются по пониженному тарифу. Проблемы могут возникнуть в том случае, если доля доходов не дотянет до установленного минимального размера.
КОГДА ПРАВО ПОТЕРЯНО
Действия плательщика в случае потери права на применение льготного тарифа страховых взносов описаны в части 1.4 статьи 58 Закона № 212‑ФЗ.
Если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности плательщика страховых взносов не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности (то есть доля доходов менее 70%), он лишается права на пониженный тариф страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие. В этом случае сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в Пенсионный фонд РФ в установленном порядке.
Таким образом, независимо от того, в каком отчетном периоде нарушено условие о доле доходов от осуществления основного вида деятельности, пересчет страховых взносов производится с начала календарного года. Причем доплатить придется не только разницу по страховым взносам, но и соответствующую сумму пеней.
Временные трудности
Нормы части 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ построены таким образом, что начать использовать пониженные тарифы страховых взносов можно не только с начала календарного года, но и по истечении любого отчетного периода.
Например, организация решила выпускать пищевые продукты. В течение восьми месяцев шли подготовительные работы и доходов от этого вида деятельности не было. В это же время организация получила незначительные доходы от другой, не подпадающей под льготу, деятельности. В сентябре началась продажа пищевых продуктов, но по итогам 9 месяцев доля доходов от их продажи была менее 70 процентов. А вот по итогам календарного года выручка превысила 70 процентов, и организация получила право применять пониженный тариф страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, то есть с 1 января.
Другая ситуация может сложиться, когда у организации доля доходов от основного вида деятельности колеблется и в разные отчетные периоды составляет то более 70 процентов, то менее указанной величины.
В таком случае компания должна руководствоваться нормами законодательства и уплачивать страховые взносы, рассчитанные по тарифам, применять которые она обязана по итогам каждого отчетного периода.
Действующее законодательство не содержит запрета на возможность повторного применения пониженных тарифов страховых взносов в течение одного расчетного периода (календарного года). Это подтверждает и Минздравсоцразвития России в комментируемом письме.
Так, если доход компании от основного вида деятельности за полугодие ниже 70 процентов, она обязана пересчитать страховые взносы по общеустановленному тарифу с начала календарного года.
Если впоследствии доход организации от такой деятельности за 9 месяцев превысит 70 процентов, то она сможет применять пониженный тариф страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода (с 1 января) и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам путем их возврата или зачета.
Пени
Минздравсоцразвития России, упоминая о возможности возврата или зачета суммы страховых взносов после повторного перерасчета страховых взносов по пониженному тарифу, ничего не сказало о подлежащей уплате по итогам полугодия сумме пеней. Не говорится об этом и в Законе № 212-ФЗ.
Получается, что если по итогам 9 месяцев организация вновь получает право применять пониженные тарифы страховых взносов с 1 января, то фактически она не производила уплату страховых взносов, рассчитанных за полугодие исходя из общеустановленных тарифов, в более поздние сроки. Следовательно, не было оснований и начислять пени (п. 1 ст. 25 Закона № 212-ФЗ). Таким образом, сумму уже перечисленных пеней надо признать излишне уплаченной и возвратить (зачесть) организации на основании пункта 24 статьи 26 Закона № 212-ФЗ.
Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №20, октябрь 2011 г.
Начать дискуссию