Налог на прибыль

Тонкости совершения представительских расходов

Для поддержания международных связей, обмена опытом, проведения совещаний и конференций бюджетные учреждения принимают у себя как иностранные делегации, так и представителей учреждений, расположенных на территории РФ. В статье рассмотрен порядок отражения представительских расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

Для поддержания международных связей, обмена опытом, проведения совещаний и конференций бюджетные учреждения принимают у себя как иностранные делегации, так и представителей учреждений, расположенных на территории РФ. В статье рассмотрен порядок отражения представительских расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

Как можно учесть затраты в составе представительских расходов?

С 01.01.2011 бюджетные учреждения, как являющиеся получателями бюджетных средств, так и получающие на выполнение государственного (муниципального) задания субсидии, осуществляют ведение бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией № 157н[1]. Однако данный документ, регламентирующий организацию бухгалтерского учета, не содержит определения представительских расходов, поэтому обратимся к нормам налогового законодательства.

Подпункт 22 п. 2 ст. 264 НК РФотносит к представительским расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах, в целях установления и поддержания сотрудничества независимо от места проведения мероприятий. Кроме того, в п. 2 ст. 264 НК РФ приводится насколько возможно подробный перечень расходов, относящихся к представительским:

Маркированный список

  • проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для представителей других организаций, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
  • транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • услуги переводчиков, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, во время проведения представительских мероприятий.

В своих разъяснениях Минфин уточняет перечень представительских расходов и указывает, какие расходы не являются таковыми.

Разъяснения Минфина

Реквизиты письма

К представительским расходам относятся

Расходы на переговоры не только с существующими, но и с потенциальными клиентами

От 16.11.2009 № 03-03-06/1/759, от 01.11.2010 № 03-03-06/1/676

Расходы на переговоры не только с юридическими, но и с физическими лицами в том случае, когда последние являются потенциальными клиентами организации

От 27.05.2009 № 03-03-06/1/351

Расходы на переговоры с физическими лицами – клиентами организации, в том числе в неофициальной обстановке (во время завтраков, обедов и иных аналогичных мероприятий)

От 27.03.2009 № 03-03-06/2/64,от 22.03.2010 № 03-03-06/4/26

Расходы на проведение ужинов в ресторане, носящих официальный характер и подтвержденных документально

От 01.11.2010 № 03-03-06/1/675

 

Расходы на организацию официальной встречи с клиентами в части приобретения продуктов питания, в том числе спиртных напитков

От 25.03.2010 № 03-03-06/1/176, от 26.03.2010 № 03-03-06/2/59

Нельзя учесть как представительские расходы

Затраты на оплату проживания участников иностранной делегации

От 16.04.2007 № 03-03-06/1/235

Расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний

От 25.03.2010 № 03-03-06/1/176

Затраты на приобретение продуктов питания (чай, кофе, конфеты, печенье), выкладываемых на стол для контрагентов, ожидающих документы (они не соответствуют положениям п. 2 ст. 264 НК РФ и не могут быть включены в состав представительских расходов в целях налогообложения прибыли)

От 12.05.2010 № 03-03-06/1/327

Затраты на приобретение призов, изготовление дипломов, оформление зала (п. 2 ст. 264 НК РФ не предусмотрены и, следовательно, не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли)

От 25.03.2010 № 03-03-06/1/176

Как подтвердить представительские расходы документально?

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете[2] все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Каких документов будет достаточно для подтверждения представительских расходов? Мнение специалистов Минфина о составе документов, подтверждающих представительские расходы, высказано в письмах от 22.03.2010 № 03-03-06/4/26,от 01.11.2010 № 03-03-06/1/675.В них финансовое ведомство в качестве подтверждающих документов признает:

1) приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;

2) смету представительских расходов;

3) отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются:

– цель представительских мероприятий, результаты их проведения;

– иные необходимые данные о проведенных мероприятиях, а также сумма расходов на представительские цели;

4) первичные документы, в том числе в случае использования каких-либо приобретенных на стороне товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций.

Рассмотрим требования к каждому из перечисленных документов более подробно.

Во-первых, внутренний нормативный акт организации – приказ или распоряжение руководителя об осуществлении расходов на представительские цели – должен содержать цель мероприятия, состав участников, перечень ответственных за проведение мероприятия лиц и задание по утверждению программы и сметы.

Если представительские мероприятия проводятся в организации часто, то целесообразно в начале года составить положение о представительских расходах. В нем руководитель утверждает порядок проведения представительских мероприятий, использования денежных средств, контроля за их использованием, документального подтверждения затрат, а также указывает лиц, ответственных за организацию и проведение представительских мероприятий.

Действующие нормы налогового законодательства не содержат требования о составлении сметы на проведение представительских расходов, однако официальная позиция Минфина и ФНС заключается в том, что для подтверждения представительских расходов смета необходима (Письмо Минфина РФ от 22.03.2010 № 03-03-06/4/26). Более того, наличие сметы позволяет отстоять правомерность совершения расходов в арбитражном суде. Примером может служить Постановление ФАС МО от 05.10.2010 № КА-А41/11224-10.В нем арбитры поддержали организацию, указав, что произведенные расходы соответствуют упомянутым в п. 2 ст. 264 НК РФ и документально подтверждены счетами-фактурами, платежными поручениями, бухгалтерскими справками, оборотными ведомостями, реестрами-расчетами учета представительских расходов, исполнительными сметами.

Что должен содержать отчет о представительских расходах, раскрыто в Письме УФНС по г. Москве от 12.04.2007 № 20-12/034115.В нем налоговики рекомендуют конкретно по проведенным представительским мероприятиям отразить:

1) цель представительских мероприятий и результаты их проведения;

2) дату и место проведения;

3) программу мероприятий;

4) состав приглашенной делегации;

5) участников принимающей стороны;

6) величину расходов на представительские цели.

При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.

В случае приобретения товаров (услуг) на представительские цели подотчетным лицом подтверждающими будут являться первичные документы, выданные соответствующими организациями подотчетному лицу, например кассовые и товарные чеки, акты приема-передачи товаров (оказанных услуг) и т. д., а также авансовый отчет об использовании подотчетных сумм.

При заключении договора со сторонней организацией (например, с предприятием общественного питания) документальным подтверждением осуществления представительских расходов будут служить договор с данной организацией, акт выполнения работ (оказания услуг), счет-заказ, счет-фактура. Если привлекаются переводчики, не состоящие в штате организации, расходы также подтверждаются соответствующими договорами, актами выполненных работ и иными документами.

Если же подтверждающие документы отсутствуют или не оформлены соответствующим образом, осуществленные расходы представительскими не признаются. Аналогичное мнение было выражено в Письме Минфина РФ от 01.11.2010 № 03-03-06/1/675. Данную точку зрения поддерживают контролирующие и судебные органы. В качестве примера можно привести спорную ситуацию, которая была рассмотрена арбитрами в Постановлении ФАС ВСО от 31.03.2011 № А74-2329/2010. В ходе контрольного мероприятия ревизорами было выявлено нарушение, выразившееся в оплате представительских расходов по недостоверным документам. В частности, в ходе встречной проверки было установлено, что кассовые чеки, приложенные к авансовому отчету, не являются чеками торгующей организации, которая была указана в авансовом отчете. Подписи на товарных чеках являются поддельными и не принадлежат продавцам магазина. Перечень продуктов и их стоимость не соответствуют имеющемуся товару данной организации. На основании данных фактов арбитры пришли к выводу, что расходы понесенные бюджетным учреждением, документально не подтверждены, а следовательно, организации обоснованно вменено неправомерное расходование бюджетных средств.

Заметим, что ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций (п. 1 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете).

Должны ли представительские расходы быть ориентированы на результат?

Данный вопрос возникает у многих руководителей. Совещание или конференция прошли, представительские расходы понесены, но сторонами не приняты соглашения, не подписаны договоры, иными словами, нет положительного результата.

В одном из своих разъяснений Минфин указал, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом (Письмо от 19.04.2011 № 03-03-06/1/248).

Таким образом, если перечень представительских расходов соответствует приведенному в НК РФ, расходы документально подтверждены и обоснованы, то отсутствие положительного результата не является основанием для непризнания их при исчислении налога на прибыль.

Являются ли представительские расходы нормируемыми?

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Таким образом, для целей исчисления налога на прибыль представительские расходы являются нормируемыми.

Перечень расходов, относимых к оплате труда, содержится в ст. 255 НК РФ. Стоит отметить, что в отличие от перечня расходов, учитываемых по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ согласно Указаниям о порядке применении бюджетной классификации РФ[3], перечень расходов на оплату труда в ст. 255 НК РФ гораздо шире. Так, к расходам на оплату труда гл. 25 НК РФ относит:

– стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством РФ коммунальных услуг, питания и продуктов, а также бесплатного жилья;

– затраты на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством РФ работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников;

– фактические затраты на оплату проезда работников и лиц, находящихся у них на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая затраты на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Однако для расчета предельного размера представительских расходов надо брать начисленную сумму расходов на оплату труда (п. 4 ст. 272 НК РФ).

На основании п. 7 ст. 274,ст. 315 НК РФ при расчете налоговой базы по налогу на прибыль доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Следовательно, в течение налогового периода сумма расходов на оплату труда в целях обложения налогом на прибыль увеличится. Значит, будет изменяться и предельный размер представительских расходов, который может быть учтен в целях налогообложения.

Пример 1.

Бюджетным учреждением с целью обмена опытом приглашена делегация из США, состоящая из 12 чел. Оплата приема и обслуживания иностранной делегации произведена за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, не облагаемых НДС. Общая сумма расходов составила 45 315 руб. Фонд оплаты труда за 9 мес. 2011 г. (январь – сентябрь) – 853 316 руб.

Следует определить сумму представительских расходов, подлежащую включению в состав расходов при исчислении налога на прибыль.

Сумма представительских расходов, которую можно включить в состав расходов при исчислении налога на прибыль, составит 34 133 руб. (853 316 руб. x 4%). С учетом того, что произведенные расходы на прием и обслуживание иностранной делегации превышают установленные нормативы на 11 182 руб., они могут быть учтены в последующих отчетных периодах текущего календарного года.

Возможно ли осуществление представительских расходов за счет средств бюджета?

Отметим, что ранееПорядок расходования средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также финансируемыми за счет бюджетных средств организациями и учреждениями был утвержденПостановлением Правительства РФ от 21.03.1994 № 222. С 30.11.2009 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.11.2009 № 918 данное постановление утратило силу.

В соответствии со ст. 38 БК РФ целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом в силу ст. 184.1 БК РФ законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета. Направление расходования бюджетных средств у конкретных бюджетополучателей отражается в утверждаемых сметах доходах и расходах бюджета.

Таким образом, если конкретному бюджетополучателю доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на совершение представительских расходов по предусмотренной статье расходов бюджетов, то он вправе их осуществить.

Как отразить представительские расходы в бухгалтерском учете?

Несмотря на специфический характер затрат бухгалтерский учет представительских расходов не вызывает затруднений и сводится в основном к отражению операций по договорам возмездного оказания услуг и расчетам с подотчетными лицами.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ расходы на прием и обслуживание представителей иностранных организаций (в том числе буфетное обслуживание при проведении переговоров) относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Расчеты учреждения с торговыми организациями и предприятиями общественного питания по буфетному обслуживанию отражаются с использованием счета 0 302 91 000 «Расчеты по прочим расходам» (п. 127 Инструкции № 174н[4]).

Сумма НДС, предъявленная учреждению организациями, оказывающими вышеприведенные услуги, отражается записью (п. 112 Инструкции № 174н):

Дебет счета 2 210 01 560«Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»

Кредит счета 2 302 91 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам»

Что касается оплаты расходов на прием и обслуживание делегаций и отдельных лиц, она может быть произведена как за наличный, так и за безналичный расчет.

Оплата представительских расходов наличными денежными средствами осуществляется путем выдачи денег в подотчет и отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами» и кредиту счета 201 34 610 «Выбытия из кассы» (п. 105 Инструкции № 174н).

Перечисление средств в оплату услуг организации общественного питания будет отражаться по кредиту счета 0 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» (п. 73 Инструкции № 174н).

Принятие к бухгалтерскому учету произведенных представительских расходов осуществляется следующим образом (п. 61 Инструкции № 174н):

Дебет счетов 4 401 20 290«Прочие расходы», 2 109 80 290 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов»

Кредит счета 0 302 91 730«Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам», соответствующих счетов аналитического учета счета счета 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами» и кредиту счета 201 34 610 «Выбытия из кассы» (п. 105 Инструкции № 174н).

Пример 2.

Бюджетное учреждение за счет бюджетных средств, выделенных на выполнение государственного задания, провело семинар по медицинской тематике. Для участников семинара в перерыве был организован кофе-брейк, общая сумма расходов составила 11 350 руб. Денежные средства были выданы в подотчет заместителю руководителя учреждения в сумме 15 000 руб., которым был предоставлен авансовый отчет по окончании мероприятия. Излишне выданные денежные средства были возвращены в кассу учреждения.

В бухгалтерском учете учреждения операции отразятся следующим образом

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

Выданы денежные средства в подотчет на представительские расходы

4 208 91 560

4 201 34 610

15 000

Представлен авансовый отчет по расходам на проведение мероприятия

4 401 20 290

4 208 91 660

11 350

Возвращены подотчетным лицом излишне выданные денежные средства в кассу учреждения

(15 000 - 11 350) руб.

4 201 34 510

4 209 91 660

3 650

Пример 3.

Бюджетное учреждение организовало научную конференцию, на которую были приглашены иностранные делегации. Оплата услуг общественного питания в сумме 47 200 руб. (в том числе НДС – 7 200 руб.) произведена с лицевого счета организации. Расходы совершены за счет средств от оказания учреждением облагаемых НДС платных услуг. Лицевой счет обслуживается в ОФК.

В бухгалтерском учете учреждения операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

Отражена стоимость услуг общественного питания*

2 109 80 290

2 302 91 730

40 000

Отражен «входной» НДС, предъявленный учреждению

2 210 01 560

2 302 91 730

7 200

Принят к вычету НДС**

2 303 04 830

2 210 01 660

7 200

Отражено перечисление денежных средств за услуги общественного питания

2 302 91 830

2 201 11 610

47 200

* Для упрощения примера предположим, что представительские расходы не превышают норматива, установленного п. 2 ст. 264 НК РФ.

** Предъявленные учреждению суммы НДС по представительским расходам принимаются к вычету при наличии счета-фактуры и при условии, что указанные расходы уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. При этом суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем нормативу, установленному для целей гл. 25 НК РФ (п. 7 ст. 171 НК РФ).


[1]Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2]Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[3] Утверждены Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 190н.

[4]Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Начать дискуссию